Логопедическая игра домики для звуков. Мастерская логопеда. Пособие «Домик для звуков. Дидактическое пособие «Звуковой домик»
Дидактическая игра для детей 5-7 лет «Звуковой домик»
Автор: Чибарчикова Татьяна Анатольевна, воспитатель первой квалификационной категории, МДОБУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №192» г. Оренбурга
Часто дошкольникам трудно определить, где гласный, а где согласный звук и как различить виды согласных звуков. Поэтому создаются игры, с помощью которых можно запомнить или научиться определять виды согласных звуков по различным признакам: 1 В отличие от гласных звуков, при произнесении согласных создается некое препятствие языком или губами. Для гласных же звуков, наоборот, «путь» открыт, их легко пропеть и «потянуть». 2 Отличайте твердые и мягкие согласные звуки. То есть одни согласные произносятся твердо, а другие мягко в зависимости от положения языка. Мягкие согласные образуются при поднятии средней спинки языка к твердому нёбу. 3 Определите звонкие и глухие согласные. Все согласные звуки произносятся с шумом. Если к шуму прибавляется тон, голос, согласный звук является звонким. Если присутствует только шум, это глухой согласный. 4 Выделяют также шипящие согласные – [ж] [ч] [ш] [щ].
Пособие предназначено для непосредственной образовательной области Речевое развитие. Направлено на формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей 5–7 лет. Способствует отработке навыка выделения в слове заданного звука. Формирует умение выполнять звукобуквенный анализ слова. Может использоваться для индивидуальной деятельности и занятий с подгруппой детей. Игра будет полезна старшим дошкольникам, воспитателям и логопедам. Игра «Звуковой домик» востребована детьми и способствует их развитию, открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей. Развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся звуков, букв, написания слов и т.д.. Дети используют данную игру в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игры «Школа», что способствует развитию творчества, воображения.
Развивающая игра для детей 5 – 7 лет «Звуковой домик»
Цель: Формировать умение выполнять звукобуквенный анализ слов.
Задачи:
Образовательные: Научить находить место заданного звука в слове. Учить детей называть акустические характеристики звука (гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий)
Развивающая: Развивать фонематический слух и восприятие, общую, мелкую и артикуляционную моторику; развивать слуховое и зрительное восприятие.
Воспитательная: Воспитывать умение выполнять правила игры.
Описание игры
Игра предназначена для детей 5 – 7 лет, представляет собой магнитную доску, стилизованную под домик. На «крыше» согласные звонкие и глухие в паре, и согласные, не имеющие пару по этому признаку.
Ниже таблица, благодаря которой можно определить, имеет ли звук пару по признаку звонкий - глухой. Таблица, представленная здесь, показывает, что некоторые звуки не имеют пару по этому признаку. Причём звуки первого ряда являются звонкими, а звуки второго – глухими.
Следует отметить, что звуки [щ’], [й’], [ч’] всегда мягкие, и твердые согласные - только [ш], [ц], [ж].
На «крыше» кармашек, в него вставляется карточка с буквой и картинкой, например, Л – лягушка.
Ниже три цыпленка (1- начало слова, 2 – середина, 3 – конец слова). По проволочке движется крупная бусинка, показывая, где находится звук Л в слове лягушка.
На балкончике слева: мягкий шарик, твердый камень (символизируют мягкие и твердые звуки)
На балкончике справа: колокольчик и барабан (звонкие и глухие звуки)\
В окошке домика можно выложить слово из магнитных букв.
Под окошком прикручиваются крышечки разных цветов (красные – согласные; синие – твердые согласные; зеленые – мягкие согласные). Крышечки из-под пластиковых бутылок, горлышки которых приклеены к домику.
Набор карточек с буквами и картинками.
Набор крышечек трех цветов: красные, зеленые и синие.
