Система органов судебной власти российской федерации. Конституционное право Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - осуществляется совокупностью всех судов страны: Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ. Высшего Арбитражного суда РФ, краевых, областных, городских и районных судов организованных и действующих на единых принципах и началах, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия в Российской Федерации. Судьи независимы в своей деятельности и подчиняются только закону; несменяемы, так как их полномочия могут быть прекращены (или приостановлены) только в порядке и по основаниям, установленным федеральным законодательством; неприкосновенны. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (иногда с привлечением присяжных заседателей); слушание дел и их разбирательство носят открытый характер (однако допускается и закрытое разбирательство по вопросам государственной тайны, нравственности, этики семейных отношений и т.д.).

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в других словарях:

    СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - осуществляется совокупностью всех судов страны: Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ, краевых, областных, городских и районных судов организованных и действующих на единых принципах и началах, связанных между … Юридическая энциклопедия

    В соответствии с принципом разделения властей одной из трёх (наряду с законодательной и исполнительной властью) ветвей является судебная. Содержание 1 Общие характеристики 2 Судебная власть в России … Википедия

    Судебная власть в РФ - 1. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе… … Официальная терминология

    - (judiciary) Совокупность судей в стране. Политические дискуссии о них обычно затрагивают четыре основные темы. 1. Независимость суда. Обычно для власти закона существенно, чтобы судей не могли сменять по минутной прихоти исполнительной либо… … Политология. Словарь.

    Независимая система судебных органов государства, осуществляющих правосудие. * * * СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ, в соответствии с теорией разделения властей независимая система судебных органов государства наряду с законодательной и… … Энциклопедический словарь

    СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ - обусловленный характером разделения властей вид государственной власти, связанный с осуществлением специализированными органами государства правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    В соответ ствии с теорией разделения властей самостоятельная и независимая сфера публичной власти (наряду с законодательной и исполнительной властями). Представляет собой: а) совокупность полномочий по отправлению правосудия, т.е. полномочий по… … Энциклопедия юриста

    СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ - ветвь государственной власти. Ее наиболее существенной особенностью является то, что она может реализоваться только государственными судами, входящими в состав судебной системы, закрепленной в Конституции РФ и Федеральном конституционном законе О … Энциклопедический словарь конституционного права

    Военно Морской Флот Российской Федерации … Википедия

    Численность населения России в 1950 2011 годах … Википедия

Книги

  • Судебная власть и правосудие в Российской Федерации. курс лекций , В.В. Ершов. Курс лекций комплексно рассматривает широкий круг проблем суда и правосудия в Российской Федерации. В курсе рассматриваются вопросы статуса судьи и судебной власти, история становления и…
  • Судебная власть в Российской Федерации Тенденции и перспективы развития , Лысов П., Эриашвили Н., Калинин В., Саудаханов М. и др.. Раскрыты правовая природа и сущность судебной власти в Российской Федерации. На основе достижений юрдической науки, а также законодательства определены тенденциии перспективы развития…

Основные вопросы

1. Понятие судебной власти

2. Признаки

3. Принципы судоустройства

Судебная власть – это реализуемая судами возможность оказывать воздействие на поведение людей и социальные процессы с помощью применения юридических мер воздействия. Судебная власть – это не орган или должностное лицо, а выполняемая функция. В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ «судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства». Субъектом судебной власти является суд, обладающий исключительными возможностями и способностями оказывать воздействие на поведение людей.

Судопроизводство, т.е. порядок рассмотрения дел судами, заключается в строгой, установленной законом процедуре ведения судебного разбирательства, гарантирующей права и свободы участникам процесса в целом и личности, в частности, их полное равенство, гласность, законность и справедливость решений суда.

Важнейшая функция судебной власти – осуществление правосудия, т.е. наличие права судить.

Судебная власть основана на праве и реализуется путем применения права для разрешения конкретных ситуаций, возникающих в обществе и требующих вмешательства суда.

Судебная власть обладает рядом отличительных признаков:

· осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия;

· полная самостоятельность и отделение от законодательной и исполнительной властей;

· осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

· подзаконность, в силу чего судьи при решении любого дела или вопроса их компетенции руководствуются только законом;

· правоприменительный характер: суд не издает законов, а применяет их к конкретным фактам и обстоятельствам;

· исключительность, т.е. не допускается возможности вторичного рассмотрения и разрешения дела кем бы то ни было после вступления в силу судебного акта;

· полнота власти выражается в законодательно закрепленных широких полномочиях судов и судей как в разрешении самых разнообразных правовых споров и вопросов, так и в применении мер государственного принуждения к правонарушителям вплоть до самых строгих и исключительных.

