Превентивная деятельность. Виды превентивной социальной работы

Современная охранно-защитная концепция профилактики предполагает переход от административно-карательных мер к всесторонней медико-психологической, психолого-педагогической и социально-правовой помощи и поддержке семьям и детям группы социального риска, к программам социальной реабилитации и коррекции детей и подростков с отклонениями в психическом и социальном развитии. Международный опыт показывает, что реализация превентивных мер и программ имеет определенные общие тенденции и принципы:

Профессионализация воспитательно-профилактической и охранно-защитной деятельности, введение и подготовка специальных кадров социальных работников, социальных педагогов, социальных реабилитаторов, практических психологов, специализирующихся на практической работе по коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков и оздоровлению условий их семейного и общественного воспитания;

Создание сети специальных превентивных служб и структур, призванных осуществлять социальную и социально-психологическую помощь семье, детям, юношеству (психологические службы и консультации, центры доверия, досуговые и реабилитационные центры, социальные приюты для детей и подростков, попавших в критическую ситуацию);

Признание семьи как ведущего института социализации детей и подростков, осуществление специальных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семье и, в первую очередь, семьям, не справляющимся самостоятельно с задачами воспитания;

Психологизация воспитательно-профилактической и охранно-защитной деятельности, ведущая роль медико-психологической помощи и поддержки в коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, реабилитации несовершеннолетних с различными формами социальной и психической дезадаптации.

В соответствии с этими принципами происходит реорганизация деятельности отечественных социальных институтов, осуществляющих воспитательно-профилактическую работу, которая предполагает, во-первых, существенное сужение сферы деятельности специальных органов ранней профилактики (инспекций и комиссий по делам несовершеннолетних, правоохранительных органов), во-вторых, разработку и внедрение в широкую практику органов народного образования, здравоохранения диагностико-коррекционных и реабилитационных программ для детей и подростков с различными формами психической и социальной дезадаптации, а также создание системы служб социальной, социально-психологической и социально-педагогической помощи семье, детям, подросткам.

Весь этот широкий и во многом новый для нас фронт решаемых в превентивной практике задач не может быть развернут без должного психологического обеспечения и требует интенсивного развития специальной отрасли прикладной психологической науки - превентивной психологии. Задача превентивной психологии - вооружить широкий круг практических работников (педагогов, воспитателей, сотрудников инспекций и комиссий по делам несовершеннолетних, социальных работников и социальных педагогов, практических психологов) психологическим знанием для предупреждения, диагностики и коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних, а также оздоровления условий их семейного и общественного воспитания.

И для превентивной практики, и для превентивной теории важно, прежде всего, определите объект, предмет, область применения и психологический инструментарий, позволяющий решать свои собственные специфические задачи по предупреждению и коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков.

Если в качестве объекта превентивной психологии выступают, в первую очередь, семьи и дети группы социального риска, среди которых существует повышенная вероятность возникновения различных отклонений, требующих адекватных превентивных мер на самых разных стадиях социопатогенеза, то в качестве предмета - природа отклоняющегося поведения, те неблагоприятные факторы, которые обусловливают различные формы психической и социальной дезадаптации детей и подростков. Отсюда первостепенной задачей превентивной психологии, наряду с обеспечением коррекционно-реабилитационной работы, остается выявление природы отклоняющегося поведения, неблагоприятных факторов, обусловливающих социопатогенез, и выработка мер по их нейтрализации.

Выявление такого рода негативных влияний затруднено, прежде всего, потому, что они не выступают изолированно, а представляют, как правило, взаимодействие самых разнообразных факторов, действующих в разных возрастных периодах с разным негативным вкладом и "весом" в развитие отклоняющегося поведения. Так, в свое время Б. Г. Ананьев писал: "Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия на формирование личности), собственной практической деятельности человека" .

В числе разнообразных, взаимосвязанных факторов, обусловливающих генезис асоциального поведения, можно выделить такие, как: индивидный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида; психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания; социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе; личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения; социальный фактор" определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества.

Учитывая, что генезис отклоняющегося поведения детей и подростков имеет сложную многофакторную природу, его изучение требует, во-первых, реализации системного подхода, выявляющего иерархию и взаимосвязь разнообразных неблагоприятных факторов, во-вторых, применения сравнительного анализа, сопоставляющего условия благоприятного социального развития с процессом социопатогенеза, и, в-третьих, реализации междисциплинарного подхода, который не позволяет замыкаться в рамках одной специализации, а, напротив, предполагает использование достижений таких отраслей психологии, как возрастная, социальная, педагогическая, медицинская психология.

Как мы уже отмечали, превентивная практика, направленная на предупреждение социальных отклонений, распространяется не только на несовершеннолетних, но и на все взрослое население страны. Однако сферой применения превентивной психологии является, прежде всего, воспитательно-профилактическая деятельность среди несовершеннолетних. Это объясняется тем, что асоциальное поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается как результат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных, организованных и стихийных, неорганизованных воздействий на личность ребенка, подростка, юноши. При этом большую роль среди причин, обусловливающих различные отклонения, играют социально-психологические, психолого-педагогические и психобиологические факторы, знание которых необходимо для эффективной воспитательно-профилактической деятельности.

