Анализ и оценивание рассказов

Цель: формирование умения связано пересказывать литературный текст.

Образовательные:

Формировать умение пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства по заданному плану, по цепочке, индивидуально;

Обратить внимание на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов;

Совершенствовать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания о содержании произведения;

Упражнять в подборе синонимов и антонимов в речи.

Развивающие:

Развивать интерес и любовь к книге;

Продолжать формировать умение слушать собеседника, полно и точно выражать свои мысли;

Развивать творческое воображение.

Воспитательные:

Воспитывать внимательное отношение к старшим, стремление помогать им.

Ход деятельности.

1. Ребята, сегодня я для вас приготовила много интересного. Начнём с того, что я предлагаю вам подойти к столу и догадаться какое задание вам нужно выполнить.

(Детям предлагаются разрезные картинки.)

Правильно, вы собираете и говорите мне, о чем я хочу с вами поговорить.

Что вы сложили? (дети называют своих рыб).

Где живут рыбы? (в реке, море, океане)

Значит они какие? (морские,……)

Назовите морских, речных рыб.

А что общего у рыб?

У всех ли рыб есть жабры? Как называют таких рыб?

Посмотрите на картинки и скажите, каких рыб вы видите? Разложите картинки на группы по месту обитания рыб. (Классификация.)

Ребята, скажите, какая бывает вода? Я вам называю слово, а вы называете с противоположным значением.

Д/игра «Скажи наоборот»

Горячая - Холодная

Прохладная - Тёплая

Чистая - Грязная

Кипячёная - Сырая

Солёная - Пресная

Бурливая - Спокойная

Прозрачная - Мутная

А что люди могут делать с рыбой?

2. - Ребята, кто из вас знает, что такое рыбалка? Сегодня я хочу вас познакомить рассказом, в котором говорится о семейной рыбалке. Рассказ написал Е. Пермяк, называется «Первая рыбка» .

Чтение рассказа (обратить внимание детей на иллюстрации к рассказу)

с последующим обсуждением

Вопросы к тексту:

Почему этот текст называется «рассказ» ?

О чем говорится в этом рассказе?

В какой семье жил Юра? (Юра жил в большой и дружной семье.)

Куда отправилась Юрина семья? (рыбу ловить и уху варить). Как иначе можно сказать об этом? (На рыбалку, на рыбную ловлю.)

Сколько рыбы поймал Юра?

Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ерш, большущий ершище, крохотный ершишка.) Из текста : «Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.»

Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному: то «большущий ершище» , то «крохотный ершишка» ? (ответы детей.)

Правильно, ребята, потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий» , не просто ерш, а «ершище» . А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением : не «большущий ершище» , а «крохотный ершишка» .

3. Физминутка. Будем прыгать и скакать!

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)

Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)

Раз, два, три.

Наклонился левый бок.

Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)

И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку, (Присели на пол.)

Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)

Раз, два, три!

Согнем левую ножку,

Раз, два, три.

Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)

И немного подержали.

Головою покачали (Движения головой.)

И все дружно вместе встали. (Встали.)

Ребята, Юра написал письмо другу о своей рыбалке. Но друг не понял некоторые слова : (объяснить значения слов)

уха (суп из рыбы);

вокруг (около, возле, рядом);

нахваливать (много хвалить);

ершище (большая рыба);

навариста, навар (это вода в ухе с жиром от рыбы, чем жирнее рыба, тем навара больше в ухе).

А сейчас вспомним, о чем писал Юра другу. Я буду читать рассказ, а вы подумайте, какими словами Юра писал письмо.

Повторное чтение рассказа.

Дидактическая игра «Составь предложение»

Это волшебная удочка, которая превратит вас в мальчика Юру.

Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать полными предложениями.

Что Юра написал о своей семье? (Я живу в большой и дружной семье.)

Как он написал о том, куда поехала его семья? (Один раз поехала моя семья рыбу ловить и уху варить.)

Сколько рыбы поймала вся Юрина семья? (Моя семья поймала много рыбы.)

Как он написал про свой улов (Я тоже одну рыбку поймал. Ерша.)

Кому отдали весь улов? (Всю рыбу бабушке отдали.)

Что сварили из рыбы? (Из рыбы сварили уху.)

Где все семья ела уху? (Вся моя семья на берегу вокруг котелка уселась.)

Какая получилась уха? (Уха получилась, вкусна, жирна, да навариста.)

Какое настроение было у Юры? (У меня было радостное и веселое настроение.)

Почему радовался Юра? (Я радовался потому, что в большой семейной ухе была и моя маленькая рыбка.)

