Типичные ошибки в русском языке: грамматические, речевые и орфографические. Ошибка в построении сложного предложения Как определить ошибку в построении сложного предложения

Class="clearfix">

Все грамматические ошибки, которые встречаются в речи, можно отнести к одной из трёх групп: словообразовательные (ошибочное словообразование), морфологические (ошибочное образование форм частей речи) и синтаксические (ошибки в построении словосочетаний и предложений). Познакомьтесь с примерами и проверьте себя: нет ли среди этих ошибок актуальных для вас?

1. Ошибочное словообразование .

Оно наблюдается, например, в словах будующий , над смехаться, следущий (правильно: будущий, насмехаться, следующий ).

2. Морфологические ошибки:

Неправильное образование формы существительного: не хватает время , модные польта , свежие торта (нужно: не хватает времени, модные пальто, свежие торты );

Неправильное образование формы прилагательного: более красивее, красивше (нужно: более красивый, красивее );

Неправильное образование формы числительного: с шестьсот рублями,в двух тысяча третьем году (нужно: с шестьюстами рублями, в две тысячи третьем году );

Неправильное образование формы местоимения: ихнего отца, ихние дети (нужно: их отца, их дети);

Неправильное образование формы наречия: откудова, отсюдова (нужно: откуда, отсюда );

Неправильное образование формы глагола: они хочут, ложат, ездиют, я ездию ; пиша письмо (нужно: они хотят, кладут, ездят, я езжу; когда я писал письмо );

3. Синтаксические ошибки:

Нарушение согласования: с группой ребят, увлекающимися спортом (нужно: с группой ребят (каких ?), увлекающих ся спортом );

Нарушение управления: сделать свой кабинет более красивый ; показалось о том, что (нужно: сделать свой кабинет более красивым; показалось, что );

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: растут много деревьев (нужно: растёт много деревьев или растут деревья);

Ошибки в построении предложения с однородными членами: Хочу рассказать о значении книг и почему я их люблю . (Нужно: Хочу рассказать о значении книг и о том, почему я их люблю.);

Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом: Рисуя , мои мысли всегда текли спокойно. (Нужно: Рисуя, я всегда спокойно размышляю . Или: Когда я рисую, мои мысли всегда текут спокойно.);

Ошибки в построении простого и сложного предложения: Мне показалось то, что это сон. Ты не забудешь о человеке никогда, который столько для тебя сделал . (Нужно: Мне показалось , что это сон. Ты не забудешь никогда о человеке, который столько для тебя сделал .);

Нарушение границ предложения: Он тяжело задумался. Поэтому глаза его так печальны . (Нужно: Он тяжело задумался, поэтому глаза его так печальны .);

Ошибки в выборе и употреблении сочинительного или подчинительного союза: Мне нравится этот город из-за того, что он маленький и уютный . (Нужно: Мне нравится этот город, потому что он маленький и уютный . Сравните: Мы поссорились из-за того, что каждый настаивал на своём и не хотел уступить .)


Задание: исправьте ошибки в построении сложного предложения.

1. Большой театр отправил его на пенсию, на которой он больше не танцевал. 2. Я люблю свою Родину, что мы живём под мирным небом. 3. Андрей сравнивал свою жизнь со старым дубом, который рос в лесу, по которому он ехал. 4. Снега было много в лесу, который лежал на ветках и деревьях. 5 К работе подключили и школьников, во главе которой был учитель математики. 6. Сыновья Тараса слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе. 7. Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.

Ошибки при смешении прямой и косвенной речи

Задание: исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях.

1. Прав был Васька Пепел, сказал о Василисе, что «души у тебя нет». 2. Осуждая своих современников, М.Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье». 3. Хозяйка представила меня жильцу и сказала, я им очень довольна.4. Обращаясь к дружине, Игорь сказал, что «хочу поломать копьё о конец поля половецкого». 5. Упрекая князей в разорении земли Русской, автор «Слова» говорит, что «вы своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую». 6. Студент грустно сказал, что я еще пока не готов отвечать.

РЕШЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ

Задание: Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Тест 1

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. Он отказался со всеми студентами участвовать в мероприятии. 1)ошибка в нанизывании инфинитивов
Б. Открыв окно, мне стало холодно. 2) ошибка в согласовании иноязычных географических названий и определяемого слова
В. К тому времени у него уже была молодая жена и большая библиотека. 3) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Г. Я не решался обратиться просить написать заметку в газету. 4) ошибка в построении предложения с причастным оборотом
Д. В штате Техасе были проведены учения. 5) ошибка в построении предложения с однородными членами
6) неудачный порядок слов в предложении.
7) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Ответ:

А Б В Г Д

Тест 2

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. Корчагин твёрдо заявляет, что к будёновцам я обязательно перейду.
Б. Выставка-просмотр открыт ежедневно.
В. Охотник увидел барса, но он был не из трусливых. Он положил ружье, привязал собаку, взял рюкзак и побежал за ним. 3) нарушение порядка слов при использовании двойных сопоставительных союзов
Г. Из разговора Лизы и Софьи мы узнаём о Чацком, выросшем в этом доме, который сейчас где-то путешествует. 4) ошибка, связанная с неправильным употреблением местоимений
Д. Жизнь крестьян изображена в произведениях многих русских писателей- классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой, Чехов. 5) отрыв придаточного определительного предложения со словом который от определяемого существительного
7) смешение прямой и косвенной речи

Ответ:

А Б В Г Д

Тест 3

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. Эта книга научила меня честности, смелости и уважать друзей. 1) нарушение порядка слов при использовании двойных сопоставительных союзов
Б. Народные массы не только создают материальные блага, но и великие сокровища культуры. 2) пропуск члена предложения
В. Владик кое-как прибил доску и побежал в волейбол.
Г. Связь с революционерами: Николаем Ивановичем, Сашей, Софьей и другими –оказали огромное влияние 4) загромождение сложного предложения придаточными
Д. Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю. 5) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
6) нарушение границ предложения
7) неправомерное столкновение близких по значению подчинительных союзов

Ответ:

А Б В Г Д

Тест 4

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1) загромождение сложного предложения придаточными
Б. Помещики, капиталисты и самодержавие жили в роскоши. 2) ошибка, связанная с неправильным употреблением деепричастного оборота
В. Копившаяся много лет ненависть против крепостников вылилось в подлинно народное восстание. 3) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г. Врачи считают, что болезнь настолько серьёзна, что приходится опасаться за жизнь больного.
Д. Используя этот крем, кожа ваша станет нежнее. 5) нарушением связи между подлежащим и сказуемым
6) ошибка, связанная с нарушением норм управления
7) ошибка, связанная с нарушением порядка слов в предложении

Ответ:

А Б В Г Д

Тест 5

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. Взобравшись на крышу сарая, Павке хорошо был виден сад Лещинских. 1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б. Много молодежи пришли на вечер танцев.
В. В майские дни толпы людей можно было видеть повсюду: на улицах, площадях, бульварах, скверах. 3) ошибка, связанная с неправильным употреблением деепричастного оборота
Г. Эту селедку дала мне продавщица Люба, ввиду жары она уже припахивала. 4) ошибка, связанная с нарушением норм управления
Д. Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ. 5) допущена двусмысленность, связанная с неправильным употреблением личного местоимения
6) ошибка, связанная с нарушением порядка слов в предложении
7) ошибка в построении предложения с однородными членами

Ответ:

А Б В Г Д

Тест 6

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. За последний год я прочитал несколько романов, художественных произведений, повестей и рассказов 1) ошибка, связанная с неправильным употреблением деепричастного оборота
Б. Боясь грозы, старуха спрятала голову под подушку и держала ее там, пока она не кончилась. 2) ошибка в построении предложения с однородными членами
В. Согласно приказа ректора университета переходит на шестидневную форму обучения. 3) допущена двусмысленность, связанная с неправильным употреблением личного местоимения
Г. Глядя на эту ветку сирени, мне вспомнилась моя молодость. 4)неправильное построение предложения с косвенной речью
Д. Никто из пришедших не поздоровались с ней. 5) неверное образование формы причастия
6) нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Ответ:

А Б В Г Д

Тест 7

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками. 1) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б. Проходя по дачному поселку, на меня пахнуло свежесть жасмина. 2) допущена двусмысленность, связанная с неправильным употреблением личного местоимения
В. В своем сочинении я хотела рассказать о великих людях и чему учат их подвиги. 3) ошибка в употреблении действительного причастия вместо страдательного
Г. Управляющий производства отклонил данное предложение. 4) ошибка, связанная с нарушением порядка слов в предложении
Д. В комнате, возле печки, стояла девушка; она была жарко натоплена. 5) ошибка, связанная с нарушением норм управления
6) неправильная расстановка частей составного союза при однородных членах
7) ошибка, связанная с неправильным употреблением деепричастного оборота