Ход игры:
Вариант первый: Например, мы сегодня изучаем звук [ C]. Выставляется картинка, в названии которой есть звук [ C]: «собака», «бусы», «плюс» и т.д.. Далее определяем место звука в слове (три цыпленка), двигаем бусинку к первому цыпленку, второму или третьему (начало слова, середина, конец)Затем даем характеристику звука [ C]: он твердый – выбираем камушек, он мягкий – берем мягкий шарик.
Сверяясь с согласными на «крыше» определяем звонкий или глухой звук [ C]: если звонкий – звоним в колокольчик, глухой - барабаним
Вариант второй: с усложнением Выкладываем слово «собака» из букв (если дети умеют читать) в окошке или делаем звуковой анализ на слух. Для звукового анализа используются крышечки из-под пластиковых бутылок. Все крышечки откручиваются и закручиваются. Твердый согласный звук – синяя крышечка, мягкий согласный – зеленая, гласные звуки – красные крышечки.
Юлия Шакирова
Учителя-логопеды часто в своей работе с дошкольниками по подготовке к обучению грамоте используют пособия » . Существует множество вариантов данного пособия. Представляю свой вариант. Пособие состоит из двух домиков : красного цвета - для букв, обозначающих гласные звуки , и синего цвета - для букв, обозначающих согласные звуки .
Пособие помогает в игровой форме :
1. Знакомить дошкольников со звуками и буквами .
2. Учить характеризовать звуки , различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки .
3. Способствовать автоматизации и дифференциации звуков .
4. Развивать фонематические процессы.
Домики вырезала из ДСП , оклеила самоклеющейся плёнкой красного и синего цвета. В строительном магазине подобрала подходящий уголок белого цвета, разрезала по ширине домиков и приклеила . На красный домик приклеены три «этажа» уголка.
На синий - пять «этажей» .
«Этажи-полочки» покрасила в цвет домиков акриловой краской . Пособие прочное, легко моется, прошло проверку временем, активно используется в течении трёх лет. В домики выставляю буквы с символами звуков , картинки с заданным звуком , использую для проведения разнообразных дидактических игр.
Публикации по теме:
В январе в нашем дошкольном отделении проходил конкурс на лучшую разработку дидактической игры или пособия по развитию звуковой культуры.
Конспект занятия «Звуковые анализы букв у и ю» Демонстрационный материал. Доска,указка,наборное полотно,касса букв,фишки,колпачки (треугольники). Раздаточный материал:рабочие тетради,кассы.
Дидактическая игра «Домики» Воспитатель: Грачева Олеся Петровна МБДОУ «Курашимский детский сад Лесная сказка» Совместная деятельность с детьми второй младшей группы.
Заботиться о птицах можно, бросая им хлебные крошки или семечки. Голуби и воробьи с удовольствием слетаются на такое угощение. Мы помогли.
Фотоотчет: "Домики-кормушки" Цель: Создание условий для ознакомления детей с зимующими птицами и изготовления кормушек для птиц из бросового.
Главной целью при использовании «Звуковых кубиков» является автоматизация, затем дифференциация поставленных звуков в словах, предложениях.
Для создания дидактической игры нам понадобится: Распечатанные на плотном картоне буквы-звуки (буквы красного цвета обозначают гласные.
Зима-это такое время, когда наши крылатые друзья нуждаются в наше заботе и внимание. И мы в месте с родителями и детьми провели акцию "Кормушки.
Наглядно-дидактическое пособие «Звуковой домик» предназначено для фронтальной, подгрупповой и индивидуальной работы с детьми 5-7 лет; направлено на развитие фонетико-фонематических представлений у дошкольников.
Использование наглядности при формировании и коррекции фонематического анализа способствует более прочному усвоению материала. Опираясь на звуковые символы, дети учатся осознавать звук как единицу речи на наглядно-действенной основе. Схема характеристики звука помогает детям усвоить термин «звук». У детей развивается способность слышать себя и ощущать движения органов артикуляции. Таким образом, формируются устойчивые ассоциативные связи между акустическим образом звука, его артикуляционным укладом и термином.