Таким образом, именно в профилактике асоциального поведения несовершеннолетних особое значение приобретает психологическое знание, на основе которого исследуется природа отклоняющегося поведения подростков, а также разрабатываются практические меры по предупреждению асоциальных проявлений.

Что же касается предупреждения преступности и правонарушений среди взрослого населения, то в данном случае психологическое обеспечение в большей степени осуществляется в рамках правовой и криминальной психологии, которые, с одной стороны, помогают совершенствовать правовое регулирование в сфере трудовых, производственных и семейно-бытовых отношений, а с другой - изучают личность взрослого преступника, причины, обусловливающие преступления среди взрослого населения и пути их предупреждения с помощью уголовных, административных, дисциплинарных и общественных мер воздействия.

Меры по предупреждению преступности несовершеннолетних включают воспитательно-профилактическую деятельность, которая осуществляется общеобразовательными учебными заведениями, досуговыми социально-педагогическими центрами, психологическими консультациями, службами доверия, центрами педагогической реабилитации и т.д. Предупреждение преступности несовершеннолетних наряду с этим включает меры по пресечению и раскрытию преступлений, осуществляемые правоохранительными органами в процессе суда, следствия, оперативно-розыскной работы.

Далее - это меры пенитенциарного характера, осуществляемые исправительно-воспитательными учреждениями, включая спецшколы, спецПТУ, ВТК, которые играют решающую роль в предупреждении рецидивной преступности несовершеннолетних.

И, наконец, это меры по предупреждению рецидивной преступности несовершеннолетних, осуществляемые правоохранительными органами, общественными организациями, трудовыми, учебными коллективами по отношению к несовершеннолетним, совершившим преступления и ранее понесшим различные меры уголовного наказания (возвратившимся из ВТК, с отсрочкой наказания, условно осужденным и т.д.).

Всю эту важную правоохранительную деятельность по предупреждению преступности несовершеннолетних вряд ли можно отнести к области компетенции превентивной психологии, так как здесь скорее должны развиваться и рассматриваться возрастные аспекты следственной, судебной, пенитенциарной, правовой, криминальной психологии. Что же касается области приложения знаний превентивной психологии, то она в большей степени применима к воспитательно-профилактической работе по нейтрализации негативных влияний, детерминирующих нарушения социального развития несовершеннолетних, а также к мерам воспитания, перевоспитания и коррекции на ранних стадиях педагогической и социальной запущенности.

Вопрос об объекте ранней профилактики, о том, какие несовершеннолетние, с какого возраста, с какими отклонениями должны стать объектом воспитательно-профилактических усилий органов ранней профилактики - один из самых сложных и дискуссионных. Об этом свидетельствуют хотя бы те многочисленные, применяемые без достаточно различимого содержания к детям и подросткам различного возраста, начиная с дошкольного и включая юношеский, понятия "трудный", "трудновоспитуемый", "педагогически запущенный", "социально-запущенный", "дезадаптивный" и т.д.

На какой стадии должны подключаться к работе с несовершеннолетним превентивные, правоохранительные органы, органы специальной и общей профилактики? Этот вопрос имеет также немаловажное значение при определении предмета и содержания превентивной психологии.

Видимо, сферу применения превентивной психологии следует относить к той воспитательно-профилактической деятельности, которая распространяется на ранний, так называемый докриминальный уровень социальной дезадаптации. В этот докриминальный период несовершеннолетний еще не приобщен к преступной деятельности, пресечением которой должны заниматься правоохранительные органы, но, тем не менее, его социальное развитие протекает неблагоприятно, характеризуется отчуждением от основных социализирующих институтов, различными поведенческими проявлениями асоциального характера: приобщением к алкоголю, наркотикам, агрессивностью и корыстными правонарушениями, отлыниванием от учебы, работы, склонностью к бродяжничеству.

Очевидно, что воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции, прежде всего, требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.

Эти неблагоприятные воздействия среды могут иметь как прямой, так и косвенный десоциализирующий характер. В одном случае они могут быть представлены образцами антиобщественного поведения или взглядов" в другом - проявляться в наличии неблагоприятных социально-психологических условий, затрудняющих усвоение социальных норм и ценностей позитивно ориентированной среды. Очевидно, что различные по своему характеру десоциализирующие влияния требуют и различных превентивных мер, дифференцировать, рекомендовать и частично осуществить которые и призвана превентивная психология.

В системе охранно-защитных превентивных мер особо важное место занимают психолого-педагогические диагностико-коррекционные программы, направленные на выявление отклонений в психосоциальном развитии и их коррекцию. Следует помнить, что в превентивной практике психолог работает в тесной связи с воспитателем, педагогом, социальным работником, то есть своим смежником, который также в пределах своей компетенции должен быть вооружен необходимым психологическим знанием и инструментарием. Отсюда важной задачей превентивной психологии является вооружение практики социальной воспитательно-профилактической работы диагностико-коррекционными методами и программами, которыми по принципу взаимодополнения могли бы пользоваться превентивные психологические и социально-педагогические службы.