Ответ:

А Б В Г Д

Тест 8

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. Он считал, что будто мы его неправильно поняли. 1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б. Благодаря умелого руководства, в истекшем году прибыль возросла почти вдвое. 2) смешение прямой и косвенной речи
В. Большинство учителей и методистов объединило свои усилия в решении важной проблемы.
Г. Варвара говорит Катерине, что я не умела лгать, но научилась. 4) неправомерное столкновение близких по значению подчинительных союзов
Д. Машина будет использована не только для решения задач, а также для контроля.
6) ошибка в образовании формы существительного
7) ошибка, связанная с нарушением норм управления

Ответ:

А Б В Г Д

Тест 9

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. По завершению урока учитель вышел из класса, чтобы отдохнуть. 1) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б. Моя сумка не так красива, чем у подруги. 2) ошибка в построении сложного предложения: неоправданное повторение одинаковых союзов
В. Врачи считают, что болезнь настолько серьёзна, что приходится опасаться за жизнь больного. 3) неправильная расстановка частей составного союза при однородных членах
Г. Я впервые прочитал роман «Капитанскую дочку», когда учился в третьем классе 4) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Д. В одной из комнат, разграбленный бандитами, стоял запыленный стол. 5) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
6) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
7) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Ошибки в построении сложного предложения

Значительные речевые затруднения вызывает использование сложных предложений. Им и будут посвящены последние страницы нашего пособия.

Сложным принято называть предложение , имеющее в своём составе два или несколько простых предложений, образующих в смысловом и интонационном отношении единое целое, к примеру: Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид?; Владимир с ужасом заметил, что он заехал в незнакомый лес.

Части сложного предложения, соединяясь между собой сочинительной или подчинительной связью, образуют сложносочинœенные или сложноподчинœенные предложения. Сложносочинœенные предложения – такие сложные предложения, части которых связаны сочинительными союзами (а, но, и, зато, или … или, то … то и т.д.), к примеру: Ты сер, а я, приятель, сед; Сон одолел меня, и я заснул в каком-то блаженном упоении . Сложноподчинœенные предложения – такие, части которых (ᴛ.ᴇ. главное и придаточные предложения) связаны подчинительными союзами или союзными словами (что, когда, который, как, потому что, хотя и т.д.): Крайнев поднял голову и увидел, как в открытые ворота въехала колонна машин; Я мне могу точно сказать, когда это началось.

Часто встречающаяся синтаксическая ошибка неупорядоченность структуры сложного предложения , которая затрудняет восприятие смысла высказывания, к примеру: На комбинате много сотрудников, хорошо показавших себя в труде и характер работы которых соответствует избранной специальности (нужно : На комбинате много сотрудников, работающих по специальности и хорошо показавших себя в труде ); Главное, чему крайне важно уделить внимание, - ϶ᴛᴏ художественной стороне произведения (нужно : Необходимо уделить внимание художественной стороне произведения. Это главное или: Главное, чему крайне важно уделить внимание, - ϶ᴛᴏ художественная сторона произведения ); Цитаты эти – неизвестно откуда автор их заимствовал (нужно : Автор не указывает источники цитат ); Комиссия осмотрела общежитие, которому в свое время было уделœено много средств и внимания, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ находится в бывшем гараже (возможно : Комиссия осмотрела общежитие, оборудованное в здании бывшего гаража на выделœенные руководством средства).

1.Иногда неточный порядок слов мешает верному осмыслению придаточного предложения:непонятно , к какому члену главного предложения оно относится, к примеру, в предложении: Вопрос к господину Руцкому, который не может не волновать всœех нас, – не может не волновать относится к слову вопрос или к словам господин Руцкой? Очевидно, более точным будет: Вопрос, который не может не волновать всœех нас, хотелось бы адресовать господину Руцкому или: Господин Руцкой! Позвольте Вам задать вопрос, волнующий всœех нас. Ещё пример: Руководители, делая незначительные уступки работникам, которые нисколько не улучшили их положение, стараются предотвратить забастовку. Возможный вариант: Руководители, стараясь предотвратить забастовку, делают работникам незначительные уступки, нисколько не улучшающие их положение.