* Иллюстрации к пособию вы можете посмотрет в фотоальбоме "Дидактичекая игра "Звуковой домик""
Скачать:
Предварительный просмотр:
«ЗВУКОВОЙ ДОМИК»
НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЯМ-ЛОГОПЕДАМ, УЧИТЕЛЯМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ВОСПИТАТЕЛЯМ ДЕТСКИХ САДОВ, РОДИТЕЛЯМ
ЦЕЛЬ ПОСОБИЯ:
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
ОСНОВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПОСОБИЯ:
- Предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений со звуками, их графическими символами, условными обозначениями гласных и согласных звуков.
- Сформировать у дошкольников «предпосылки к учебной деятельности» (ФГОС ДО), способствуя:
- овладению мыслительными операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, классификацией;
- формированию понятий о механизме образования звука и его акустических особенностях с опорой на зрительный, слуховой, тактильный анализаторы, умению выделять звук в слове;
- овладению и использованию устной речи для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
- развитию способности к проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
- развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
- Оказать практическую помощь педагогам, родителям в освоении детьми фонетико-фонематической стороной речи.
ОПИСАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛА:
- Звуковой домик изготовлен из листа фанеры, окрашен глянцевыми акриловыми художественными красками. На домик наклеены металлические шайбы для магнитного крепления предметных картинок с графическим изображением звуков речи (букв).
- Цветовая гамма крыш звуковых домиков раскрашена в соответствии с общепринятыми условными обозначениями гласных и согласных звуков (гласные звуки обозначаем красным цветом, согласные твердые-
Синим цветом, согласные мягкие - зеленым цветом).
В соответствии с этим:
Красная крыша со скрипичным ключом – домик для гласных звуков;
- сине-зеленая крыша с колокольчиком – домик для согласных звонких
Твердых и мягких звуков;
- сине-зеленая крыша с наушниками – домик для согласных глухих
Твердых и мягких звуков.
- Набор предметных картинок с буквами (на магнитах) – (2 комплекта)
- Набор предметных картинок для развития слухо-произносительной дифференциации звуков по звонкости-глухости: [З]-[С], [Д]-[Т], [Б]-[П], [В]-[Ф], [Г]-[К], [Ж]-[Ш]
- Набор предметных картинок с графическим изображением гласных, согласных твердых и мягких звуков (пособие З.Е. Агранович для настольной работы).
- «Звуковой куб» с символами для обозначения гласных и согласных звуков:
Красный круг (гласные звуки);
- синий круг с колокольчиком (согласные звонкие твёрдые звуки);
- синий круг без колокольчика (согласные глухие твёрдые звуки);
- зелёный круг с колокольчиком (согласные звонкие мягкие звуки);
- зелёный круг без колокольчика (согласные глухие мягкие звуки).
- магнитная азбука;
- фишки красного, синего, зеленого цвета (с магнитом).
Гласные звуки поют и кричат,
Воют и ноют, но не молчат.
Согласные тоже молчать не хотят:
Фыркают, шепчутся и шелестят.
Но согласные всегда преодолевают преграды:
То язык, то губы, то зубы -
Не свободные какие-то звуки!
Они шумят, а поют только вместе с гласными,
Поэтому их и называют - согласными!
ИГРЫ
С «ЗВУКОВЫМ ДОМИКОМ», «ЗВУКОВЫМ КУБОМ», ПРЕДМЕТНЫМИ КАРТИНКАМИ, ГРАФИЧЕСКИМ ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЗВУКОВ РЕЧИ (БУКВАМИ).
Дидактическая игра «Поймай звук».
Цель: формирование понятия о механизме образования звука [У], его акустических особенностях с опорой на зрительный, слуховой, тактильный анализаторы; умения выделять звук в слове. Формирование навыка мягкого голосоведения.
