Подготовка и переподготовка безработных. Система подготовки и переквалификации безработных с помощью службы занятости. Повышение квалификации и переподготовка безработных граждан

6.3. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка граждан по направлению органов службы занятости

В соответствии со ст. 9 Закона о занятости граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения. Зарегистрированные в качестве безработных имеют также право на бесплатное получение услуг по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости в случаях, если:
гражданин не имеет профессии (специальности);
невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).
Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют безработные инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности).
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.
Одной из задач работодателей является создание условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих.
В период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплачивается стипендия, размеры которой устанавливаются на основании ст. 29 Закона о занятости.
Порядок прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки граждан конкретизируется в подзаконных нормативных правовых актах. В частности, эти вопросы регулируются Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2000 г. (в ред. от 8 февраля 2001 г.), которым утверждено Положение об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Раскройте понятие занятости. Перечислите формы занятости.
2. Охарактеризуйте основные направления политики российского государства в сфере содействия занятости и трудоустройства.
3. Назовите основные права граждан РФ в сфере содействия занятости и трудоустройства.

4. Раскройте понятие трудоустройства и перечислите основные признаки его правовой организации в РФ.
5. В чем проявляются особенности трудоустройства инвалидов, молодежи и иных наименее социально защищенных на рынке труда категорий субъектов? Что такое квотирование рабочих мест и для кого оно устанавливается?
6. Каков правовой статус зарегистрированного в органах государственной службы безработного? Что такое общественные работы?
7. Каково содержание профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения?

Андреева Л.А., Медведев О.М. Правовое регулирование обеспечения занятости в России: Учебник / Под общ. ред. О.М. Медведева. М., 1997.
Бугров Л.Ю. Проблемы свободы труда в трудовом праве России. Пермь, 1992.
Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: теория и практика. М., 1998.
Горбачева Ж.А. Закрепление в новом Трудовом кодексе России гарантий прав граждан в сфере содействия занятости // Реформа трудового законодательства в России. Вып. 9. М., 2001.
Горбачева Ж.А. Правовое регулирование тестирования в странах Европейского Союза // Вестник МГУ. Серия «Право». 1999. N 1.
Доклад о состоянии занятости в мире в 1998 — 1999 гг. М., 1999.
Киселев И.Я. Трудовой договор: вопросы регулирования найма и увольнения (обзор зарубежного опыта). М., 1997.
Конвенции Совета Европы и Российская Федерация: Сборник документов. М., 2000.
Курс российского трудового права: В 2 т. Т. 2. Рынок труда и обеспечение занятости (правовые вопросы) / Под ред. Е.Б. Хохлова. М., 2001.
Права человека: Сборник международных документов. М., 1986.
Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права. Т. 1. М., 2003.
Международная организация труда. Конвенции и рекомендации 1919 — 1990: В 2 т. Женева, 1991.
МОТ: Труд на условиях подряда. Доклад N 6(1). МБТ, 85 сессия. Женева, 1997.
Пашков А.С. Занятость, безработица, трудоустройство. СПб., 1994.
Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Теория рынка труда. М., 1998.
Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Р.П. Колосовой, Г.Г. Меликьяна. М., 1996.

В п. 1 ст. 23 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" перечислены возможные случаи направления безработных граждан для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки. К их числу ᴏᴛʜᴏϲᴙтся: 1) отсутствие возможности подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации; 2) наличие необходимости изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; 3) утрата гражданином способности к выполнению работы по прежней профессии (специальности) Прохождение профессионального обучения будет правом безработного гражданина.

Реализация данного права влечет возникновение у органов службы занятости, направивших гражданина на обучение, новых обязанностей, например, по предоставлению безработному подходящей работы в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с полученными в ходе такого обучения навыками. Тогда как отказ от реализации данного права в отдельных случаях сопряжен для гражданина с неблагоприятными последствиями. В частности, прекращение обучения по направлению органов службы занятости будет одним из оснований для приостановления выплаты пособия по безработице. При этом наличие неблагоприятных последствий не превращает право гражданина на профессиональное обучение в обязанность. Отказ от реализации любого права всегда связан с неблагоприятными последствиями, поскольку в ϶ᴛᴏм случае не возникает корреспондирующей данному праву обязанности. В связи с чем и отказ от прохождения профессионального обучения по направлению органов службы занятости оϲʙᴏбождает от обязанности выплачивать пособие по безработице в течение установленного законодательством срока.

Такой отказ свидетельствует об отсутствии у безработного гражданина готовности выполнять работу, кᴏᴛᴏᴩую ему может предложить орган службы занятости. В связи с чем приостановление выплаты пособия по безработице в связи с отказом от профессионального обучения по направлению службы занятости не вступает в противоречие и с понятием безработного гражданина, одним из составляющих кᴏᴛᴏᴩого будет готовность приступить к подходящей работе.