Прежде чем определить превентивный психолого-диагностический инструментарий, необходимо ответить на простые, но вместе с тем и крайне важные вопросы; что является объектом и последующим адресатом результатов диагностического обследования, то есть, кого должен обследовать практический психолог превентивной службы, какие параметры и с какой целью следует выявлять и кому затем адресовать для дальнейшей коррекционной работы результаты своего диагностического обследования? Поскольку превентивная психологическая служба ориентирована на детей и семьи группы риска, то есть на тех, кому трудно и с кем трудно, то важно, прежде всего, выявить истоки и характер этих трудностей. При этом требуется не только определить характер и причины отклонений, но и наметить и реализовать комплекс медико-психологических и социально-педагогических мер, способных оздоровить социальную ситуацию, вызвавшую дезадаптацию детей и подростков, и провести индивидуально-психологическую коррекцию.

Таким образом, диагностика как самоцель в данном случае, как, впрочем" и в других, теряет смысл и необходима только для так называемых диагностико-коррекционных комплексов, позволяющих как выявить дефект психосоциального развития, так и наметить комплексную программу его коррекции.

Для общей ориентировки в разнообразных методах психологической диагностики необходимо определить некоторые общие принципы отбора превентивных психодиагностических методов, которые позволят выявить характер и причины социальной и психологической дезадаптации детей и подростков. Решение этой проблемы лежит также на путях системного анализа генезиса отклоняющегося поведения несовершеннолетних, позволяющего выявить комплекс неблагоприятных психобиологических, психолого-педагогических и социально-психологических факторов, обусловливающих отклонения в психическом и социальном развитии детей и подростков.

Отсюда, очевидно, превентивная психодиагностика должна начинаться с выявления наличия либо отсутствия психобиологических предпосылок отклоняющегося поведения, затрудняющих социальную адаптацию ребенка (отставания или задержки в умственном развитии, наличия или отсутствия нервно-психических заболеваний и патологий - неврозов, психопатии, психиатрических расстройств, эпилепсии, различных пограничных состояний). Обнаружение такого рода неблагоприятных психобиологических особенностей требует специальных лечебно-воспитательных программ, в которые необходимо включать врачей, дефектологов, патопсихологов.

Далее, важно выявить дефекты индивидуально-психологического характера, включая нарушения эмоционально-волевой и мотивационной сфер (повышенная тревожность, агрессивность, сниженные эмпатийные качества), акцентуации характера, неадекватная самооценка и т.д., что требует индивидуального педагогического подхода, а также дополнительных психокоррекционных программ.

Следует также, наряду с индивидуально-психологическими особенностями, изучить и социально-психологические особенности личности подростка, характеризующегося социальной дезадаптацией. Эта задача тесно связана с проблемой социального развития, которая, по сути дела, лишь обозначена в нашей литературе (А. В. Петровский) и практически не исследована ни в теоретическом, ни в эмпирическом плане. Поэтому, прежде чем говорить о личностной социально-психологической диагностике, необходимо выделить диагностически значимые социально-психологические параметры социального развития, подлежащие превентивному диагностическому исследованию.

Сюда следует отнести уровень социального развития, основные диагностические признаки которого определяются сферами социализации индивида (сфера труда, общения, познания, самоопределения, самопознания). Затем, параметры важнейшей социально-психологической характеристики личности - направленности (ценностные ориентации и социальные установки, ценностно-нормативные представления). Отдельно следует выделить референтные ориентации, играющие очень большую роль в подростковом возрасте. Выступая своего рода перцептивными фильтрами, референтные ориентации регулируют социальную перцепцию подростка, восприятие и оценку окружающих людей, социальных норм, моральных ценностей. И, наконец, немалую значимость в объяснении причин и характера социальной дезадаптации играет система самооценок и ожидаемых оценок индивида, то, что относится к престижным механизмам саморегуляции поведения подростков и отклоняющегося поведения в первую очередь.

Кроме того, важно отметить, что превентивное психодиагностическое исследование не может ограничиться лишь личностной диагностикой, даже если она и носит столь многомерный характер, о котором было сказано выше. Необходимо также исследование социальной ситуации, провоцирующей дезадаптацию детей и подростков. Эта социальная ситуация представлена, как правило, неблагоприятно складывающимися детско-родительскими отношениями, атмосферой семьи, характером межличностных отношений и социометрическим статусом ребенка, подростка в среде сверстников" педагогической позицией учителя, школьной атмосферой, социально-психологическим климатом в классном коллективе. Здесь требуется батарея социально-психологических и, прежде всего, социометрических методов: наблюдения, беседы, метод независимых характеристик и т.д.