Губы вытянуты трубочкой,
Язык спокойно лежит на дне рта – «домика»,
Зубы сближены, но не сомкнуты,
Воздушная струя теплая и спокойно выходит изо рта, не встречая преграды.
Звук [У]-гласный (его можно петь),
обозначение звука – круг (фишка)
красного цвета.
Педагог выставляет на «Звуковой домик» картинку паровозика с графическим изображением буквы У, читает двустишье:
Буква У кричит: «Ура!».
Руки тянет вверх она.
Дети зрительно ищут связь между звуком и буквой (Буква У похожа на уши зайца, рожки улитки, ветку дерева и т.п.). Педагог проводит знакомство с буквой Затем дети выполняют фонетические упражнения (на плавном длительном выдохе) «Волк воет», «Поезд приближается и удаляется». В заключении педагог предлагает детям самостоятельно дать характеристику звуку [У].
По аналогии проводится знакомство с другими гласными звуками русского языка.
Дидактическая игра «Летит и звенит».
Цель: развитие фонематического слуха, фонематического восприятия; формирование понятия о механизме образования звука [З], его акустических особенностях с опорой на зрительный, слуховой, тактильный анализаторы, умения выделять звук в слове.
Губы в улыбке;
Звук [З] – согласный, твердый, обозначаем фишкой (кругом) синего цвета, звонкий.
Педагог крепит на «Звуковой домик» картинку комара с графическим изображением буквы З и предлагает «нарисовать» букву пальчиками в воздухе и на столе. Педагог проводит знакомство с буквой без установки на запоминание. Затем предлагает детям самостоятельно дать характеристику звуку [З].
По аналогии проводится знакомство с другими согласными звонкими звуками русского языка.
Дидактическая игра «Кто свистит?».
Цель: развитие фонематического слуха, фонематического восприятия; формирование понятия о механизме образования звука [С], его акустических особенностях с опорой на зрительный, слуховой, тактильный анализаторы, умения выделять звук в слове.
Губы растянуты в улыбке;
Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;
Кончик языка упирается в нижние зубы;
По середине языка идет сильная, холодная, плавная воздушная струя;
Звук [С] – согласный, твердый, обозначаем фишкой (кругом) синего цвета, глухой. Педагог предлагает детям вспомнить, что издает свист (воздух, выходящий из насоса; вода, льющаяся из крана; вьюга; ветер, суслики, тушканчики и т.д.).
Педагог крепит на «Звуковой домик» картинку с графическим изображением буквы С:
Шел конь, подковами звеня,
Как буква С следы коня. (Е.Тарлапан)
Педагог проводит знакомство с буквой без установки на запоминание. Затем предлагает детям самостоятельно дать характеристику звуку [С].
По аналогии проводится знакомство с другими согласными глухими звуками русского языка.
Игра «Слушай, не зевай, звуки (слоги) повторяй!»
Цель: Развитие фонематического слуха, умения различать парные звонкие – глухие согласные на слух и в произношении.
Вариант 1. Произнеси с рукой на горле
Изолированные звуки [Б]-[П], [В]-[Ф], [Г]-[К], [Д]-[Т], [Ж]-[Ш], [З]-[С];
Найди место звука в «Звуковом домике», опираясь на условные обозначения согласных звонких и глухих;
Произнеси слоговые ряды: ба-ба-ба – па-па-па; бу-бу-бу – пу-пу-пу;
Бо-бо-бо – по-по-по; бы-бы-бы – пы-пы-пы.
(То же с другими парами звонких-глухих согласных [В]-[Ф], [Г]-[К], [Д]-[Т], [Ж]-[Ш], [З]-[С]).
Произнеси слова:
жутко – шутка доля – Толя сайка – зайка
Вариант 2. Воспроизведи слоговые ряды по памяти (отраженно за взрослым):
а) га-го-гу-гы ка-ко-ку-кы го-гу-гы-га ко-ку-кы-ка
Гу-гы-га-го ку-кы-ка-ко гы-га-го-гу кы-ка-ко-ку
То же с пятью парами звонки х -глухих согласных.
