Развитие речевого сотрудничества в познавательной деятельности. Познавательная активность как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста. Разговариваем по телефону

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.

… «Чтобы научиться говорить, надо говорить» М.Р. Львов

Речь –это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию и к построению своей личности, своего мира через диалог с другими личностями.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и со взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества. Этот опыт к детям приходит от взрослых, он передается с помощью языка.

Развитию речи в детском саду и в нашей группе уделяется большое внимание. Это обучение родному языку, правильной речи, развитию речевого общения, расширению словаря, обучение перессказу. Компонентами речевой активности является быстрота речевых реакций и в диалоге и в других ситуациях, выбор игр и игровых увлечений, связанных с речью, речевое воображение, овладение на определенном уровне системой языка.

В нашей группе созданы все условия для развития речи детей. Насыщенная предметно-развивающая среда: уголок школьника, книги,театральный уголок, речевой уголок, сюжетные игры по ознакомлению детей с социальной действительностью.

У нас в группе есть прекрасный уголок книги с соответствующими познавательными материалами для современного дошкольника. Знакомлю детей с историей создания книги и трудовой деятельностью тех людей, кто её создает,

Часто бываем в библиотеке. Всегда интересно узнать что-то новенькое

Овладение связной речью-это не только умение правильно построить предложение, а именно цепочку слов, объединенную одним глаголом.

Всегда стремлюсь к тому, чтобы дети самостоятельно называли предметы, их признаки, действия, могли классифицировать. Для этого оформлена речевая коробочка, где размещены различные сюжетные и предметные картинки. Дети самостоятельно составляют загадки-описания, рассказы по картинкам.

Широко использую в работе пальчиковые игры и игры с элементами оригами. Дети делают для своих пальчиков стаканчики-колпачки, а затем играют в игру:

«Пять помощников у нас есть в резерве каждый раз, Бреют, клеят и стирают, месят, гладят, убирают Шляпками накрою я, пальцы- все мои друзья.

Особое значение имеют литературно-речевые праздники. Мы посвящаем эти праздники творчеству детских писателей. Главная задача таких праздников- не только дарить радость от встречи с любимыми произведениями, но и решать речевые задачи.

Дети учат стихи, оформляют книжки-малышки. Так же проводим речевые викторины, конкурсы, турниры, которые помогают развивать мышление, дети учатся отражать основные эмоциональные состояния. На праздниках нам доставляет огромное удовольствие общение со сказочными персонажами.

Работая над развитием речи, нужно активизировать ее основные компоненты, поэтому большое внимание уделяю словесным играм, цель которых обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи. Благодаря таким играм дети оперируют языковой информацией, что повышает их собственную речевую активность. Провожу такие игры: «Подбор прилагательных», «Скажи наоборот», «Пара к паре», «Новая история».

Для развития мелкой моторики придумана логопедическая полянка. Благодаря ей ребята становятся основными действующими лицами своего сочинения.

Сказка –один из наиболее доступных для детей жанров художественной литературы. Язык сказки прост и доступен.

Перессказывая сказку, формируется звуковая выразительность речи, дикция, фонематическое восприятие, словарь. Детям проще выполнить математическое задание со своими любимыми сказочными персонажами. Ребята любят показывать настольные и пальчиковые театры по сказкам. Особенно любимые «Пых», «Три поросенка», «Теремок».

Заучивание стихов- это утомительный процесс, поэтому я использую такие приемы: рассказывание парами, нарисуй стихотворение, пропой.

Зарисовка стихов- это прекрасный помощник для решения многих образовательных задач. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Есть у нас любимые игры с глобусом и географической картой. Здесь развивается не только речь, но и кругозор. Ребенок становится путешественником, он покоряет моря и страны, запоминает названия городов, растительный и животный мир других стран.

Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать
речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность,
интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

В нашей группе есть интересные очки разной геометрической формы. Надев их, дети находят предметы такой же формы и придумывают различные названия этих предметов.

Пословицы и поговорки являются жанрами устного народного творчества. В пословицах и поговорках нашли отражение разнообразные стороны жизни и быта людей.

Пословицы и поговорки расширяют кругозор детей, помогают детям лучше узнать народное творчество. В России считают, что поговорка- это цветочек, а пословица- ягодка.