Спецификой судебной власти является установленный законом порядок деятельности при осуществлении правосудия. Этот порядок строго регламентирован. Главной целью этого является обеспечение законного, обоснованного и справедливого решения.


Виды судебного производства:

1. Уголовное судопроизводство – регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом РФ от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ.

2. Производство по делам об административных правонарушениях, подведомственных судам, - регламентируется Кодексом об административных правонарушениях РФ от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ.

3. Гражданское судопроизводство – регламентируется Гражданско-процессуальным кодексом РФ от 14 ноября 2002 г. №138-ФЗ.

4. Арбитражное судопроизводство – регламентируется Арбитражно-процессуальным кодексом РФ от 24 июля 2002 г. №95-ФЗ

5. Конституционное судопроизводство – регламентируется Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ» от12 июля 1994 г. №1-ФКЗ.

Судебная система России строится на основе следующих принципов судоустройства страны:

1. Принцип законодательной регламентации судоустройства страны выражается в том, что судебная система России устанавливается Конституцией РФ и Федеральным Конституционным законом «О судебной системе Российской федерации», 1996 г. № 1-ФКЗ.

2. Принцип единства судебной системы обеспечивается путем:

  • установления судебной системы Конституцией и ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»;
  • соблюдения всеми судами правил судоустройства, установленных федеральным законом;
  • применения всеми судами Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;
  • признание обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;
  • законодательного закрепления единства статуса судей;
  • финансирования судов из бюджетов.

3. Принцип вертикальной связи однородных судов выражается в том, что суды общей юрисдикции и арбитражные суды связаны между собой организационно и функционально.

4. Организационные связи регулируются законодательством о судоустройстве, а функциональные – законодательством о судопроизводстве.

5. Российская судебная система построена с учетом федеративного, национально-государственного и административно-территориального устройства и деления страны.

К судоустройству России относится и вопрос о судебных инстанциях.

Судебная инстанция – это суд или его структурное подразделение (коллегия, президиум), выполняющее какую-либо функцию, связанную с разрешением судебных дел или проверкой законности и обоснованности судебных решений.

Суд первой инстанции – суд любого уровня, уполномоченный принять решение по конкретному делу (уголовному или гражданскому). Содержание и пределы компетенции устанавливаются действующим законодательством.

Суд второй инстанции (кассационный) – эту функцию осуществляют судебные коллегии судов общей юрисдикции, а также федеральные арбитражные суды округов. Кассационная инстанция проверяет законность, обоснованность и справедливость приговоров и иных решений судов первой и апелляционной инстанции, не вступивших в законную силу (в арбитражных судах, вступивших в законную силу).

Апелляционная инстанция – введена Законом «Об арбитражных судах в РФ» от 25 апреля 1995 г. Это новое, повторное рассмотрение арбитражного дела, не вступившего в законную силу, тем же арбитражным судом в коллегиальном составе судей. Апелляционная инстанция введена также в судах общей юрисдикции Федеральным законом «О мировых судьях в РФ» от 17 декабря 1998 г. и Уголовно-процессуальным кодексом РФ 2001 г.

Апелляционное рассмотрение дела в судах общей юрисдикции должен осуществлять районный (городской) суд. Апелляционный суд является вышестоящим по отношению к мировому судье.

Надзорная инстанция – проверка законности, обоснованности и справедливости приговора и иных судебных решений, вступивших в законную силу. Надзорными инстанциями являются:

· президиумы судов среднего звена общей юрисдикции;

· коллегии и Президиум Верховного Суда РФ;

· для военных судов надзорной инстанцией является президиум окружного (флотского) суда, Военная коллегия и Президиум Верховного Суда РФ;

· для арбитражных судов РФ – Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.

Основная задача надзорной инстанции – это проверка законности, обоснованности и справедливости всех видов судебных решений, вступивших в законную силу, а также возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

По гражданским и арбитражным делам производство ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств обычно осуществляется теми же судами, которые вынесли проверяемое решение.

Понятие правосудия

Правосудие – это деятельность независимого суда по надлежащему рассмотрению и разрешению в процессуальном порядке уголовных, гражданских и иных дел и правовых вопросов и применению на основе закона государственного принуждения к правонарушителям или оправдания невиновных в целях укрепления законности и правопорядка, предупреждения правонарушений, охрана от всяких посягательств конституционного строя, прав и интересов граждан, организаций, общества и государства.