2. Средством связи частей сложноподчинённого предложения могут служить соотносительные слова указательные местоимения, находящиеся в главном предложении и прикрепляющие к себе придаточное, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ конкретизирует их значение, к примеру: Особенно страшно было то , что над огнём, в дыму летали голуби . Соотносительное слово крайне важно, если в главном предложении есть частица даже, только, лишь и т.п. и если придаточное предложение поясняет слово, с которым непосредственно не может сочетаться: Мы поняли только то , что Андрей провалил экзамен; Я всœегда был за то , чтобы прекратить наши споры и найти разумное решение. В остальных случаях их использование необязательно или противопоказано.

В последние годы очень часто приходится сталкиваться с неоправданным или неправильным употреблением соотносительных слов . К примеру, в предложениях: Мы подумали то, что экзамен будет летом; Я мечтаю, то что я буду юристом – нет никаких оснований для употребления соотносительного слова то . Это грубая ошибка требует обязательного исправления : Мы подумали, что экзамен будет летом; Я мечтаю стать юристом. Соотносительное слово может быть употреблено в неправильной форме: Таня боялась то, что Егор догадается о ее планах. В этом предложении крайне важно исправление ошибки в управлении глаголом местоимением то : Таня боялась того , что Егор догадается о её планах. Но лучше совсœем устранить соотносительное слово: Таня боялась, что Егор догадается о её планах , – так как в этом предложении использование соотносительного слова необязательно, поскольку оно не влияет смысл высказывания.

3. Ошибка зачастую возникает при использовании прямой речи и замене её косвенной . В предложении: Лермонтов печалится по поводу незавидной участи своих современников и говорит, что «Печально я гляжу на наше поколенье», – прямая речь неуместна. В случае если же крайне важно указать на стихотворение, то лучше его процитировать более полно. Высказывание может выглядеть, к примеру, так: Лермонтов глубоко переживает нравственную пустоту и душевную вялость своих современников. В стихотворении «Дума» он с горечью пишет: «Печально я гляжу на наше поколенье, его грядущее иль пусто, иль темно, меж тем…» и т.д.

Другой пример: Как писала мать Раскольникову, что Дуня готова на всё, чтобы помочь брату. Надо : Мать писала Раскольникову, что Дуня готова на всё, чтобы помочь ему.

Предложения, состоящие из двух или нескольких частей, каждая из которых имеет собственную грамматическую основу (подлежащее и сказуемое или один из главных членов), называют сложными. Части могут соединяться с помощью союзов или только с помощью интонации. В письменном тексте части сложного предложения обычно разделяются запятой или другими знаками препинания.

Ошибки в сложносочиненных предложениях

1. Нарушение логико-грамматической связи между частями сложносочиненного предложения: «Мой отец долго не забывал эту историю, но он умер».

2. Использование местоимения во второй части сложносочиненного предложения, приводящее к двусмысленности: «Пусть надежды сбудутся, и они вернутся».

Ошибки в использовании сложносочиненных союзов:

а) соединительных - для связи частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «Вчера был шторм, и сегодня все кругом было спокойно».

б) противительных - для соединения частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «У нас во дворе растет береза, но на ней тоже набухают почки».

в) двойных и повторяющихся: «Не то птица села на воду, или обломки разбитой лодки плывут по морю».

г) неоправданный повтор союзов: «И вдруг девочки увидели маленькую черную точку, и у них появилась надежда».

д) неудачный выбор союзов: «Митраше было десять лет с хвостиком, но сестра была старше».

Ошибки в сложноподчиненных предложениях

1. Несоответствие вида придаточного предложения значению главного: «Но они все же дождутся своего отца, так как рыбаков обязательно должны ждать на берегу».

2. Использование сочинения и подчинения для связи частей в сложноподчиненном предложении: «Если человек не занимается спортом, и он быстро стареет».

3. Утяжеления конструкций за счет «нанизывания» придаточных предложений: «Парус появился в море как счастливая весть о том, что с рыбаками все в порядке и что девочки смогут скоро обнять своих родителей, которые задержались в море, потому что был сильный шторм».

4. Пропуск необходимого указательного слова: «Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи».

5. Неоправданное употребление указательного слова: «У меня есть такое предположение, что рыбаков задержал шторм».