Таким образом, очевидно, что в психодиагностическом превентивном обследовании также нельзя ограничиваться методами, представленными какой-то одной отраслью психологического знания. Так же, как и при изучении природы отклоняющегося поведения, здесь необходим системный междисциплинарный подход, позволяющий интегрировать диагностические методы дифференциальной, социальной, педагогической, медицинской психологии. То есть речь, по сути дела, идет о конечном этапе развития психологического знания, когда происходит интеграция различных узких дисциплин для решения единой актуальной социальной проблемы.

При этом интегрирующим стержнем выступает природа отклоняющегося поведения, выявление тех неблагоприятных психобиологических, психолого-педагогических и социально-психологических факторов, которые деформируют процесс социализации, процесс усвоения индивидом социального опыта и вхождения в систему общественных отношений.

Вопросы и задания к I главе.

1. Сущность биологизаторского и социологизаторского подхода к

объяснению причин преступности.

2. Западные социально-психологические теории отклоняющегося поведения.

3. Отечественный опыт превентивной и пенитенциарной практики.

4. Предмет, объект, задачи превентивной психологии.

5. Общая характеристика диагностико-коррекционного инструментария, применяемого в превентивной психологии.

6. Основные принципы изучения отклоняющегося поведения детей и подростков.

7. Подобрать батарею методов психологической диагностики, которые могут быть использованы в превентивных психологических службах.

Во превенцией конфликтов следует понимать такой вид деятельности, имеет целевой характер устранения конфликта и прямой, или косвенное, влияние на факторы предотвращения возникновения конфликтной ситуации.

Важнейшим моментом анализа должно быть определение цели и форм процедуры. Его цель должна иметь операционный характер, чтобы отражает суть ситуации или сферы деятельности. Так, внутриполитическая деятельность должна быть нацелена на:

а) предупреждение насильственных конфликтов. Подобная цель должна аналогии и в социальной сфере, например, начальное предупреждение;

б) предупреждение расширения конфликта на его начальной стадии. Здесь имеет Идти речь об использовании, прежде всего, косвенных способов воздействия. Среди них можно назвать т.н. "Экономическую блокаду" на различные виды товаров и сырья позволило бы сдержать переход одной или обеих сторон политического противостояния на более активную фазу;

в) предупреждение новых вспышек насилия после общего прекращения конфликта. История знает немало примеров, когда именно т.н. "Тлеющие угли" прошлых конфликтов становились очагами новых противостояний и конфликтов. Такую же цель превентивная деятельность должна пропагандировать в отношении любой сферы общественной жизни. Подобная идентичность состоит в анализе зарождения и развертывания единой модели конфликта. Так, с целью предупреждения преступности привентивни цели можно также диверсифицировать в три группы:

а) общая превенция, широкое использование социальной профилактики различных социальных деформаций;

б) локализация конфликта - непосредственное сбалансирования интересов из-за влияния властных структур или общественности, ликвидация базы инициации правонарушений;

в) борьба с рецидивами.

Технология превентивной деятельности можно свести к двум типам: операционные и структурные.

Операционные технологии. Стратегия действий разворачивается в перед конфликтных условиях, во время проявления проблемной ситуации, не выявляющей конкретных признаков конфликта. Сама ситуация требует срочных действий, однако участники событий уже не в состоянии самостоятельно найти выход. Возникает реальная необходимость вмешательства «третьей силы». Критичность ситуации заключается в осознании участниками противостояния решения конфликта в качестве превенции, если этого не произойдет, то ситуация может резко ухудшиться. Таким образом, операционная технология превенции должна создавать такие условия, которые бы способствовали поисковые решения проблемы, прежде всего, самими участниками. Сама технология включает четыре ключевых элемента:

♦ организация превенции - выделение субъекта действия, инициирующего организацию акта превенции;

♦ наличие подхода, который мог бы стать основой для компромиссного интереса;

♦ наличие внутренних ресурсов для возможного уравновешивания интересов сторон, а также для дальнейшего перехода на самоорганизацию уже без участия "третьей стороны";

♦ наличие четкой программы превентивных действий, отвечает требованиям данной ситуации, а также соответствующие меры в случае сбоя программы.

Наличие представленных в своей совокупности мероприятий добавляют технологии целостности и обеспечивают возможность влияния на ситуацию. В сфере политических отношений наиболее эффективными считаются следующие технологии:

а) раннее предупреждение или ранняя ответ;

б) превентивная дипломатия;

в) экономические меры, в том числе санкция, блокада и т.д.;

г) использование вооруженных сил. Раннее предупреждение.

Большинство политических конфликтов имеют определенный период своего созревания. В результате анализа определены действия могут быть квалифицированы как признаки надвигающегося кризиса. Подтверждение нарастания кризисных явлений, как правило, должны быть заявлены как можно большим числом международных субъектов, в том числе и негосударственными организациями. Этих условиях следует соблюдать, чтобы предотвратить обвинения во вмешательстве во внутренние дела. Как реакцию на определенные действия сил, причастных к конфликту, международные организации могут применять технологию раннего ответа. Наиболее оперативные действия могут проводить общественные организации, так как государства должны придерживаться определенных международно-правовых процедур.