б) ву-ву-фу ву-фу-фу ву-фу-ву ву-фу-фу-ву
Фу-ву-ву фу-фу-ву фу-ву-фу фу-ву-фу-фу
То же с гласными [а], [о], [у], [ы] и с каждой парой звонких - глухих согласных.
Игра «Подбери картинки»
Цель: Развитие фонематического восприятия, умения давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [Т]-[Д], различать звонкие – глухие согласные в начале слова перед гласными.
Вариант 1.
Содержание игры: Взрослый выкладывает на столе цветные предметные картинки (с магнитами с обратной стороны) на парные звонкие – глухие согласные [Д]-[Т]. Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, выделяет первый согласный звук, отчетливо произносит его повторно с рукой на горле, определяет, звонкий он или глухой. Затем помещает картинку в «Звуковой домик». Если согласный звук звонкий - [Д], то картинка располагается в домике с сине-зеленой крышей с колокольчиком; если согласный звук глухой – [Т], то картинка крепится в домик с сине-зеленой крышей с наушниками.
В конце игры дети еще раз называют все картинки: сначала на звонкие согласные, которые «живут» в домике с колокольчиком, затем – на глухие согласные, которые «живут» в домике с наушниками.
Аналогично игра проводится
Вариант 2.
Содержание игры: Ведущий раздает детям по одной картинке, предлагает выделить первый звук в ее названии и самостоятельно «поселить звук» в «Звуковой домик». Если согласный звук звонкий, то картинка располагается в домике с сине-зеленой крышей с колокольчиком; если согласный звук глухой, то картинка крепится в домик с сине-зеленой крышей с наушниками.
Второй вариант игры проводится в середине или конце года с детьми подготовительной к школе группы.
Игры с «Звуковым кубом».
Цель:
- Формирование умения давать характеристику звукам речи, используя соответствующие символы; подбирать к символам звуки.
- Развитие фонематического слуха, умения выделять звук на фоне слова, определять позицию звука в слове, придумывать слова на заданный звук.
Варианты заданий:
Задание 1.
Назвать звук в соответствии с характеристикой по условным обозначениям:
-- гласный звук – обозначаем кружком красного цвета;
-
согласный звонкий твёрдый звук - обозначаем синим кругом с колокольчиком;
-
согласный глухой твёрдый звук – обозначаем
синим кругом без колокольчика;
Согласный звонкий мягкий звуки – обозначаем зелёным кругом с колокольчиком;
Согласный глухой мягкий звук - обозначаем зелёным кругом без колокольчика.
Задание 2.
Назвать слово на заданный звук в соответствии с характеристикой его по условным обозначениям.
Задание 3.
Придумать слово с заданным звуком в соответствии с его условным обозначением, определить положение звука в слове.
Задание 4.
Найти предметы в логопедическом кабинете (групповой комнате, выбрать картинки в лото и т.п.), в которых начальный звук, соответствует характеристике условных обозначений.
Задание 5.
Показать грань с условным обозначением, которому соответствует названный педагогом звук.
Игра «Если горлышко «дрожит»,
Значит, звонкий звук бежит!»
Цель:
развитие слухового внимания,
умения давать развёрнутую характеристику звуку [Ж], развивать звуко-слоговые представления ребенка.
Содержание игры:
Взрослый кладет на стол предметную картинку с символом звука [Ж] (пособие З.Е. Агранович) и сообщает о том, что в гости
летит весёлый жук и поёт песенку: «Ж-ж-ж». Логопед предлагает повторить звук [Ж-ж-ж-ж..]