В свободное время мы любим отгадывать пословицы, инсценируем их, играем в игру «Закончи пословицу».

Дети знают много пословиц и поговорок по временам года.

Многие слова русского языка имеют не одно, а два-три, некоторые – по десятку и более значений. Существует закономерность: чем чаще употребляется слово в речи, тем более оно многозначно. Многозначные слова образуют смысловое единство. Толкование их значений обязательно обнаруживает определенное сходство между обозначаемыми ими предметами и явлениями окружающего мира. Слово «нос» нарасхват. Оно понадобилось людям и животным, а еще лодкам, кораблям и катерам, которые стали с гордостью бороздить своими носами воды морей, океанов, озер и рек. -Слово «хвост» пригодилось всем животным, птицам, а также поездам, самолетам, ракетам и кометам. - Работа над многозначностью слов обеспечивает речевое развитие ребенка и способствует формированию качественной стороны детской лексики, развития произвольности речи, умению сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства. В конечном итоге данная работа служит для развития уровня общей речевой культуры.-

Речевое развитие старшего дошкольника определяется степенью сформированности его знаний, умений и навыков, познавательных и социальных мотивов, потребностей и интересов, а также других психических новообразований, которые составляют базис его личностной культуры. Высокий уровень речевых достижений дает ему возможность реализовать как социальную, так и интеллектуальную активность в кругу сверстников и взрослых людей. Расширение содержания потребностей в общении направляет внимание ребенка на новые аспекты действительности: на познание мира людей и взаимоотношений с окружающими, мира природы, предметно-практической и художественной действительности. Новые потребности общения обусловливают потребность и в новых средствах, которые должны помочь реализовать новые цели.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?


Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №61
Населённый пункт: город Апатиты, Мурманская область
Наименование материала: сообщение из опыта работы
Тема: "Формирование познавательно-речевых способностей в процессе использования развивающих игр".
Дата публикации: 19.05.2017
Раздел: дошкольное образование

сообщение из опыта работы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ.

Вышегородцева Елена Николаевна

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61

Апатиты - 2017

«…Дайте же детям играть,

пока игра их радует,

влечет к себе и вместе с тем

приносит им громадную пользу!»

Е.А. Покровский.

Одним из важнейших разделов дошкольной педагогики является познавательно - речевое развитие и он направлен на умственное развитие

ребенка. Успешность школьного обучения зависит от организованной познавательно - речевой деятельности детей.

Актуальность.

В настоящее время познавательно - речевое развитие детей дошкольного возраста ложится на плечи дошкольных учреждений, т. к. в

домашних условиях родители редко используют художественную литературу, проводят обсуждения по прочитанному материалу и не уделяют

достаточно времени на формирование познавательно - речевого развития детей.

Критическая ситуация в развитии речевой активности детей обусловлена рядом негативных факторов:

Ухудшение состояния здоровья детей

Существенное снижение объема «живого» общения родителей и детей

Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе

Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к

раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к.

речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.

На мой взгляд, игра, являющаяся одной из самых действенных средств познавательно-речевого развития. Именно через игру можно ввести

ребенка в сложнейший мир познания. В игре, дети овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с

другом. Ведь в правилах игры заложен глубокий смысл – познание мира, воспитание определенных нравственных качеств. И если во время

организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем

Поэтому приоритетом своей работы по развитию познавательно-речевой деятельности я выбрала развивающие игры.

На данном этапе была проведена диагностика познавательно-речевых особенностей развития, она помогла выявить: какими познавательными и

речевыми умениями владеет ребенок, уровень развития и совершенствование словаря. В речевых особенностях развития дошкольников стали:

речетворчество и диалог, как важнейшие составляющие коммуникативной самодеятельности, важнейшие сферы саморазвития личности. По

итогам мониторинга выяснилось, что у детей в основном средний уровень развития по познавательно-речевому развитию. По результатам

диагностики на начало учебного года было выявлено, воспитанники с трудом определяют место звука в слове, не могут назвать и найти слова с

этим звуком в предложении, затрудняются подобрать к существительному несколько прилагательных, заменить слово другим словом, сходным по

значению. Имеют не четкое представление о смене частей суток, семейных праздниках и традициях, государственных праздниках.