Превентивная дипломатия

Тенденция к увеличению легитимных форм международного воздействия на различные конфликты привела к появлению такого понятия, как превентивная дипломатия. Традиционную дипломатию дополнили новые функции. Взаимозависимость современного мира заставила более внимательно присматриваться к кризисным явлениям, ранее касались исключительно внутренних проблем каждой из стран. Используя нейтральный статус дипломатии, страна имела возможность вести конструктивный диалог с конфликтующими сторонами, выявить внутри государства политических институтов, заинтересованных в прекращении противостояния, но способных ему противостоять. Большое распространение, особенно в последние десятилетия, получила стратегия т.н. "Многоуровневой дипломатии", которая предусматривает комбинирование усилий официальной дипломатии и активности институтов гражданского общества.

Экономические меры

Основная цель применения экономических мер заключается в как можно более полном ограничении материальной базы противодействующих сторон, лишенные конфликта ресурсов, зарождаются.

Необходимо отметить, что экономические санкции являются наиболее ощутимыми из целого ряда мероприятий. Среди других мероприятий можно отметить следующие: экономические бойкоты, установление квот и ограничений, таможенную политику и т.д. При этом необходимо помнить, что для предотвращения вмешательства во внутренние дела они не могут выходить за пределы правового поля как международного, так и национального законодательства конкретного государства. Главным условием проведенных мероприятий должна быть безопасность абсолютного большинства рядовых жителей проблемных территорий. Если негативных последствий избежать невозможно, то должны предусматриваться любые компенсирующие меры, например, гуманитарные программы. Использование вооруженных сил.

Использование армии всегда должно рассматриваться как последний захиб, когда другие меры или не достигают результатов, или мало эффективны, либо сознательно блокируются участниками конфликтного противостояния. Также причиной введения армии может служить реальная возможность резкого обострения ситуации, что может вызвать серьезную угрозу для гражданского населения, а сама эскалация может перекинуться на другие регионы.

Деятельность, направленная на предупреждение определенных явлений и процессов. Например. проведение профессиональной ориентации для молодежи позволяет предупредить ее обращение в службу занятости и повысить уровень трудовой занятости молодежи.


Смотреть значение Превентивная Деятельность в других словарях

Деятельность — деятельности, мн. нет, ж. (книжн.). Работа, систематическое применение своих сил в какой-н. области. Общественная деятельность. Врачебная деятельность.
Толковый словарь Ушакова

Деятельность Ж. — 1. Работа, занятие в какой-л. области. 2. Действие сил природы. 3. Работа организма, отдельных его органов.
Толковый словарь Ефремовой

Деятельность — -и; ж.
1. Работа, занятие кого-л. в какой-л. области. Педагогическая, научная, общественная д. Д. по распространению юридических знаний. Кипучая д. Д. в области экономики.........
Толковый словарь Кузнецова

Деятельность Политическая — - действие субъектов политики по достижению политических целей, характеризуемое целостным единством составляющих его элементов (цели, объекта, субъекта, средств).
Политический словарь

Деятельность Политическая Как Структурный Элемент Политики — - социальная активность субъектов политики по реализации ими своих политических статусов и интересов.
Политический словарь

Политическая Деятельность — - понятие для обозначения вида активности, направленной на изменение или сохранение существующих политических отношений, в результате которого получается их новое........
Политический словарь

Агентская Деятельность — AGENCYОтношения по соглашению между двумя сторонами, по к-рому одна сторона (агент) соглашается действовать от имени др. стороны (доверителя). Агент подлежит контролю со........
Экономический словарь

Аудиторская Деятельность — -
предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности,........
Экономический словарь

Аудиторская Деятельность (аудит) — Предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского
учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей........
Экономический словарь

Банковская Деятельность Кооперативная — COOPERATIVE BANKING14 мая 1877 г. в Массачусетсе был принят
закон, разрешающий
образование кооперативных сберегательных фондов и ссудных ассоциаций. В 1883 г. их стали называть........
Экономический словарь

Банковская Деятельность На Основе Отделений — BRANCH BANKINGСистема банковского дела, при к-рой банковский институт осуществляет свою деятельность на основе отделений или контор в др. местах, кроме места расположения........
Экономический словарь

Благотворительная Деятельность — - добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества,........
Экономический словарь

Брокерская Деятельность — - 1) в широком
смысле - деятельность, содействующая совершению различных сделок (коммерческих, кредитных, страховых, фрахтовых и т.д.) между заинтересованными сторонами........
Экономический словарь

Внешнеторговая Деятельность — – международный
обмен товарами в вещественно-материальной форме и услугами, связанными с осуществлением
товарооборота.
Экономический словарь

Внешнеэкономическая Деятельность — одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и........
Экономический словарь

Водохозяйственная Деятельность — Деятельность граждан и юридических лиц, связанная с
использованием,
восстановлением и охраной водных объектов; ст. 1 Водного
кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 № 167-ФЗ
Экономический словарь