Специфическое положение суда в системе органов государства дает возможность выделить ряд характерных признаков, отличающих правосудие от других форм государственной деятельности.

1. Правосудие осуществляется только судом (ст. 118 Конституции).

Из этого принципа судебной деятельности следует, что в Российском государстве ни один орган или общественная организация, кроме суда, не правомочны разбирать судебные дела.

2. Правосудие осуществляется только способами, указанными в законе, т.е. путем конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Суд в особом порядке осуществляет правоохранительную функцию государства с целью восстановления нарушенной законности, охраны прав и интересов государства, организаций и граждан.

Уголовные дела в связи с совершенными преступлениями возбуждаются прокурорско-следственными органами и после проведения расследования передаются в суд для разбирательства их по существу. Суд в приговоре осуждает или оправдывает лиц, привлеченных к уголовной ответственности.

Гражданские дела возбуждаются, как правило, заинтересованным лицом – истцом, который предъявляет в суд иск к ответчику, нарушившему права и интересы истца. Суд удовлетворяет иск или отказывает в нем полностью или частично.

3. Правосудие носит правоприменительный характер и осуществляется независимым судом на основе закона и в точном соответствии с ним.

Подзаконность судебной деятельности составляет отличительную черту правосудия и вместе с тем является принципом организации и деятельности суда. Она состоит не только в осуществлении судебного рассмотрения дел в соответствии с законодательством, но и в применении к конкретным фактическим обстоятельствам норм уголовного, гражданского и других отраслей материального (в отличие от процессуального) права. При этом нормами гражданского права определяется характер правоотношений спорящих сторон в гражданском деле, а нормами уголовного права – преступный характер деяния в уголовном деле.

Следовательно, суд своими актами не создает ни норм права, ни субъективных прав и обязанностей конкретных лиц. При осуществлении правосудия он применяет закон к конкретным обстоятельствам и делает вывод в гражданском деле о наличии или отсутствии субъективных прав и обязанностей у заинтересованных лиц, а в уголовном деле – о преступном характере деяний правонарушителя и об ответственности за них.

Подзаконность судебной деятельности, не допускающая произвольного судейского усмотрения и решения дела по соображениям целесообразности, составляет отличительный признак правосудия.

4. Правосудие осуществляется в процессуальной форме .

Судебная деятельность связана с исследованием фактических данных, материалов, доказательств, с допросом значительного числа лиц, необходимостью обеспечения их прав при участии в деле. Все это служит гарантией вынесение законного и обоснованного решения. Поэтому деятельность суда по разбирательству дел (гражданских, уголовных и иных) строго регламентирована процессуальным законодательством. Таким образом, правосудие осуществляется в определенном законом порядке – в форме судебного процесса. При рассмотрении уголовных дел суд руководствуется уголовно-процессуальным законодательством, разбирательство и разрешение гражданских дел регулируется гражданским процессуальным законодательством.

В процессуальном законодательстве предусмотрены все действия суда и других участников процесса. Суд обязан не только сам соблюдать предписания закона, но и обеспечить их соблюдение всеми лицами, участвующими в деле (подсудимым и государственным обвинителем, защитником, истцом, ответчиком и их представителями, свидетелями, экспертами, переводчиками и др.). Нарушение норм процессуального законодательства может привести к вынесению неправосудного решения, а следовательно, к отмене его вышестоящим судом.

Процессуальная форма правосудия существенно отличает последнее от работы любых других государственных органов. Деятельность суда и всех участников судопроизводства тщательно и всесторонне урегулирована процессуальным законодательством, протекает в строго определенной форме. Процессуальное законодательство разрешает заинтересованным лицам участвовать в судебном разбирательстве дела и наделяет их широкими процессуальными правами, используя которые они активно защищают свои законные права и интересы.

Процессуальным законодательством регламентирована и часть судебного разбирательства дела, связанная с анализом материалов и доказательств. Процессуальный закон, в частности, предусматривает источники, средства судебного доказывания, виды доказательств, порядок изучения, анализа и оценки их по внутреннему убеждению судей, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности и в соответствии с законом и судейским правосознанием. Это обеспечивает такую процедуру судебного исследования материалов дела, которая дает суду возможность разобраться в преступлении или гражданско-правовом споре и установить объективную истину по делу.