6. Неправильное использование союзов и союзных слов при правильном их выборе:

а) употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения: «В комнате на тумбочке стоит телевизор, после школы по которому я смотрю развлекательные передачи».

б) нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым или определительным словом в главном предложении: «На двух полочках – художественная литература, которыми я пользуюсь при подготовке к урокам».

7. Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении: «Прогуливаясь по берегу, я увидела двух девочек, которые сидели на перевернутой лодке, которая лежала у берега верх килем».

8. Использование придаточного предложения как самостоятельного: «Девочки беспокоятся за своих родных. Поэтому так печально глядят они в даль».

Ошибки в бессоюзном сложном предложении

1. Нарушение единства конструкций однородных частей в составе бессоюзного сложного предложения: «На картине изображено: раннее утро, только встает солнце».

2. Разложение частей бессоюзного сложного предложения на самостоятельные предложения: «Одеты девочки просто. На них летние ситцевые платья. На голове у старшей платок».

3. Одновременное использование бессоюзной и союзной связи: «Одежда на девочках простая: которая постарше с платком на голове, в синей юбке и серой кофте, младшая без платка, в фиолетовом платье и темно-синей кофточке».

Ошибки в сложном предложении с различными видами связи

1. Нарушение порядка следования частей предложения: «Волны еще пенятся, но у берега успокаиваются; чем ближе к горизонту, тем море темнее; и поэтому у девочек есть надежда, что отец вернется».

2. Использование местоимений, приводящих к двусмысленности: «Мы видим, что кровать у девочки не заправлена, и она подтверждает, что девочка только что встала».

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 8.

Синтаксические нормы. Ошибки в построении сложного предложения.

Задание № 8. Синтаксические нормы.

Ошибки в построении сложного предложения.

Сегодня, ребята, разберёмся, какие ошибки в построении сложного предложения могут быть в задании №7 , как их найти и как исправить.

Напомню, что сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из нескольких простых. По типу сложные бывают:

  • сложносочинённые
  • сложноподчинённые
  • бессоюзные.

В задании № 7 вам предлагается найти ошибки в построении сложноподчинённых предложений.

Напомню, что сложноподчинённое предложение (СПП) – это предложение, состоящее из двух или нескольких простых, одно из которых является ГЛАВНЫМ , а другое (или другие)- ПРИДАТОЧНЫМ.

От главного к придаточному задаётся вопрос, придаточное зависит от главного, связь в предложении -подчинительная .

А теперь подходим к сути вопроса № 8.

Разберём типичные ошибки. Их довольно много, поэтому я сгруппировала все ошибки по микротемам.

Типичные ошибки в построении сложных предложений (СПП).

Ошибки в использовании подчинительных союзов.

  • Неверно подобранный подчинительный союз.

Каждый тип придаточного имеет свои подчинительные союзы или союзные слова. Использование союза, свойственного для другого типа придаточного, является ошибкой.

Пример.

где было принято соответствующее решение.

Верно.

Вопрос обсуждался на совещании, на котором было принято соответствующее решение (на совещании каком?)

  • Употребление сразу двух подчинительных союзов или союзных слов в придаточном предложении . Запомните, что всегда должен быть только один союз.

Пример.

что насколько .

Верно.

Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, насколько талантливо изобразил автор характеры героев.

  • Запомните, что частица ЛИ употребляется в придаточном в роли подчинительного союза. Поэтому нельзя использовать сразу частицу ЛИ и подчинительный союз.

Пример.

Мы спросили о том, что можем ли

Верно.

Мы спросили о том, можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.

  • Нельзя одновременно использовать сочинительные и подчинительные союзы для соединения двух простых предложений в одном сложном

Пример.

Как только начался спектакль, но вдруг у меня зазвенел телефон.

Верно.

Как только начался спектакль, вдруг у меня зазвенел телефон.

  • Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой .

Пример.

Я попросила друга, чтобы он напомнил мне, чтобы я не забыла на уроки подготовленное сообщение.

Верно.

Я попросила друга, чтобы он напомнил мне принести на урок подготовленное сообщение.

Ошибки, связанные с употреблением указательных слов в главном предложении.

  • Пропуск необходимого указательного слова.

Пример.

Мама постоянно ругает меня, что я постоянно опаздываю на уроки. (Пропущено указательное слово с предлогом «за то»)

Верно.

Мама постоянно ругает меня за то , что я постоянно опаздываю на уроки.