Из п. 2 ст. 23 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" следует, что профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с заключаемыми органами службы занятости договорами. Следовательно, по направлению органов службы занятости гражданин может обучаться в учебных заведениях, с кᴏᴛᴏᴩыми орган службы занятости, где гражданин состоит на учете в качестве безработного, заключил ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий договор. Стоит сказать, для гражданина данное обучение проводится бесплатно. Более того, в ст. 29 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрена выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов службы занятости. Данная стипендия заменяет пособие по безработице.

Для лиц, кᴏᴛᴏᴩые в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, отработали полный норматив рабочего времени не менее чем за 26 календарных недель, размер выплачиваемой им стипендии составляет 75 процентов от их среднего заработка, исчисленного за три последних месяца по последнему месту работы, но не свыше величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, на территории кᴏᴛᴏᴩого выплачивается стипендия. Стипендия не может быть ниже 20 процентов данного минимума и 100 рублей в месяц.

Остальным гражданам стипендия выплачивается в размере стипендий, установленных для ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих учебных заведений государством, но не ниже пособия по безработице, кᴏᴛᴏᴩое могло быть им назначено. И в ϶ᴛᴏм случае стипендия не может быть ниже 100 рублей в месяц. При ϶ᴛᴏм районный коэффициент на территории Крайнего Севера и приравненных к нему местностях применяется к стипендии перечисленных лиц, кᴏᴛᴏᴩая не превышает 100 рублей в месяц. Тогда как лица, отработавшие норматив рабочего времени, указанные коэффициенты получают ко всем стипендиям, выплачиваемым в указанных местностях.

Гражданам, утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, стипендия выплачивается в размере 100 процентов среднего заработка, исчисленного за три последних месяца работы по последнему месту работы, но не выше величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации. При ϶ᴛᴏм размер стипендии указанных лиц не может быть меньше 20 процентов данного минимума и 100 рублей в месяц.

Лица, обучающиеся по направлению органов службы занятости, также имеют право на увеличение стипендии при наличии у них иждивенцев в размерах, кᴏᴛᴏᴩые установлены для аналогичного увеличения пособий по безработице.

В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с п. 4 ст. 29 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, в период профессионального обучения по направлению службы занятости стипендия выплачивается:

Постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим режимом при обучении на данной территории - в повышенном на 20 процентов размере;

Постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение при условии обучения на данной территории - в повышенном на 50 процентов размере;

Постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы при условии обучения на территории ϶ᴛᴏй зоны - в повышенном на 100 процентов размере.

В п. 6 ст. 29 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрена возможность уменьшения размера получаемой гражданином стипендии на 25 процентов сроком на один месяц или приостановления ее выплаты на срок до одного месяца в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительных причин. Решение о приостановлении или об уменьшении размера стипендии принимается органом службы занятости, направившим гражданина для прохождения обучения. Это решение должно быть законным и обоснованным, оно не может быть продиктовано формальными соображениями. К примеру, нерегулярное посещение занятий без уважительных причин при успешном оϲʙᴏении преподаваемых дисциплин едва ли можно признать законным поводом для снижения стипендии или приостановления ее выплаты.

"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 26, 2000

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации (далее - профессиональное обучение) безработных граждан являются формой реализации их конституционных прав на труд, защиты от безработицы и активной политики занятости населения.

Право безработных граждан на бесплатное профессиональное обучение по направлению органов службы занятости закреплено в Законе Российской Федерации от 19.04.1991 (в ред. от 20.04.1996 N 36-ФЗ) "О занятости населения в Российской Федерации" (ст.ст.9, 12).

В настоящее время действует и постоянно развивается система профессионального обучения безработных граждан. Она включает:

формирование сети образовательных учреждений и организаций, имеющих учебно - производственную базу для профессионального обучения безработных граждан;

формирование и систематическое обновление территориальных банков данных по профессиям, специальностям, роду занятий, по которым осуществляются либо могут осуществляться профессиональная подготовка, профессиональный отбор безработных граждан с учетом их права на выбор рода деятельности и профессии;

методическое обеспечение профессионального обучения безработных граждан;

формирование учебных групп из числа безработных граждан, а также направление на обучение в индивидуальном порядке;

материальная поддержка безработных граждан в течение периода обучения;

гарантии трудоустройства по окончании обучения.

Совместным Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2000 N 3/1 было утверждено Положение об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения (далее - Положение).