5. В результате осуществления правосудия суд решает конкретное дело и при наличии оснований применяет государственное принуждение, предусмотренное законом .

По закону только суду предоставлено право применять государственное принуждение за совершенное преступление. Осуждая подсудимого по уголовному делу, суд тем самым применяет к нему определенную меру государственного принудительного воздействия в пределах санкций уголовного закона. Принудительный характер судебной деятельности проявляется и в гражданском судопроизводстве. Удовлетворяя иск или отказывая в нем, суд принуждает соответственно ответчика либо истца к должному поведению в рамках данного гражданского правоотношения, к добросовестному исполнения обязанностей.

Из сказанного следует, что применение принуждения составляет основную и конечную цель судебной деятельности. Назначение государственного принуждения заключается в оказании максимального воспитательного воздействия как на лиц, совершивших правонарушение и попавших в сферу судебной деятельности, так и на всех граждан.

Изложенные понятия и признаки правосудия со всей определенностью отличают его от других форм государственной деятельности – законодательной, исполнительной, прокурорского надзора.

В соответствии с российским законодательством о судоустройстве деятельность суда при осуществлении правосудия направлена на всемерное укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений и имеет задачей охрану от всяких посягательств:

закрепленных в Конституции общественного и государственного строя России, ее политической, экономической и социальной систем;

социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, провозглашенных и гарантируемых Конституцией и законами;

прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций, их объединений, общественных организаций.

Вопросы и задания для обсуждения:

1. Назовите три подсистемы федеральных судов

2. Что такое звено судебной системы

3. Какие суды входят в систему судов общей юрисдикции

Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации в решающей степени определяется положением о разделении властей, закрепленным в ст. 10 и 11 Конституции РФ.

Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей , которые подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

Судебная власть принадлежит не только высшим судебным инстанциям (Верховному Суду и др.), но всем судам Российской Федерации. Они стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ).

Принцип разделения властей не только распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти, но и устанавливает их самостоятельность и взаимную уравновешиваемость . В этой системе суды связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на их должности, но судебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, если они будут ею признаны неконституционными.

Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти. Возможность судебного обжалования гражданами действий (бездействия) должностных лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти противостоять незаконным действиям этой власти. Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть.

Принцип разделения властей важен также для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью. Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти. Вместе с тем судебная практика, безусловно, влияет на направление законодательной деятельности, а также исправляет многие ошибки органов исполнительной власти; более того, своим толкованием права в процессе его применения, суды выявляют подлинное содержание правовых норм, часто отличное от первоначальных целей.

Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства:

- конституционного;
- гражданского;
- административного;
- уголовного.

Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил.

Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.
Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ , поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны.

Разумеется, на территориях субъектов РФ существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшей судебной инстанцией. Поэтому эти суды называются федеральными судами .

В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих судов:

1. Конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ , а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.

2. Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ , верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений.

Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи , которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ.

3. Арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный суд РФ , федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел.

Судебная власть и судебная система Российской Федерации имеют ключевое значение в построении взаимодействий в гражданском обществе и развитии экономики государства. Независимое и беспристрастное решение споров выступает в качестве неотъемлемого условия сохранения и восстановления нарушенных интересов и прав субъектов страны.

Понятие

Судебная система Российской Федерации включает в себя только определенные органы, уполномоченные на рассмотрение споров. Никакие иные структуры не могут осуществлять эту деятельность. Не допускается формирование чрезвычайных органов для разрешения дел. Конституционный закон о судебной системе Российской Федерации устанавливает ее независимость от исполнительной и законодательной ветви. В своей деятельности органы, относящиеся к рассматриваемому институту, руководствуются Административным, Гражданским, Уголовным кодексами. Судебная система Российской Федерации представляет собой совокупность уполномоченных институтов, сформированная в соответствии с административно-территориальным устройством страны. Органы, относящиеся к ней, связаны общими задачами. В каждом звене представлен комплекс инстанций одинаковой компетенции.

Федеральный Закон о судебной системе Российской Федерации

Этот нормативный акт считается основополагающим документом, в рамках которого регламентируется непосредственная деятельность инстанций, уполномоченных рассмотривать и разрешать споры. В соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции формирование основ судоустройства находится исключительно в ведении РФ, но не ее субъектов. Указанный выше нормативный акт подтверждает данное положение. Предписаний документ устанавливает принципы и правила деятельности уполномоченных инстанций. Таким образом, реализуется независимость и единство института.