Педагог обращает внимание детей на артикуляцию, с подключением орального, акустического и тактильно-вибрационного контроля (в зеркале):
Губы вытянуты бубликом, рупором;
Кончик языка поднят за верхние зубы;
Боковые края языка прижаты к верхним
Коренным зубам,
Посередине языка идёт сильная плавная
Воздушная струя,
-
горлышко «дрожит», вибрирует:
Если горлышко дрожит,
Значит, звонкий звук бежит.
- Звук [Ж] – согласный, всегда твёрдый, звонкий. Обозначать звук [Ж] будем фишкой синего цвета с колокольчиком.
Взрослый предлагает детям:
- повторить характеристику звука;
- найти грань кубика с нужным символом и показать его;
- подобрать картинку на заданный звук и поместить его в «Звуковой домик»;
Таким образом, можно характеризовать любой согласный звонкий звук по мере изучения.
Игра «Звучит или молчит?»
Цель:
Формирование умения давать развёрнутую характеристику звукам речи, дифференцировать звуки, в зависимости от их характеристик, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко - слоговые представления ребенка.
Содержание игры:
Взрослый раскладывает на столе картинки с символами звуков речи (З. Е. Агранович), оппозиционных по глухости – звонкости (например [Ж]-[Ш]) и предлагает ребёнку подобрать кубик-символ звука.
Ребёнок даёт развернутую характеристику звукам, опираясь, на акустико-артикуляционный образ звука и выбирает нужную картинку. Пример: звук [Ж] - согласный, всегда твёрдый, звонкий; обозначаем фишкой синего цвета с колокольчиком . Звук [Ш] - согласный, всегда твёрдый, глухой; обозначаем фишкой синего цвета без колокольчика . Педагог предлагает ребенку «поселить» звуки [Ш], [Ж] в «Звуковой домик».
Аналогично игра проводится с другими парными звонкими – глухими согласными [В]-[Ф], [Г]-[К], [Б]-[П], [Ж]-[Ш], [З]-[С].
Игра «Найди пару»
Цель:
Развитие фонематического представления, умения дифференцировать звуки [П]-[Пь] на слух и в произношении.
Содержание игры:
Взрослый раскладывает на столе картинки с символами звуков речи, оппозиционных по мягкости – твёрдости (например: [П]-[Пь]), и предлагает ребёнку подобрать
куб-символ звука.
Ребёнок даёт развернутую характеристику звукам, опираясь, на акустико-артикуляционный образ звука:
В начале губы сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха;
Горлышко «молчит». Звук [П] – согласный, твердый, глухой. Так кипит вода в самоваре: пппппп…
Ребенок берет картинку, с изображением самовара и помещает ее в «Звуковой домик».
Следующий ребёнок показывает перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука [Пь], опираясь, на его акустико-артикуляционный образ:
В начале губы сомкнуты, потом сильная воздушная струя их раскрывает;
Горлышко «молчит»;
Звук [Пь] – согласный, мягкий, глухой. Так кипит вода в маленьком чайничке: пьпьпьпь…
Ребенок берет картинку, с изображением чайничка и помещает ее в «Звуковой домик».
Аналогично проводится игра с другими оппозиционными по мягкости – твёрдости согласными звуками: [В]-[Вь], [Г]-[Гь], [Б]-[Бь], [К]-[Кь], [З]-[Зь],
[Ф]-[Фь], [Х]-[Хь], [С]-[Сь], [Д]-[Дь], [Т]-[Ть], [Р]-[Рь], [Л]-[Ль] и т.д.
Игра «Распознай звуки»
Цель:
Развитие слухо-произносительной дифференциации звуков: [Г]-[К], [Гь]-[Кь] (по звонкости-глухости, твердости-мягкости),
Содержание игры:
Взрослый раскладывает на столе предметные картинки с оппозиционными (по глухости – звонкости, мягкости – твёрдости
)
согласными, предлагает ребёнку выбрать картинки и дать характеристику звукам с опорой на слуховой, зрительный, тактильный анализаторы. Затем
Аналогично игра проводится с другими согласными звуками: [В]-[Ф], [Вь]-[Фь], [Д]-[Т], [Дь]-[Ть], [З]-[С], [Зь]-[Сь], [Б]-[П], [Бь]-[Пь].