4. Ребята, сейчас я ещё раз прочитаю этот рассказ, а вы его внимательно слушайте. Постарайтесь запомнить слова и выражения автора.

(Повторное чтение рассказа воспитателем.)

Ребята, рассказывать будете по заданному плану: один из вас расскажет о том, как Юрина семья поехала на рыбалку, второй о том, как варили уху, а третий – о том, какие чувства испытывал Юрик.

(Трое ребят по желанию пересказывают рассказ по плану.)

Получилось ли у ребят рассказать точно по плану?

Следующее задание будет сложнее: нужно быть очень внимательным. Я могу остановить ваш рассказ в любом месте, а следующий должен будет продолжить его. (Ребята рассказывают.)

Все ли ребята были внимательными?

А кому-то из вас предстоит выполнить самое трудное задание - надо рассказывать полностью весь рассказ.

Насколько удалось рассказать точно рассказ, используя слова автора?

Ребята, вы очень хорошо поработали, можно и поиграть.

П/и «Удочка»

Ребята, что у меня в руках? (скакалка)

А чем она ещё может быть?

Ну, раз у меня в руках удочка, то я кто? А вы мои рыбки.

5. Рефлексия

- Ребята, с каким рассказом сегодня познакомились? Кто автор рассказа? Что вам больше понравилось, что запомнилось?

Вероника Савельева
Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

Учить детей пересказывать литературный текст , используя авторские выразительные средства.

Развивать умение слушать вопросы воспитателя и на них отвечать

Обратить внимание детей на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов.

Учить оценивать словосочетания по смыслу.

Упражнять в подборе синонимов.

Развивать творческое воображение.

Воспитывать внимательное отношение к старшим, стремление помогать им.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, кто из вас знает, что такое рыбалка? Сегодня я хочу вас познакомить рассказом , в котором говорится о семейной рыбалке. Рассказ написал Е . Пермяк , называется «Первая рыбка » .

Чтение рассказа с последующим обсуждением

(Текст рассказа представлен в приложении)

Вопросы к тексту :

Почему этот текст называется «рассказ » ?

О чем говорится в этом рассказе ?

В какой семье жил Юра? (Юра жил в большой и дружной семье.)

Куда отправилась Юрина семья? (рыбу ловить и уху варить) Как иначе можно сказать об этом? (На рыбалку, на рыбную ловлю.)

Сколько рыбы поймал Юра?

Какими словами назван в рассказе Юрин улов ? (Ерш, большущий ершище, крохотный ершишка.) Из текста : «Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.»

Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному : то «большущий ершище» , то «крохотный ершишка» ? (Потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий» , не просто ерш, а «ершище» . А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением : не «большущий ершище» , а «крохотный ершишка» - этот вывод воспитатель должен сформулировать, когда ответят дети.)

Чему радовался Юра?

А сейчас мы тоже попробуем ловить рыбу вместе.

Координация речи с движением «Рыбка » .

Рыбка плавает в водице ,

Рыбке весело играть .

Рыбка , рыбка , озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула ,

Крошку хлебную взяла;

Рыбка хвостиком махнула ,

Рыбка быстро уплыла

Воспитатель. Юра написал письмо другу о своей рыбалке. Но друг не понял некоторые слова : (объяснить значения слов)

уха (суп из рыбы)

вокруг (около, возле, рядом)

нахваливать (много хвалить)

ершище (большая рыба)

навариста, навар (это вода в ухе с жиром от рыбы, чем жирнее рыба, тем навара больше в ухе)

А сейчас вспомним, о чем писал Юра другу. Я буду читать рассказ , а вы подумайте, какими словами Юра писал письмо.

Повторное чтение рассказа .

Дидактическая игра «Составь предложение»

Воспитатель. Это волшебная удочка, которая превратит вас в мальчика Юру.

Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать полными предложениями.

Вопросы :

Что Юра написал о своей семье? (Я живу в большой и дружной семье)

Как он написал о том, куда поехала его семья? (Один раз поехала моя семья рыбу ловить и уху варить)

Сколько рыбы поймала вся Юрина семья? (Моя семья поймала много рыбы)

Как он написал про свой улов (Я тоже одну рыбку поймал . Ерша.)

Кому отдали весь улов? (Всю рыбу бабушке отдали.)

Что сварили из рыбы? (Из рыбы сварили уху.)

Где все семья ела уху? (Вся моя семья на берегу вокруг котелка уселась)

Какая получилась уха? (Уха получилась, вкусна, жирна, да навариста.)