Принципы

Единство системы в Российской Федерации обеспечивается посредством:

  1. Установления института нормативно-правовыми актами.
  2. Соблюдения правил, предусмотренных в законодательстве о судебной системе.
  3. Применения всеми уполномоченными органами общепризнанных норм и принципов, установленных в международных договорах и иных правовых документах, уставах и других актах субъектов страны.
  4. Признания обязательности реализации на всей территории государства решений судов, вступивших в силу.
  5. Закрепления единого статуса должностных лиц на официальном уровне.
  6. Финансирования мировых и федеральных судов из государственного бюджета.

Ключевые элементы

Органы, которые включает в себя судебная система Российской Федерации:

  1. Федеральные суды.
  2. КС субъектов.
  3. Мировые суды регионов.

К первым относят:

КС

Эта инстанция выступает в качестве судебного органа конституционного контроля. Он независимо и самостоятельно осуществляет свою деятельность в рамках полномочий. КС РФ не подчиняется никаким органам. Решения, принятые этой инстанцией, обладают обязательным характером. Следует сказать, что судебная система Российской Федерации существенно отличается от существовавшей в советское время. В прежний период инстанции не наделялись полномочиями на осуществление проверки правомерности нормативных актов. Вследствие этого, зачастую права советских граждан, закрепленные Конституцией, являлись только формальными. Закон РФ о судебной системе Российской Федерации был разработан по международным образцам. В нем предусматривается несменяемость должностных лиц КС, неподотчетность, запрет на осуществление политической деятельности и работы по совместительству. Основной задачей конституционных судей выступает определение соответствия международных соглашений РФ, норм федерального и регионального законодательства, а также правоприменительной практики положениям Конституции.

Общие признаки

Структура судебной системы Российской Федерации отличается по ряду критериев от других государственных институтов. КС, инстанции общей юрисдикции, арбитраж представляют собой три независимых друг от друга элемента. Однако они связываются задачами по охране федеративного строя, экономической и политической систем, обеспечению правопорядка и законности, а также защите и восстановлению нарушенных интересов, свобод и прав граждан. Эти инстанции обладают общими признаками, по которым их отличают от прочих государственных институтов:


Судебное звено

Этот элемент имеет ключевое значение при рассмотрении деятельности института. Понятие судебного звена выступает как основа подразделения инстанций общей юрисдикции и арбитражей. К этой категории относят органы, которые наделяются одинаковой компетенцией. Они имеют идентичную структуру, занимают одинаковое положение в системе. Например, мировые и районные (городские) уполномоченные органы формируют первое звено. Вместе с этим имеет место и определенная иерархия. Районные суды считаются вышестоящими по отношению к мировым, которые действуют в пределах конкретной территории. Областные и соответствующие им инстанции образуют второе звено. ВС - третье, самое высшее. Основной объем дел находится на рассмотрении первых органов. Суды второго и третьего звена уполномочены проверять обоснованность и законность решений, принятых нижестоящими судьями. Любое дело, таким образом, рассматривается в двух инстанциях - первой и второй. Допускается также пересмотр материалов в надзорном порядке. Однако эта деятельность не считается разбирательством по третьей инстанции, так как осуществляется в исключительных случаях. Военные суды тоже включают в себя три звена:

  1. Инстанции гарнизонов и равные им.
  2. Военные суды групп войск, вооруженных сил, флотов, округов.
  3. Военная коллегия ВС.

Аналогично построена и арбитражная судебная система Российской Федерации.

Инстанция

Это понятие включается в перечень основных характеристик судебной системы. Инстанционное разделение осуществляется в соответствии с процессуальной компетенцией. В ее рамках вышестоящие органы вправе проверять решения нижестоящих, если имеет место их необоснованность и неправомерность. Они могут изменить или отменить принятые акты. Согласно процессуальной компетенции, судебная система Российской Федерации включает в себя органы первой, кассационной (второй) и надзорной инстанций.

Важный момент

Несмотря на определенную схожесть понятий "звено" и "инстанция", они не могут рассматриваться как тождественные. Первый термин относится к судоустройству. Звено - характеристика, по которой определяется место органа относительно его деятельности в пределах конкретной территории. Инстанция выражает характеристику судопроизводства, она является разновидностью судебной деятельности. Такие определения, как "вышестоящий", "нижестоящий" не означают подчинение одних органов другим. Этими терминами обозначаются границы компетенции инстанций. Суды вышестоящей инстанции могут изменить или отменить решения нижестоящих, но не вправе давать указания о размере наказания, квалификации преступления и так далее.