Следует отметить, что профессиональное обучение по направлению органов службы занятости могут пройти далеко не все безработные граждане, а только те из них, которые отвечают одному из условий, приведенных в ст.23 Закона "О занятости населения в Российской Федерации".

В соответствии с указанной статьей профессиональное обучение безработных граждан может осуществляться по направлению органов службы занятости, если:

невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Вместе с тем некоторые категории граждан имеют приоритетное право на профессиональное обучение. В первую очередь на обучение направляются:

безработные инвалиды;

безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы;

граждане, уволенные с военной службы;

жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;

выпускники общеобразовательных учреждений;

граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности).

Итак, каким образом гражданин может реализовать свое право на профессиональное обучение по направлению органов службы занятости?

Прежде всего следует обратиться в орган службы занятости по месту своего жительства. После регистрации гражданина в качестве безработного в установленном законом порядке он вправе получить полную информацию о возможностях профессионального обучения, профессиональное консультирование с целью выбора профессии (специальности), по которой будет осуществляться обучение, а также материальную поддержку в виде стипендии на период обучения.

Профессиональное обучение проводится по профессиям, специальностям, пользующимся спросом на рынке труда. Вместе с тем не исключается возможность профессионального обучения по профессии (специальности), не пользующейся спросом на рынке труда, но под конкретное рабочее место, предоставляемое работодателем по окончании обучения в соответствии с заключаемым с ним органом службы занятости договором. Органы службы занятости могут предлагать безработным с учетом их образования, профессионального опыта и состояния здоровья варианты выбора профессии, специальности.

Профессиональное обучение безработных граждан по направлению органов службы занятости носит, как правило, краткосрочный характер и не может превышать 12 месяцев. При этом образовательным учреждениям и организациям, проводящим обучение, предоставляется право, по согласованию с органами службы занятости, изменять продолжительность обучения, предусмотренную учебными программами.

Положением предусмотрены различные виды профессионального обучения:

профессиональная подготовка с целью ускоренного приобретения обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ;

переподготовка рабочих для приобретения ими новых профессий;

обучение рабочих, имеющих профессии, вторым профессиям;

повышение квалификации рабочих;

профессиональная переподготовка специалистов для получения дополнительных знаний, умений и навыков;

повышение квалификации специалистов с целью обновления теоретических и практических знаний;

стажировка специалистов.

Получение безработными гражданами второго высшего или среднего профессионального образования по направлению органов службы занятости не допускается.

Профессиональное обучение безработных граждан может осуществляться по очной и очно - заочной (вечерней) формам обучения и может включать теоретический курс, производственное обучение (производственную практику) и при необходимости стажировку. Заочная форма обучения не предусмотрена.

Направлению безработных граждан на профессиональное обучение предшествует профориентационная работа, включающая профессиональное консультирование и профессиональный отбор, психологическую поддержку, осуществляемые соответствующими подразделениями (работниками) органов службы занятости, службами профориентации образовательных учреждений.

Учебные группы комплектуются, как правило, из лиц, направляемых на обучение по одноименным или родственным профессиям, специальностям, близким по уровню получаемой квалификации, с учетом их образовательной подготовки, практического опыта.

При курсовой (групповой) форме обучения безработных граждан учебные группы комплектуются, как правило, численностью не менее 10 человек, при индивидуальной - за одним преподавателем (консультантом), инструктором производственного обучения закрепляется одновременно не более 2 человек.

Органы службы занятости на конкурсной основе определяют образовательные учреждения, а также организации, осуществляющие профессиональное обучение безработных граждан, и заключают с ними в установленном порядке договоры.

После проведенного отбора органы службы занятости заключают с безработными гражданами договоры, на основании которых им выдаются направления на обучение по установленной форме. Направление безработных граждан на профессиональное обучение осуществляется круглогодично.

Безработным гражданам, направленным на профессиональное обучение, государством гарантируются бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование, бесплатное обучение, выплата стипендии, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного гражданина, устанавливаемая в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.30 Закона "О занятости населения в Российской Федерации" безработным гражданам в период обучения выплачивается стипендия, размер которой дифференцирован для различных категорий.

Гражданам, уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель, размер стипендии определяется в зависимости от размера их среднего заработка по последнему месту работы. В этом случае стипендия будет выплачиваться в размере 75% среднего заработка по последнему месту работы на протяжении всего обучения. При этом размер стипендии не может превышать уровень средней заработной платы, сложившийся в субъекте Российской Федерации.

Граждане, которые к началу обучения имеют период оплачиваемой работы менее 26 календарных недель, а также граждане, перерыв в трудовой деятельности которых превышает один год, ищущие работу впервые (ранее не работавшие), могут рассчитывать на стипендию в размере, установленном государством для учебных заведений соответствующего профиля, либо в размере установленной законом минимальной оплаты труда.