Какое настроение было у Юры? (У меня было радостное и веселое настроение)

Почему радовался Юра? (Я радовался потому, что в большой семейной ухе была и моя маленькая рыбка ).

Воспитатель. Ребята, я сейчас еще раз прочитаю текст, а вы постарайтесь его запомнить, чтобы потом самостоятельно его пересказать .

После пересказов проводится коллективная оценка. Воспитатель спрашивает, кто из детей рассказывал интересно , выразительно, использовал авторские слова и выражения.

Воспитатель. В рассказе сказано «крохотный ершишка» . Как можно сказать по-другому? Подберите к слову крохотный слова, близкие, похожие по смыслу (маленький, малюсенький) .

Воспитатель. Какое слово будет противоположным по смыслу слову маленький?

Воспитатель. Какими словами сказано про «ершище» ? Да, «большущий ершище» . Давайте скажем по-другому. Подберите к слову «большущий» слова, близкие по смыслу (огромный, громадный) .

Воспитатель. Как вы думаете, можно ли так сказать : «большущий ершик» ? Почему вы считаете, что нельзя? А можно сказать «крохотный ершище» ? Почему так нельзя сказать?

Воспитатель. Про что еще можно сказать «крохотный» , что бывает крохотным?. А что бывает большущим? (Дети составляют словосочетания; воспитатель следит за правильным согласованием прилагательных с существительными.)

Проговаривание скороговорки в разном темпе : «На реке камыши - расплясались там ерши» .

Воспитатель подводит итог, хвалит детей за работу на занятии.

Приложение.

Первая рыбка

Е. А. Пермяк

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал . Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать :

Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он все равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка .

Технологическая карта

Организованной учебной деятельности для детей подготовительной группы

Образовательная область: Коммуникация.

Тема: пересказ рассказа Е. Пермяка « Первая рыбка.»

Цель: обучать пересказу текста от первого лица без наглядной опоры.

Задачи:

образовательные: – формирование умения ориентироваться на исходный текстовой материал при составлении рассказа от первого лица;

Закрепление в речи относительных прилагательных;

Активизация словарь по теме «Посуда»;

Закрепление умение образовывать родственные слова.

развивающие: – развитие воссоздающего и творческого воображения, формирование творческих способностей детей;

Развитие навыков планирования собственного рассказа;

Развитие связной речи детей;

Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия;

Развитие мелкой и общей моторики детей, координации движений.

Воспитательные : воспитание эмоционального отклика на содержание рассказа, привитие интереса к художественному слову, воспитание самоконтроля за речью.

Оборудование и наглядность: текст рассказа Е.А. Пермяка «Первая рыбка», наложенные картинки по теме «Посуда», предметные картинки по теме «Посуда», маска-шапочка мальчика, предметная картинка котелка, картинки для игры «Большой – маленький», пособие для выкладывания схемы предложений, слова для словарной работы.

Предварительная работа: чтениесказки К.Чуковского «Федорино горе», русской народной сказки «Лиса и журавль». Игры: «Из чего сделана посуда?», «Найди посуду», «Сосчитай-ка», «Узнай по описанию».

Прогнозируемые результаты:

Знать: исходный текстовой материала при составлении рассказа от первого лица;

Уметь: пересказывать литературный текст от первого лица без опоры на наглядность

План занятия:

Организационный момент. Игра «Найди посуду» (наложенные картинки) с выкладыванием схемы предложений.

Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика «Машина каша».

Объявление темы занятия.

Основная часть.

Чтение рассказа Е. А. Пермяка «Первая рыбка» с последующим обсуждением.

Координация речи с движением «Рыбка».

2) Игра «Большой – маленький».

Словарная работа.

Повторное чтение с установкой на выполнение творческой задачи.

Пересказ рассказа от первого лица детьми.

Анализ детских рассказов.

Итог занятия.

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно побудительный

Организационный момент.

Ребята, я рада видеть вас на занятии! Улыбнемся друг другу, поднимем настроение! Посмотрите, а Маше-растеряше совсем не весело – потерялась у Маши посуда. Надо помочь ей: найти посуду и сказать, какая она – из какого материала.

(Дети составляют предложения о посуде с употреблением относительных прилагательных). Анализ последнего предложения с выкладыванием схемы.

Развитие мелкой моторики рук.

Нашлась Машина посуда, а Маша уж и каши наварила!

Пальчиковая гимнастика «Машина каша».

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

Кошке – в чашку,

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску – курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,

Все до крошки раздала.

На фланелеграфе – рисунок грустной девочки Маши, наложенные картинки посуды. Дети стоят перед фланелеграфом.