Нормативное регулирование

Суд занимает в общей системе органов власти исключительное положение. Только он может завершить спор между ответчиком и истцом, признать виновность субъекта, назначить уголовное наказание. В этой связи в рамках Конституции идея отграничения судебной власти от прочих отражена в самостоятельной главе 7. Вместе с этим, принцип разделения упоминается и в главах "Президент", "Федеральное Собрание", "Правительство". Реформа судебной системы началась с принятием Конституции в 1993 году. Впоследствии были приняты прочие основополагающие нормативные акты. В частности, к ним относят Закон "О судебной системе Российской Федерации". К основополагающим следует отнести нормативный акт, регламентирующий статус лиц, уполномоченных на рассмотрение дел. Все принятые на основании конституционных положений законы конкретизируют организацию, характер и способы реализации судопроизводства.

Суть института

В общих чертах она определена в ст. 118 Конституции. В ней и отраслевых нормативных актах приводятся положения, относящиеся к процессу построения института. Это, в частности, касается создания судейского корпуса, порядка организации и работы инстанций, полномочий. В первую очередь, положения регламентируют деятельность КС, ВС и ВАС. Закон о судебной системе раскрывает основополагающие принципы:


Полномочия

Существенное значение в законодательстве отводится регламентации компетенции органов судебной системы. В круг полномочий инстанций входит:

  1. Отправление правосудия.
  2. Надзор за правомерностью и обоснованностью принятых решений, действий органов госвласти, местного самоуправления, организаций и общественных объединений, граждан и должностных лиц.
  3. Контроль конституционности.
  4. Обеспечение реализации приговоров, определений, приказов и прочих актов, принятых по результатам рассмотрения дел.
  5. Разъяснение вопросов судебной практики.
  6. Участие в формировании органов и содействие инстанциям.

В компетенцию судов входит разрешение самых разных вопросов от гражданских споров до дел, касающихся основ государственного строя Российской Федерации.

Судебная власть в Российской Федерации. Термин судебная власть употребляется в разных значениях. Так можно говорить что судебная власть – это суд система соответствующих учреждений тот или иной суд или все суды. Энциклопедический словарь определяет судебную власть как систему судебных органов государства осуществляющих правосудие.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Тема 2. Судебная власть в Российской Федерации.

1. Понятие и основные признаки судебной власти

Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10Конституции).Термин"судебная власть" употребляется в разных значениях. Так, можно говорить, что судебная власть – это суд, система соответствующих учреждений, тот или иной суд или все суды. Энциклопедический словарь определяет судебную власть как систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие. Судебная власть – вид власти. Государственную власть осуществляют соответствующие органы.

Власть – это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и те функции, которые им принадлежат, и осуществление этих функций, их реализация. Смысл слова "власть" истолковывается в основном значении и как "право, сила и воля над кем-либо, свобода действий и распоряжений, начальствования", "право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо, чем-либо", "могущество, господство, сила".

Закон "О судебной системе Российской Федерации", основываясь на Конституции Российской Федерации, указывает, что судебная власть осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия

Следует заметить, что УПК РФ не предусматривает возможность рассмотрения уголовного дела с участием народных заседателей. Федеральный Закон от 2 января 2000 г. № 37-ФЗ "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" утратил силу с 1 января 2004 г.Из Конституции Российской Федерации следует, что судебная власть как вид государственной власти принадлежит специальным органам государства – судам, входящим в судебную систему Российской Федерации.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 10, 118Конституции). Судопроизводство предполагает законодательное регулирование всего порядка деятельности суда путем установления процессуальной процедуры, гарантирующей права и свободы личности, законность и справедливость решений суда.

Важнейшая функция судебной власти – осуществление правосудия. "Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом" (ст. 118 Конституции). Правосудие – исключительная компетенция судебной власти. Помимо осуществления правосудия судебная власть включает и ряд других, принадлежащих ей и реализуемых ею полномочий.

В числе иных, кроме правосудия, полномочий судебной власти ее различным ветвям также принадлежат: конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов, должностных лиц и государственных служащих в случае их обжалования в суд; контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами дознания и предварительного следствия; санкционирование проведения действий, связанных с ограничением прав граждан, предусмотренных ст. 23 и 25 Конституции; разъяснения по вопросам судебной практики; участие в формировании судейского корпуса и др.