После того как органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке определят величину прожиточного минимума в данной республике, крае, области, размер стипендии будет не выше этого прожиточного минимума и не ниже 20% величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

Гражданам, утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, на период обучения устанавливается стипендия в размере 100% среднего заработка по последнему месту работы, причем за счет средств этих организаций. При наличии лиц, находящихся на содержании безработного гражданина, размер стипендии повышается.

В случае неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий размер стипендии может быть уменьшен либо ее выплата может быть приостановлена на срок до одного месяца.

При необходимости органы службы занятости могут оказывать гражданам, направленным на профессиональное обучение, материальную помощь.

Действующим Положением предусмотрен случай, когда специалисты не могут найти для себя подходящую работу и желают освоить рабочую профессию. Такая возможность им предоставляется.

Составной частью системы профессионального обучения является обучение безработных граждан основам предпринимательской деятельности. Указанное направление обучения осуществляется в соответствии с Положением об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности, утвержденным Приказом Федеральной службы занятости России от 18.04.1996 N 93.

Направлению на обучение основам предпринимательской деятельности предшествует профессиональный отбор. В процессе обучения безработные граждане осваивают такие направления и дисциплины, как организация собственного дела, составление бизнес - плана, маркетинг, финансы, бухгалтерский учет, налогообложение, законодательство, управление ресурсами, управление персоналом и др.

Образовательные учреждения, организации, осуществляющие профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения, издают соответствующие приказы (распоряжения) о начале и окончании обучения.

Безработные граждане, направленные органами службы занятости на профессиональное обучение, могут получать по месту прохождения производственного обучения (производственной практики) соответствующую зарплату за самостоятельно изготовленную ими готовую продукцию (работу), которая на размер получаемой ими стипендии не влияет.

Одной из форм профессионального обучения является вечерняя, поэтому обучение безработных граждан при необходимости и с учетом их желания может совмещаться с выполнением ими оплачиваемых общественных работ на основании заключаемых с ними срочных трудовых договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Успешное завершение профессионального обучения в учреждениях профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, подтверждается соответствующими документами государственного образца (свидетельство, удостоверение, диплом).

Органы службы занятости принимают участие в осуществлении контроля за качеством обучения. Образовательному учреждению, имеющему государственную аккредитацию и осуществляющему профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения, государственной аттестационной службой по представлению органов службы занятости может быть в соответствии с законодательством Российской Федерации направлена в установленном порядке рекламация на качество обучения и несоответствие обучения предъявляемым требованиям.

Отчисление лиц, направленных органами службы занятости на профессиональное обучение, до окончания обучения осуществляется образовательными учреждениями, организациями в соответствии с установленным ими порядком с обязательным уведомлением органов службы занятости.

Граждане, закончившие профессиональное обучение по направлению органов службы занятости и не нашедшие работы (доходного занятия), признаются безработными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Финансирование профессионального обучения безработных граждан осуществляется за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, предназначенных на эти цели, и других источников. Органы службы занятости оплачивают следующие затраты, связанные с профессиональным обучением безработных граждан:

оплата труда педагогических работников и лиц, осуществляющих теоретическое и производственное обучение (производственную практику), стажировку;

оплата труда членов комиссий по аттестации лиц, закончивших обучение;

оплата за разработку, приобретение, изготовление, экспертизу учебных планов и программ, учебно - методических материалов, средств обучения;

оплата за приобретение, аренду и содержание необходимых для обучения учебно - производственных площадей, оборудования, инструментов, приспособлений, сырья, других материальных ресурсов;

выплата безработным гражданам стипендий за весь период обучения;

оплата при необходимости стоимости проезда (до места обучения и обратно) и расходов, связанных с проживанием граждан, направленных органами службы занятости на профессиональное обучение в другую местность;

оплата при необходимости спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также спецпитания в период профессионального обучения граждан;

затраты на содержание и оснащение учебных центров службы занятости в соответствии с договорами на эти цели;

иные расходы, связанные непосредственно с организацией и осуществлением профессионального обучения.

Правового департамента

Все граждане Российской Федерации имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения. Безработные граждане имеют также право на бесплатное получение услуг по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости.

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных учебных заведениях в соответствии с договорами. Профессиональное обучение безработных граждан является интенсивным и, как правило, не превышает шести месяцев, а в отдельных случаях - календарного года.

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан могут осуществляться по направлению службы занятости, если: 1)

невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации; 2)

необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; 3)

гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Право пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку в приоритетном порядке имеют безработные инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности).