Вулканическая Деятельность — В страховании имущества: сильный взрыв в кратере, который завершается потоком лавы, выбросом горячих и токсичных газов, пепла, обломков горных пород, пемзы и пыли, вулканическими........
Экономический словарь

Генно-инженерная Деятельность — -деятельность, осуществляемая с использованием методов генной инженерии и генно-инженерно-модифицированных организмов.
Экономический словарь

Градостроительная Деятельность (градостроительство) — Деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области градостроительного планирования развития территорий........
Экономический словарь

Депозитарная Деятельность — - один из видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Дд. признается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и (или)
учету и переходу........
Экономический словарь

Деятельность Аудиторская — проведение независимыми аудиторами или аудиторскими фирмами вневедомственных проверок финансовой документации, налоговых деклараций и осуществление других аудиторских........
Экономический словарь

Деятельность Антимонополистическая — англ. monopolisitic activity
действия по ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
изъятие товаров из обращения, для поддержания
дефицита или повышения........
Экономический словарь

Деятельность Благотворительная — англ. charity добровольная и безвозмездная деятельность физических и юридических лиц по предоставлению денежных средств, льгот, имущества, выполнению работ, услуг, предоставлению........
Экономический словарь

Деятельность Брокерская — посредническая деятельность по
операциям купли-продажи с товарами, валютой, ценными бумагами за комиссионное
вознаграждение.
Экономический словарь

Деятельность Брокерская В Страховании — посредническая деятельность по купле-продаже страховых услуг, в соответствии с действующим
законодательством и за комиссионное
вознаграждение.
Экономический словарь

Деятельность Внешнеторговая — сфера деятельности по международной купле-продаже товаров, работ, услуг, информации и т.д.
Экономический словарь

Деятельность Внешнеэкономическая — сфера экономической деятельности государства, компаний, фирм во внешней торговле,
экспорте-
импорте, кредитовании и
инвестициях.
Экономический словарь

Деятельность Вспомогательная — деятельность, не связанная непосредственно с конечным продуктом, производимым фирмой, компанией, но жизненно необходимая для
основной деятельности, в том числе:........
Экономический словарь

Деятельность Гражданина Предпринимательская — предпринимательская деятельность, которой
гражданин вправе заниматься с
момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя........
Экономический словарь

Деятельность Гражданина, Предпринимательская — - деятельность
гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя гражданин........
Экономический словарь

Создание психологического обеспечения является важнейшим условием повышения эффективности воспитательно-профилактической деятельности. В свою очередь, проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях: во-первых, своевременная диагностика асоциальных отклонений и социальной дезадаптации несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения; во-вторых, выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обусловливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних, и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий.

Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обусловливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учетом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений.

Системное рассмотрение неблагоприятных факторов асоциального поведения несовершеннолетних применительно к воспитательно-профилактической деятельности системы органов ранней профилактики, безусловно, имеет ряд объективных трудностей как теоретического, так и организационно-практического характера. Это объясняется прежде всего тем, что теоретическое осмысление этой проблемы должно вестись, как мы уже отмечали выше, в междисциплинарном плане, сбор эмпирического материала носит межотраслевой, межведомственный характер и распространяется на деятельность специальных и общих органов ранней профилактики, имеющих различную ведомственную подчиненность, включая учреждения народного образования, здраво­охранения, культуры, внутренних дел, общественные и благо­творительные организации. Такая межведомственная разобщенность органов ранней профилактики, а также изолированность, несостыкованность научных подходов в изучении этой острой социальной проблемы затрудняют создание психологического обеспечения превентивной практики и вместе с тем делают ее особенно актуальной.

Эта актуальность обусловливается и тем, что сегодня особенно остро стоит задача широкого внедрения в практику различных новых превентивных служб -- психологических консультаций, соци­ально-педагогических центров, телефонов доверия, социальных при­ютов, реабилитационных центров, развитие которых также сдерживается отсутствием системного психологического знания о природе отклоняющегося поведения и путях его предупреждения.

В связи с этим, на основании многочисленных разрозненных психологических, педагогических, медицинских, криминологических иссле­дований, проведенных в нашей стране и за рубежом, а также с исполь­зованием результатов собственных многолетних исследований автором сделана попытка в настоящей книге обозначить основное содержание и область применения превентивной психологии как прикладной науки, призванной профессионализировать и гуманизировать воспитательно-профилактическую практику по предупреждению отклоняющегося поведения детей и подростков.