Судебная власть основана на праве и реализуется путем применения права для разрешения конкретных ситуаций, возникающих в обществе и требующих вмешательства суда. Компетенция судебной власти урегулирована законом. Таким образом, судебная власть есть предоставленные специальным органам государства – судам – полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений.

Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основных признаков:

1. Судебная власть – вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей (родительская власть, власть воспитателя, "власть толпы", власть общественного мнения, власть средств массовой информации – "четвертая власть"), судебная власть – одна из трех ветвей государственной власти, установленная Конституцией и другими законами.

2. Судебная власть принадлежит только судам – государственным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. в состав суда помимо судей, действующих на профессиональной основе, могут входить представители народа, временно исполняющие свои функции по участию в отправлении правосудия. но суд немыслим без судей, осуществляющих правосудие на профессиональной основе.

3. Исключительность судебной власти – следующий ее признак, связанный с предыдущим. Судебную власть вправе осуществлять только суды (ст. 118 Конституции РФ, ст. 1 закона "О судебной системе).

Ни законодательные, ни исполнительные, ни иные государственные органы, должностные лица, государственные служащие, общественные и прочие организации не вправе обладать полномочиями, предоставленными только суду, присваивать себе эти полномочия. Важнейшая функция судебной власти – осуществление правосудия – по Конституции Российской Федерации принадлежит только суду. Так, только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.

4. Независимость, самостоятельность, обособленность – характеристики судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону (ст. 120 Конституции, ч. 1 и 2 ст. 5 Закона о судебной системе).

Никто не вправе давать судьям указания о том или ином разрешении конкретного дела, находящегося в их производстве. Вмешательство в разрешение судебных дел является преступлением против правосудия и влечет за собой уголовную ответственность. Независимость судебной власти одновременно означает запрет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия.

Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти. Обособленность судебной власти тесно связана с ее независимостью и самостоятельностью. Она означает, что суды образуют систему государственных органов, не входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо, действующую в своей специфической сфере.

Это не означает, что суды изолированы от законодательной и исполнительной власти. Но их взаимодействие с другими ветвями государственной власти осуществляется в пределах законов, гарантирующих независимость судей, выделивших суды в самостоятельную, обособленную систему. 5. Процессуальный порядок деятельности – важнейший признак судебной власти. Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Он устанавливает процессуальную форму как судебных действий, так и судебных решений и документов. Порядок производства по гражданским делам, производства по уголовным делам, производства в арбитражных судах регулируется развернутыми нормативными актами: гражданским процессуальным кодексом, уголовно-процессуальным кодексом, арбитражным процессуальным кодексом.6. Осуществление полномочий путем судопроизводства – признак судебной власти, что определено ст. 118 Конституции Российской Федерации, где названы конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство.

Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов (неопределенность в конституционности нормативного акта и соответствующее обращение в конституционный суд; спор, возникший из гражданских правоотношений, и обращение в суд за защитой права или охраняемого законом интереса; факт административного правонарушения и (обычно) протокол об административном правонарушении; обнаружение признаков преступления, подтверждаемых определенным законом источником; экономический спор, возникший в сфере управления, и обращение за защитой в арбитражный суд).

Эта деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным законом и протекает в процессуальных формах. В ней участвуют заинтересованные лица и организации, реализующие свои права и исполняющие обязанности. Она может начинаться еще до вмешательства суда. Например, расследование преступления следователем по терминологии действующего закона составляет часть судопроизводства. Но судопроизводство, о котором говорится в конституции, означает непременно деятельность суда, который рассматривает конкретное дело и принимает решение на основе закона, формулируя его в установленном порядке, осуществляя правосудие.

7. Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи всех судов, в том числе и Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону (ст. 120 Конституции; ч. 1, 2 ст. 5 Закона о судебной системе).Реализация судебной власти предполагает право и обязанность суда толковать законы и другие нормативные акты. Судебное толкование законов – необходимое условие правосудия и других видов реализации судебной власти. Российское право исходит из отрицания значения судебного прецедента как самостоятельного источника права. Но судебная практика, сталкиваясь со сложными ситуациями в применении правовых норм, вырабатывает принципиальные решения, адекватно выражающие смысл закона. Конституция РФ предоставляет Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации право давать разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 и 127 Конституции). Эти разъяснения ориентируют суды на правильное понимание и применение закона, но сами являются подзаконными актами. Прежде высшим судебным органам предоставлялось право давать судам "руководящие указания", а затем "руководящие разъяснения"по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел.