Игра «Так ли это звучит?»
Цель:
Развитие слухо-произносительной дифференциации звуков: [Б]-[П], [Бь]-[Пь] (по звонкости-глухости, твердости-мягкости),
мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
Содержание игры:
Взрослый раскладывает на столе предметные картинки, предлагает ребёнку взять одну картинку, выделить первый звук в ее названии и подобрать к звуку оппозиционный звук (по звонкости-глухости, твердости-мягкости). Затем необходимо дать характеристику каждому из звуков (с опорой на
оральный, акустический и тактильно-вибрационный контроль),
показать «Звуковой куб» с соответствующими символами (для каждого звука).
Аналогично игра проводится с другими оппозиционными по звонкости – глухости, мягкости – твёрдости согласными звуками: [В]-[Ф], [Вь]-[Фь], [Д]-[Т], [Дь]-[Ть], [З]-[С], [Зь]-[Сь], [Г]-[К], [Кь]-[Гь].
Игра «Гость»
Цель:
мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
Содержание игры:
Взрослый раскладывает на столе картинки
сказочных героев, предлагает назвать его, выделить первый (последний) звук в слове, дать развёрнутую характеристику звуку (с опорой на оральный, акустический, тактильно-вибрационный контроль), «поселить» гостя (изображенного на картинке) в «Звуковой домик».
Игра «Путешествие в сказку»
Цель: Развитие слухо-произносительной дифференциации звуков (по звонкости-глухости, твердости-мягкости), мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
Вариант1.
Содержание игры:
Взрослый раскладывает на столе сюжетные картинки (фрагменты из сказок), предлагает перечислить героев сказки, затем, выбрать особо понравившегося героя и назвать первый (последний) звук в слове. Дать развёрнутую характеристику звуку (с опорой на акустико-артикуляционный образ звука), найти соответствующую звуку букву и поместить ее в «Звуковой домик».
Вариант 2.
Педагог предлагает детям подобрать подарки героям сказки, например: медведю – миску, малину; зайцу – зонт, звездочку; вороне – варежки, велосипед; ежу – ежевику, ель. Взрослый обращает внимание детей на то, что подарок герою должен соответствовать заданию:
Первый (последний) звук в названии подарка должен быть твердым;
Первый (последний) звук в названии подарка должен быть мягким;
Первый (последний) звук в названии подарка может начи наться как на мягкий, так и на твердый согласный звук.
Давая характеристику звуку, ребенок находит соответствующую букву и помещает ее в «Звуковой домик».
ЛИТЕРАТУРА:
- Агронович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних
Заданий для преодоления недоразвития фонем атической стороны речи у
Старших дошкольников. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
- Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий 1,2,3 периодов обучения в старшей логогруппе. М.:Издательство ГНОМ, 2013.- (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).
- Колесникова В.Е. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Издательство «Ювента», 2012.
- Нищева Н.В. Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», переработанная и дополненная в соответствии с ФГОС ДО.
- ФГОС ДО. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155.
Игра для детей старшего дошкольного возраста. Выполняя задания, малыши освоят звуко-буквенный анализ слова, повторят основные цвета, а также разовьют зрительное восприятие, произвольное внимание и логическое мышление.
Перед началом игры разрежьте карты по пунктирным линиям, у вас получится 64 разноцветных карточки.
Раздайте детям карточки с картинками, предложите назвать их и сказать на какую букву начинаются слова. Затем нужно к каждой картинке подобрать квадрат, название цвета которого начинается с той же буквы, что и название картинки. Если все цветные квадраты будут разложены правильно, то получится узор.