Гражданам, проходящим профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости, во время обучения выплачивается стипендия.

При необходимости органы службы занятости могут оплачивать стоимость проезда до места обучения и обратно и расходы, связанные с проживанием граждан, направленных на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку в другую местность.

Вопросы и задания 1.

Дайте определение понятия «занятость». Какие виды занятости вам известны? 2.

Чем заработок отличается от трудового дохода? 3.

Перечислите полномочия Федеральной службы по труду и занятости. 4.

Кто и в каком порядке может быть признан безработным? 5.

Какие граждане не могут быть признаны безработными? 6.

Охарактеризуйте правовой статус безработного. 7.

Что такое пособие по безработице? В каком порядке оно выплачивается? 8.

Как осуществляются профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан?

В п. 1 ст. 23 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" перечислены возможные случаи направления безработных граждан для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки. К их числу относятся: 1) отсутствие возможности подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации; 2) наличие необходимости изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; 3) утрата гражданином способности к выполнению работы по прежней профессии (специальности). Прохождение профессионального обучения является правом безработного гражданина.

Реализация данного права влечет возникновение у органов службы занятости, направивших гражданина на обучение, новых обязанностей, например, по предоставлению безработному подходящей работы в соответствии с полученными в ходе такого обучения навыками. Тогда как отказ от реализации данного права в отдельных случаях сопряжен для гражданина с неблагоприятными последствиями. В частности, прекращение обучения по направлению органов службы занятости является одним из оснований для приостановления выплаты пособия по безработице. Однако наличие неблагоприятных последствий не превращает право гражданина на профессиональное обучение в обязанность. Отказ от реализации любого права всегда связан с неблагоприятными последствиями, поскольку в этом случае не возникает корреспондирующей данному праву обязанности. В связи с чем и отказ от прохождения профессионального обучения по направлению органов службы занятости освобождает от обязанности выплачивать пособие по безработице в течение установленного законодательством срока.

Такой отказ свидетельствует об отсутствии у безработного гражданина готовности выполнять работу, которую ему может предложить орган службы занятости. В связи с чем приостановление выплаты пособия по безработице в связи с отказом от профессионального обучения по направлению службы занятости не вступает в противоречие и с понятием безработного гражданина, одним из составляющих которого является готовность приступить к подходящей работе.

Для лиц, которые в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, отработали полный норматив рабочего времени не менее чем за 26 календарных недель, размер выплачиваемой им стипендии составляет 75 процентов от их среднего заработка, исчисленного за три последних месяца по последнему месту работы, но не свыше величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, на территории которого выплачивается стипендия. Стипендия не может быть ниже 20 процентов данного минимума и 100 рублей в месяц.

Остальным гражданам стипендия выплачивается в размере стипендий, установленных для соответствующих учебных заведений государством, но не ниже пособия по безработице, которое могло быть им назначено. И в этом случае стипендия не может быть ниже 100 рублей в месяц. При этом районный коэффициент на территории Крайнего Севера и приравненных к нему местностях применяется к стипендии перечисленных лиц, которая не превышает 100 рублей в месяц. Тогда как лица, отработавшие норматив рабочего времени, указанные коэффициенты получают ко всем стипендиям, выплачиваемым в указанных местностях.

Гражданам, утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, стипендия выплачивается в размере 100 процентов среднего заработка, исчисленного за три последних месяца работы по последнему месту работы, но не выше величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации. При этом размер стипендии указанных лиц не может быть меньше 20 процентов данного минимума и 100 рублей в месяц.

Лица, обучающиеся по направлению органов службы занятости, также имеют право на увеличение стипендии при наличии у них иждивенцев в размерах, которые установлены для аналогичного увеличения пособий по безработице.

Постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим режимом при обучении на данной территории - в повышенном на 20 процентов размере;

Постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение при условии обучения на данной территории - в повышенном на 50 процентов размере;

Постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы при условии обучения на территории этой зоны - в повышенном на 100 процентов размере.

В п. 6 ст. 29 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрена возможность уменьшения размера получаемой гражданином стипендии на 25 процентов сроком на один месяц или приостановления ее выплаты на срок до одного месяца в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительных причин. Решение о приостановлении или об уменьшении размера стипендии принимается органом службы занятости, направившим гражданина для прохождения обучения. Данное решение должно быть законным и обоснованным, оно не может быть продиктовано формальными соображениями. Например, нерегулярное посещение занятий без уважительных причин при успешном освоении преподаваемых дисциплин едва ли можно признать законным поводом для снижения стипендии или приостановления ее выплаты.