Таким образом, судебная власть - это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, которая осуществляется только судом и реализуется в форме правосудия посредством конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства на основе принципов организации и деятельности, установленных Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ».

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

2593. Исполнительная и судебная власть в Российской Федерации 17.04 KB
Правительство РФ в системе государственной власти: правовые основы деятельности структура и полномочия. Понятие признаки и функции судебной власти в РФ. Правительство РФ в системе государственной власти: правовые основы деятельности структура и полномочия В соответствии с ч. Одной из основных особенностей исполнительной власти является то что она осуществляется системой органов причем находящихся в иерархической зависимости.
21366. Административное регулирование, контроль за экономической деятельностью и судебная власть на уровне федерации и штатов 19.38 KB
Федерализм как основа прав американских штатов. Административное регулирование контроль за экономической деятельностью и судебная власть на уровне федерации и штатов. Цель данной работы – исследование правового положения штатов США. Федерализм – как основа прав американских штатов При федеративном государственном устройстве особое значение имеет конституционное разграничение функций федеральной власти и субъектов союза при этом соотношение законодательной исполнительной судебной властей в федерации отличается от их...
7032. Бюджетное устройство Российской Федерации. Бюджетный процесс в Российской Федерации 165.21 KB
Правовое регулирование деятельности органов власти в области бюджета. Понятие исполнения бюджета. Правовое регулирование деятельности Центрального банка РФ Федерального казначейства по кассовому исполнению бюджета органов Министерства по налогам и сборам по бюджетным вопросам. Права представительных органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по контролю за исполнением бюджета.
20536. Прием гражданства Российской Федерации. Удостоверение гражданина Российской Федерации 3.23 MB
Удостоверение гражданина Российской Федерации Выполнила: студентка группы 02-4731 3-2 А. Основания приобретения гражданства Российской Федерации. Понятие и сущность гражданства Российской Федерации.
6778. Конституционный Суд Российской Федерации 27.11 KB
Конституционный контроль его задачи и формы осуществления Появление понятия конституционного контроля связано с разработкой теорий конституционного государства и разделения властей. Какие же органы могут осуществлять функцию конституционного контроля Законодательные органы в принципе могут контролировать соответствие нормативных актов органов исполнительной власти Конституции и законам. Поэтому орган конституционного контроля должен быть независим как от законодательных так и от исполнительных органов государственной власти с тем...
2241. Адвокатура в Российской Федерации 31.6 KB
Правовой статус адвокатов: их права обязанности и ответственность. Деятельность адвокатуры регламентируется также международными правовыми актами такими как: Основные положения о роли адвокатов приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе...
6775. Прокуратура Российской Федерации 30.37 KB
Закона о прокуратуре составляют: прокуратура РФ высшее звено; прокуратуры субъектов РФ приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры среднее звено;прокуратуры городов и районов другие территориальные военные и иные специализированные прокуратуры основное звено. Названные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры от Генерального прокурора РФ до прокурора города прокурора района. Законодательство проводит различие между прокурорами как должностными лицами и прокурорами как звеньями системы органов...
8519. Бюджеты Российской федерации 24.46 KB
В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов налогов предусмотренных специальными налоговыми режимами: налога на прибыль организаций по ставке установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет по нормативу 100; налога на добавленную стоимость по нормативу 100; акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья по нормативу 50; акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья за исключением пищевого по нормативу 100; акцизов на спиртосодержащую продукцию по...
6773. Нотариат в Российской Федерации 9.07 KB
Основ нотариальные действия в Российской Федерации совершают как нотариусы работающие в государственной нотариальной конторе так и нотариусы занимающиеся частной практикой. На должность нотариуса в Российской Федерации назначается в порядке установленном Основами гражданин Российской Федерации имеющий высшее юридическое образование прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса занимающегося частной практикой сдавший квалификационный экзамен имеющий лицензию на право...
13783. Дактилоскопия в Российской Федерации 25.99 KB
След в узком смысле это отображение объекта их оставившего к примеру отпечатки пальцев рук. Хорошо известен не только криминалистам профессионалам с огромным стажем работы тот факт что первым делом осматривают место совершения преступления на наличие пальчиков Дактилоскопия – это одна из древнейших экспертиз существующих на земле это способ опознания человека по отпечаткам его пальцев рук ладоней рук основанный на неповторимости рисунка кожи. Она играет большую роль в поиске и учете преступников более ста лет назад по отпечаткам...