Организационно поисковый

Ребята, а я нашла еще одну посуду. Что это за посуда?

+ (ответы детей)

Для чего она нужна?

+ (ответы детей)

Основная часть.

1) – Мы узнаем это из рассказа Евгения Андреевича Пермяка. Внимательно слушайте, о чем этот рассказ.

Чтение рассказа логопедом.

Первая рыбка

Е.А. Пермяк

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он все равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

Вопросы для обсуждения:

Для чего же нужен котелок?

О ком рассказ? (Кто главный герой рассказа?)

О ком еще говорится в рассказе? (Второстепенные герои рассказа)

В какой семье жил Юра?

Куда отправилась Юрина семья?

Сколько рыбы поймал Юра?

Что сварили из рыбы?

Почему все стали хвалить уху?

Чему радовался Юра?

Как можно назвать этот рассказ?

Варианты названий, предложенные детьми.

А вот Евгений Андреевич Пермяк назвал рассказ «Первая рыбка». Как вы думаете, почему?

Предположения детей.

Юра поймал свою первую рыбку, пусть маленькую, но для него она очень важная!

Вспомните, как вы собирались на рыбалку?

С кем вы ходили на рыбалку?

Какую рыбу поймали?

Как хвалили вас ваши родные?

А сейчас мы будем ловить рыбу вместе.

Отвечают на вопаросы

Координация речи с движением «Рыбка».

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла;

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

Стоят на ковре

Образование родственных слов. Игра «Большой – маленький».

Вот сколько мы рыбы наловили! И большую и маленькую. Давайте положим в котелок. Для этого нужно правильно назвать маленькую, среднюю и большую рыбу.

На доску выставляются картинки для игры

Юра написал письмо другу о своей рыбалке. Но друг не понял некоторые слова: (объяснить значения слов)

уха (суп из рыбы)

нахваливать

навариста, навар

А сейчас вспомним, о чем писал Юра другу. Я буду читать рассказ, а вы подумайте, какими словами Юра писал письмо.

Повторное чтение рассказа логопедом.

Это волшебная маска, которая превратит вас в мальчика Юру.

Составление предложений детьми по вопросам логопеда:

Что Юра написал о своей семье?

Как он написал о том, куда поехала Юрина семья?

Как он написал про свой улов?

Что сварили из рыбы?

Скажите от имени Юры, как семья его хвалила.

Как Юра написал о своей радости от первой рыбки?

Ответы детей

Объединение предложений в рассказ – рассказывание по цепочке, рассказ 1-2 детьми.

Анализ и оценивание рассказов

При рассказывании надевает маску-шапочку на рассказывающего.

Рефлексивно корригирующий

Что мы делали сегодня на занятии?

Как называлась рыбка, которую поймал Юра?

Для чего же понадобился котелок?

Кто варил уху для Юры и его семьи?

Чем понравилась Юре рыбалка?

А что понравилось вам сегодня на занятии?

Ребята, мой котелок не простой, а волшебный, с сюрпризом!

Сюрпризы для детей – рыбки из оригами

Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Перспектива»

ТЕМА УРОКА: Е. Пермяк «Первая рыбка».

Образовательная технология : Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП): кластер, «корзина идей», чтение с остановкам, составление синквейна.

Цели и задачи урока:

- Познакомить с произведением Евгения Пермяка «Первая рыбка».

Совершенствовать навыки правильного и выразительного чтения

Развивать умение прогнозировать содержание текста по его названию анализировать текст, выделять главную мысль текста, учиться задавать вопросы, аргументировано доказывать, выражать свои мысли, развивать речь, память, мышление, творческие способности

Содействовать воспитанию внимательного отношения к другим людям, любви к своей семье, к труду.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся выразительно и вдумчиво читать произведение, передавать его настроение.

Научатся объяснять смысл названия произведения, находить слова, отражающие характер героя.

Оборудование и дидактические материалы:

Интерактивная доска и мультимедийная установка

Видеоряд фотографий о семье, о Е. Пермяке

Текст для чтения с остановками.

Пословицы о семье и о труде.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Стадия вызова.

1. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

А) Прочтение наизусть стихотворения по выбору: Г. Виеру «Сколько звёзд на ясном небе?..», Н. Бромлей «Какое самое первое слово?...», В. Берестов «Стихи для папы».

Оценивание классом (Какую оценку поставим и почему? Что понравилось и что не удалось передать чтецу при рассказывании стихотворения? ), дополнение беседой о своей семье (Почему ты выбрал для заучивания наизусть именно это произведение? Расскажи о самых близких тебе людях. Как вы заботитесь друг о друге? Какие у вас общие интересы?)