Развивающая игра. Предназначена для детей 3-6 лет. Комплектность: 20 карточек, состоящих из 2-х элементов. На одних половинках изображены различные животные, на других - места их обитания. Игра поможет детям узнать особенности жизни некоторых животных, научит различать их изображение, укрепит зрительную память и внимание. Варианты игр: "Третий (четвертый) лишний", "Общее место", "Играем сами", которые описаны в инструкции к игре.
Правила игры: см. продолжение...
Эти карточки помогут выучить с ребенком буквы в процессе игры. Посмотрите на картинки внизу.
Перед началом игры их нужно распечатать на плотной бумаге. Верхнюю часть с буквами отрезать и разрезать по полоскам сами буквы. Получится большой набор букв из которых нужно будет составлять слова и еще один набор с картинками.
Для начала даете ребенку одну большую карточку. Например, с буквами А и Б. Показываете букву А. Ребенок раскрашивает эту букву в большом квадратике. Затем вписывает ее в маленькие квадратики возле картинок. При этом проговаривайте с ним слова, выделяя голосом букву А: "АААА-ист".
Соберите это слово из карточек с буквами. Это должно выглядеть так: Первая карточка с буквой А и еще 3 карточки, повернутые чистой стороной вверх.
Объясните ребенку, что слово АИСТ состоит из 4 звуков, и первый звук А обозначается буквой А.
Выучив букву А, переходите к следующей.
Чтобы научить малыша читать, не нужно серьезных занятий. Побольше играйте с ним в разные игры с буквами. У детей отличная зрительная память. Если малышу показать, как пишется его имя или слова "мама" и "папа", то, даже не зная букв, он найдет эти слва среди множества других.
Лото "Слова из 3 букв" как раз учит читать, не заставляя учить буквы.
Есть картинка, она разрезана на три части. Ребенок собирает целую картинку из частей и видит что-то знакомое. Например, это КОТ, или ДУБ, или ЛУК. Но кроме рисунка на карточке есть и слово, которое ребенок запоминает автоматически.
Попробуйте, и вы сами увидите, что учится читать легко.
В архиве 15 картинок.
На какую букву начинается слово? А на какую букву слово заканчивается? А какая буква стоит на втором месте? Это все варианты игры в буквенное лото.
Помните, что такое лото? Мешочек с бочечками, на которых написаны цифры и карточки для всех игроков. Ведущий вытягивает из мешочка бочечку и называет цифру. Все ищут на своих карточках клеточку, на которой такая цифра есть. Бочечка ставится сверху. Кто первый заполнил все карточки, тот и победитель.
Картинки для детей выполняют важную роль в развитии ребёнка, это самый простой и один из самых первых способов знакомства ребёнка с буквами и предметами изображенными на них. Предлагаем несколько категорий картинок, такие как:
Звери - 36 карточек;
Овощи и продукты - 22 карточки;
Орехи и хлеб - 12 карточек;
Фрукты и ягоды - 20 карточек.
Это красочные развивающие карточки для вашего любимого малыша. Всё начинается с того, что вы показываете карточки своему малышу а он концентрирует своё внимание на них и запоминает. Он запоминает яркие буквы и картинки изображенные на них. Так-же на картинках изображены слоги и слова, при этом слоги выделены. Дети даже самого раннего возраста обращают внимание на эти картинки и по долгу их рассматривают. Когда к детям попадают подобные вещи, он долго смотрят на них вертят и издают разные звуки радости в виде гудения и пения.
Рассмотрите окошки с малышом, обратите внимание, что есть окошки большие, есть маленькие, что из каждого окошка кто-то смотрит.
Перед каждым новым заданием просите малыша разложить окошки перед собой.
Читайте задание и предлагайте малышу разложить окошки на доме. Не забывайте - в конце задания, малыш обязательно называет жильцов дома.
В файле 5 листов А4 с различными домиками без окошек
и 16 окошек: - 8 больших и 8 маленьких.
Инструкция проведения игры в файле.
автор limush