Современная охранно-защитная концепция профилактики предполагает переход от административно-карательных мер к всесторонней медико-психологической, психолого-педагогической и социально-правовой помощи и поддержке семьям и детям группы социального риска, к программам социальной реабилитации и коррекции детей и подростков с отклонениями в психическом и социальном развитии. Международный опыт показывает, что реализация превентивных мер и программ имеет определенные общие тенденции и принципы:

профессионализация воспитательно-профилактической и охранно-защитной деятельности, введение и подготовка специальных кадров социальных работников, социальных педагогов, социальных реабилитаторов, практических психологов, специализирующихся на практической работе по коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков и оздоровлению условий их семейного и общественного воспитания;

создание сети специальных превентивных служб и структур, призванных осуществлять социальную и социально-психологическую помощь семье, детям, юношеству (психологические службы и консультации, центры доверия, досуговые и реабилитационные центры, социальные приюты для детей и подростков, попавших в критическую ситуацию);

признание семьи как ведущего института социализации детей и подростков, осуществление специальных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семье и, в первую очередь, семьям, не справляющимся самостоятельно с задачами воспитания;

психологизация воспитательно-профилактической и охранно-защитной деятельности, ведущая роль медико-психологической помощи и поддержки в коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, реабилитации несовершеннолетних с различными формами социальной и психической дезадаптации.

Задача превентивной психологии - вооружить широкий круг практических работников (педагогов, воспитателей, сотрудников инспекций и комиссий по делам несовершеннолетних, социальных работников и социальных педагогов, практических психологов) психологическим знанием для предупреждения, диагностики и коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних, а также оздоровления условий их семейного и общественного воспитания.

И для превентивной практики, и для превентивной теории важно, прежде всего, определите объект, предмет, область применения и психологический инструментарий, позволяющий решать свои собственные специфические задачи по предупреждению и коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков.

Если в качестве объекта превентивной психологии выступают, в первую очередь, семьи и дети группы социального риска, среди которых существует повышенная вероятность возникновения различных отклонений, требующих адекватных превентивных мер на самых разных стадиях социопатогенеза, то в качестве предмета - природа отклоняющегося поведения, те неблагоприятные факторы, которые обусловливают различные формы психической и социальной дезадаптации детей и подростков. Отсюда первостепенной задачей превентивной психологии, наряду с обеспечением коррекционно-реабилитационной работы, остается выявление природы отклоняющегося поведения, неблагоприятных факторов, обусловливающих социопатогенез, и выработка мер по их нейтрализации.

В числе разнообразных, взаимосвязанных факторов, обусловливающих генезис асоциального поведения, можно выделить такие, как: индивидный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида; психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания; социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе; личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения; социальный фактор" определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества.

Как мы уже отмечали, превентивная практика, направленная на предупреждение социальных отклонений, распространяется не только на несовершеннолетних, но и на все взрослое население страны. Однако сферой применения превентивной психологии является, прежде всего, воспитательно-профилактическая деятельность среди несовершеннолетних. Это объясняется тем, что асоциальное поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается как результат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных, организованных и стихийных, неорганизованных воздействий на личность ребенка, подростка, юноши. При этом большую роль среди причин, обусловливающих различные отклонения, играют социально-психологические, психолого-педагогические и психобиологические факторы, знание которых необходимо для эффективной воспитательно-профилактической деятельности.

Таким образом, именно в профилактике асоциального поведения несовершеннолетних особое значение приобретает психологическое знание, на основе которого исследуется природа отклоняющегося поведения подростков, а также разрабатываются практические меры по предупреждению асоциальных проявлений.

Что же касается предупреждения преступности и правонарушений среди взрослого населения, то в данном случае психологическое обеспечение в большей степени осуществляется в рамках правовой и криминальной психологии, которые, с одной стороны, помогают совершенствовать правовое регулирование в сфере трудовых, производственных и семейно-бытовых отношений, а с другой - изучают личность взрослого преступника, причины, обусловливающие преступления среди взрослого населения и пути их предупреждения с помощью уголовных, административных, дисциплинарных и общественных мер воздействия.

Меры по предупреждению преступности несовершеннолетних включают воспитательно-профилактическую деятельность, которая осуществляется общеобразовательными учебными заведениями, досуговыми социально-педагогическими центрами, психологическими консультациями, службами доверия, центрами педагогической реабилитации и т.д. Предупреждение преступности несовершеннолетних наряду с этим включает меры по пресечению и раскрытию преступлений, осуществляемые правоохранительными органами в процессе суда, следствия, оперативно-розыскной работы.

Далее - это меры пенитенциарного характера, осуществляемые исправительно-воспитательными учреждениями, включая спецшколы, спецПТУ, ВТК, которые играют решающую роль в предупреждении рецидивной преступности несовершеннолетних.

И, наконец, это меры по предупреждению рецидивной преступности несовершеннолетних, осуществляемые правоохранительными органами, общественными организациями, трудовыми, учебными коллективами по отношению к несовершеннолетним, совершившим преступления и ранее понесшим различные меры уголовного наказания (возвратившимся из ВТК, с отсрочкой наказания, условно осужденным и т.д.).

Всю эту важную правоохранительную деятельность по предупреждению преступности несовершеннолетних вряд ли можно отнести к области компетенции превентивной психологии, так как здесь скорее должны развиваться и рассматриваться возрастные аспекты следственной, судебной, пенитенциарной, правовой, криминальной психологии. Что же касается области приложения знаний превентивной психологии, то она в большей степени применима к воспитательно-профилактической работе по нейтрализации негативных влияний, детерминирующих нарушения социального развития несовершеннолетних, а также к мерам воспитания, перевоспитания и коррекции на ранних стадиях педагогической и социальной запущенности.