По мере ответов детей учитель вывешивает на доске картинки, отражающие сценки из семейной жизни.

Б) Вывод. Составление кластера. (Что такое семья? Что даёт семья человеку? ). Любовь, поддержку, уверенность, дружбу, взаимопомощь, теплоту, хорошее настроение, знания и т. д.

В) Представление произведения Е. Пермяка «Первая рыбка». Биография автора. Видеоряд фотографий: портрет автора, вехи жизни и творчества, иллюстрации произведений.

Г) Обсуждение заглавия, прогноз содержания и проблематики.

Прочитай название и попробуй угадать, о чём может идти речь.

Составление «корзины идей»: о самой первой доисторической рыбе на Земле, о самой главной рыбе в косяке, о маленьком мальке и его развитии и т. д.

Кто будет главным героем? Что это будет за произведение: сказка? рассказ? стихотворение? и т.д.

II. Физкультминутка.

Рыбки весело резвятся

В тёплой, чистенькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

III. Стадия осмысления.

1 часть текста для чтения с остановками.

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали.

Стоп.

Как вы думаете, кто жил в семье? Кто такой Юра?

Кто значит работали? На работе? А старики? Внуки?

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить…

Стоп.

Что такое уха? Из каких рыб? (Показ фотографий речных и морских рыб, из которых можно сварить уху, в том числе и ерша)

Как вы думаете, зачем ловили и варили? Зарабатывали на жизнь или для себя, отдыхали?

Много рыбы наловили и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Стоп.

Что подтвердилось из наших предположений? (Это не стихотворение, в семье есть бабушка, для ухи поймали одну из перечисленных рыб – ерша)

Почему автор выделяет слово «Ёрш» в отдельное предложение? (самая вкусная рыба, редко встречается и Юра отличный рыболов; Ёрш будет одним из героев произведения и это его имя – ведь мы до сих пор не знаем что это: сказка или рассказ; может автор хочет пошутить над Юрой, показать что он поймал всего лишь одну маленькую рыбку , а не большую рыбу )

Как вы думаете, кто будет главным героем – Юра или Ёрш?

Охарактеризуйте Юру. (Трудолюбивый, терпеливый, старательный, не жадный)

На интерактивной доске появляется 2 часть текста.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

Стоп.

Почему нахваливали? (Много сварили, вкусная, много разной рыбы в ухе)

Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал.

Стоп.

Какие предположения подтвердились? (Уху варили для себя, отдыхали, главный герой – Юра).

- Как вы думаете, кем был Юра? Почему хвалили именно его? Хвалили или подшучивал?

Как вы думаете, может ли уха быть вкусной без ерша? Что такое «навар»?

На интерактивной доске появляется 3 часть текста.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ёршика?

Стоп.

Какие наши предположения подтвердились? (Это рассказ, Юра – маленький мальчик, он главный герой, взрослые шутили)

Что такое «навар»? Как бы вы ответили на вопрос – Велик ли навар?

Предположите, как поведёт себя Юра дальше.

Но он всё равно радовался.

Стоп.

Чему мог радоваться Юра?

Радовался тому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

Какое из наших предположений подтвердилось?

Охарактеризуйте Юру. (Маленький мальчик, понимает юмор, доброжелательный)

IV. Рефлексия.

Составление «синквейна».

Понравился ли вам рассказ Е. Пермяка?

Что особенно понравилось? Что удивило? Что порадовало?

- Каким увидели Юру в этом рассказе? Составим «синквейн».

Знакомство с «синквеем», правилами написания.

1. Кто? Юра

2. Какой он? Два слова. Маленький, трудолюбивый

3. Что делает? Три слова. Ловит, отдаёт, старается

Предложение из 4 слов.

5. Как бы вы назвали Юру Помощник

Одним словом?

V. Итог урока .

Возвращаемся с «корзине идей».

- Почему рассказ называется «Первая рыбка»?

Возвращаемся к кластеру.

Чему учит рассказ?

Какая основная мысль рассказа?

Каким человеком вырастет Юра?

Что поможет Юре вырасти таким человеком?

На доске выписаны пословицы о семье. Выберете ту пословицу, которая наиболее полно раскрывает суть рассказа.

«Терпенье и труд всё перетрут»

«Не надобен клад, если в семье лад»

«В недружной семье добра не бывает»

«Маленькое дело лучше большого безделья»

VI. Оценивание.

- Кого бы вы отметили за смелые мысли?

За умные мысли?

за активное участие?

Нарисовать рисунки по прочитанному тексту.