ИЛИ

Мама постоянно ругает меня, потому что я постоянно опаздываю на уроки.

  • Неоправданное употребление указательного слова.

Пример.

У меня есть такое предположение, что он просто не подготовился.

Верно.

У меня есть предположение, что он просто не подготовился.

  • Использование указательного слова в неверном падеже.

Пример.

Учитель указал о том

Верно.

Учитель указал на то , что в сочинении есть ошибки.

Неверное построение сложноподчинённого предложения.

  • Неверное присоединение придаточного предложения , что создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения.

Пример.

В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет городничий. (Городничий управляет ревизором или городом?)

Верно.

В письме говорилось, что в город, которым управляет городничий, едет ревизор.

  • Неверное использование в качестве однородных членов предложения определительного придаточного и причастного оборота.

Пример.

Контрольная работа, назначенная на понедельник

И к которой я готовился, была вдруг отменена.

Верно.

Контрольная работа, которая была назначена на понедельник и к которой я готовился, была вдруг отменена.

  • Употребление неверной формы союзного слова «который».

Пример.

Она была тем героем, которая всегда вызывала во мне восхищение.

(Героем каким?- который)

Верно.

Она была тем героем, который всегда вызывал во мне восхищение.

Алгоритм выполнения задания № 8.

Ошибки в сложном предложении.

  • Найдите грамматические основы , докажите, что это сложное предложение.
  • Докажите, что это сложноподчинённое предло жение (в нём есть главное и придаточное предложение).
  • Посмотрите на союз или союзное сл ово: подходит ли оно по смыслу для данного типа СПП? Нет ли двух союзов (в том числе, частицы ЛИ). Не использован ли неправомерно в главном предложении сочинительный союз? Если союзы не подходят, или если есть два подчинительных союза, или неверно использован сочинительный союз, то это ошибка.
  • Обратите внимание на указательное слово в главном: оправдано ли его использование, или, наоборот, его нет, хотя оно должно быть). Если есть нарушения в использовании указательного слова, то это ошибка.
  • Обратите внимание на построение предложения : не должно быть два одинаковых союза, относящихся к разным простым; не должно быть двусмысленной ситуации при использовании слова «который». Если обнаружили данные ошибки, то предложение построено неверно.
  • Обратите внимание, не использованы ли причастный оборот и придаточное определительное в качестве однородных членов . Если да, то это ошибка.

Приложение.

Таблица

Виды придаточных предложений и подчинительных союзов, союзных слов в них.

Вид придаточных

Вопросы

Подчинительные союзы

Союзные слова.

Определительные

Какой?

Который, какой

каков, чей, что, когда, где, куда, откуда.

Изъяснительные

Вопросы косвенных падежей.

Что, чтобы, как, будто, как будто, частица ЛИ в роли союза «что».

Что, кто, чей, как, когда, где, куда, откуда, почему, отчего, зачем, сколько.

Обстоятельственные

Образа действия

Как?

Каким образом?

Что, чтобы, словно, будто.

Что.

Меры

Сколько?

Что, словно, будто.

Сколько.

Степени

Как? В какой степени?

Что, словно, будто.

Как, насколько.

Места

Где? Куда? Откуда?

Где, куда, откуда.

Времени

Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?

Когда, пока, едва, как только, прежде чем, в то время как, с тех пор, до тех пор, пока, перед тем как, после того как.

Причины

Почему?

Отчего? По какой причине?

Потому что, оттого что, так как, ибо, поскольку, вследствие того что, благодаря тому что.

Следствия

Что из этого следует?

Так что

Цели

Зачем? С какой целью?

Чтобы,

Для того чтобы,

С тем чтобы, дабы.

Условия

При каком условии?

Если,

когда, раз.

Уступки

Несмотря на что? Вопреки ему?

Хотя, несмотря на то что, пусть, пускай.

Кто, что, как, куда, сколько + ни (частица)

Сравнения

Как? В сравнении с чем?

Как, подобно тому как, словно, точно, будто, как будто, чем.

Сопоставительные .

_______

В то время как, между тем как, тогда как,

Если – то.

Присоединительные

______

Что, зачем, почему, отчего, вследствие чего и др.

Таков алгоритм выполнения задания № 8 , если в нём есть задание, связанное с ошибкой в сложном предложении.

Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!

Вера Александровна.

  • < Назад
  • Вперёд >