Превентивная социальная работа и ее сущность

Замечание 1

Социальная работа характеризуется деятельностью, направленной на гармонизацию социальных отношений и поддержание достойного уровня и качества жизни.

Одной из функций социальной работы является профилактика негативных факторов, имеющих влияние на социальные отношения.

Превентивная социальная работа позволяет оказать воздействие на ликвидацию или уменьшение социальных проблем индивида или социальной группы в момент формирования социальной проблемы, что, в свою очередь, дает возможность снизить темпы прироста социальных проблем.

Профилактическая социальная работа заключается в системе государственных, социальных, медицинских, психологических, педагогических и организационных мер, которые направлены на превенцию, устранение или снижение влияния основных факторов и условий, обуславливающих социальные отклонения отрицательного характера и иные негативные отклонения в поведении или статусе индивида.

Замечание 2

Цель превентивной социальной работы заключается в создании социальноприемлемого поведения человека, обеспечивающего гармоничные и стабильные отношения человека и общества.

Превентивная социальная работа также включает в себя своевременные мероприятия, которые направлены на профилактику допустимых физических, психологических и социокультурных отклонений у индивидов и социальных групп, подверженных социальным рискам, а также на поддержку нормального уровня и качества жизни и здоровья и на раскрытие внутреннего жизненного потенциала индивидов.

Принципы превентивной социальной работы

Профилактическая социальная работа осуществляет свои мероприятия в соответствии с рядом принципов:

  • принцип системности, который характеризуется выявлением совокупности причин социальных проблем, формированием системы необходимых условий для решения социальных проблем, а также использованием всей системы методов и методик социальной работы для предотвращения социальных проблем и их негативных последствий.
  • принцип превентивности, заключающийся в профилактическом характере проводимых мероприятий.
  • принцип оптимальности, суть которого заключается в объективном выявлении актуальности проблемы для индивида или социального группы.
  • принцип активизации, характеризующийся реализацией собственных сил клиента, что позволяет отметить субъектный характер превентивных мероприятий.

Проблемное поле превентивной социальной работы

В проблемное поле превентивной социальной работы включена вся система отклонений и негативных факторов, оказывающих влияние на социум, в том числе преступность и правонарушения, алкоголизм, наркомания и иные форма зависимости, безнадзорность несовершеннолетних, все формы насилия в семье, и иные негативные факторы.

Превентивная социальная работа по предупреждению процессов социального неблагополучия и сдерживанию негативных факторов осуществляется социальными службами, которые сотрудничают с клиентами социальной работы, нуждающимися в оказании социальных услуг. Превентивная социальная работа предусматривает использование комплекса социально-экономических, психолого-педагогических, правовых и иных методов социальной работы.

Виды превентивной социальной работы

В зависимости от охвата проблемы и глубины применяемых методик и программ, выделяют общую и специальную профилактическую социальную работу, а также она делится на первичную, вторичную и третичную профилактическую работу.

Общая профилактическая работа осуществляется на основе комплексного подхода, организующего действия системы профилактики и структуры, которые имеют возможности предупреждения возникновения вероятных социальных проблем и их негативных последствий.

Общая превентивная социальная работа осуществляется на государственном уровне посредством системы мер, направленных на повышение качества и уровня жизни населения, сокращения факторов социального риска, а также на формирования благоприятной среды для реализации принципа социальной справедливости.

Специальная профилактическая работа действует посредством мер, направленных на решение конкретных социальных проблем, возникших у конкретного человека или социальной группы.

Как уже было выше отмечено, превентивная работа может быть первичной, вторичной и третичной:

  • Первичная профилактическая работа – это работа по предупреждению еще не возникшей социальной проблемы, т.е она направлена на устранение негативных факторов, приводящих к социальной проблеме. Первичная превентивная работа отличается массовостью и неспецифичностью, используя преимущественно методы педагогики, психологии и управления.
  • Вторичная профилактическая работа заключается проведении системы мероприятий, целью которых является реабилитация и адаптация, кто уже имеет социальные отклонения в поведении или кого затронула социальная проблема. Основная цель вторичной профилактической работы заключается в формировании мотивации, направленной на изменение поведения.
  • Третичная профилактическая работа заключается в проведении комплекса мер, которые направлены на социальную адаптацию людей, которые имеют выраженные социальные проблемы. Основная цель данного вида работы заключается в создании условий, среды, осуществляющей поддержку нормального состояния таких людей. Третичная профилактическая работа включает в себя такие мероприятия как создание клубов помощи и поддержки, внедрение и реализация местных социальных программ, создание групп самопомощи и терапевтических групп.

В зависимости от реализации профилактических мероприятий превентивной социальной работы, можно также выделить:

  • нейтрализующую профилактику
  • компенсирующую профилактику
  • предупреждающую действие неблагоприятных факторов
  • устраняющую действие неблагоприятных факторов
  • контролирующую профилактику