Исходя из данных мониторинга и актуальности были определены задачи работы с воспитанниками:

Способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-речевую деятельность;

Обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми;

Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять;

Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой

деятельности;

Поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности;

Привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой

активности.

Для реализации поставленных задач была изучена методическая литература, разработан перспективный план, подготовлена предметная

развивающая среда, оборудованная с учетом психофизических особенностей и возрастных возможностей дошкольников.

Работая в данном направлении использую основную образовательную программу ДОУ разработанную на основе образовательной

программы

дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, - в соответствии с

Федеральными государственными требованиями.

Для развития речи детей, их творческого и интеллектуального потенциала в группе была создана необходимая развивающая среда,

оборудованная с учетом психофизических особенностей и возрастных возможностей дошкольников.

Направление: Познавательное развитие.

Центр «Науки и экологии» включает в себя экологический уголок и зону экспериментальной деятельности. Данный уголок содержит в себе

различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения. Для всех растений оформлены

паспорта с условными обозначениями. Так же, присутствуют различные инструменты по уходу за данными растениями: фартуки и нарукавники,

палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. Помимо комнатных растений, в данном центре

присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный

мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь

природы и погоды. Оформлены макеты (пустыня, северный полюс, тропики). Все составляющие макета мобильны, т. е. в режиме хранения он

представляет собой панно и коробку с материалами. Дети по своему желанию наполняют содержанием макет разными растительными элементами

и малыми архитектурными формами. Работа с данным макетом способствует развитию творческого мышления и развитию задатков ландшафтного

дизайна. Центр опытно-экспериментальной деятельности представлен многообразием коллекций (камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем

находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и

т. д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений, в которых воспитатель фиксирует

сделанные детьми выводы по результатам ежедневного наблюдения. В Центре «Науки и экологии» воспитанники охотно

превращаться в любознательных испытателей, проводят несложные опыты, определяют свойства различных природных материалов. В данном

центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.

Центр «Математики» (игротека) имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно-знаковый материал:

магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как

различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки. При выборе игр

предпочтение отдавалось способности игр стимулировать развитие детей. Такими играми являются развивающие игры Воскобовича, Палочки

Кюизенера, «Логические блоки Дьенеша» и др. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для

В «Нравственно-патриотическом» центре помещена государственная символика родного города, Мурманской области и России. В

нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с

климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д. Оформлен уголок родного края, в котором

расположена художественная литература по краеведению, оформлен альбом «Мой город», «Моя семья».

«Строительный» (конструктивный) Центр , хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен.

Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный

конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально.

Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его

пределами.

«Музыкально - театрализованный» Центр - это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает

сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Дети - большие артисты, поэтому с

радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Он представлен различного вида театрами (кукольный, теневой,

настольный, бибабо, пальчиковый). В нем размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации

дети изготавливают самостоятельно. Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью

самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать.

В Центре «ИКТ» размещены - магнитола, микрофон, коллекция дисков и записей с музыкой и сказками. .

Направление: Речевое развитие.

Центр «Мир книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного

возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями

детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции –

минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный

момент и его литературные произведения.

В Центре «Грамотности» находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления

последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д. Речевая развивающая среда – это,

особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

В образовательной деятельности “Речевое развитие” большое внимание уделяю развитию словаря. Провожу систематическую работу по

формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Постоянно идет работа над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в

режимных моментах.

В процессе деятельности я разработала словесные дидактические игры: “Что общего”, “Составь цепочку слов”, “Волшебная палочка”.

Пособия и настольные игры использую как на занятиях, так и в свободной деятельности. Наиболее интересны для детей такие игры: “Что сначала,

а что потом”, “Заколдованные животные”, “Садовник”, “Найди связь”, “Расскажи по схеме”, “День рождение”, “Как злого превратить в доброго”,

“На неведомых дорожках”, «Пальчиковый твистер», «Веселый рыболов» и т.д. Это настольные развивающие игры, которые очень привлекают

детей. То, что в обычной речи могло остаться незамеченным, в процессе игры со словом откладывается в памяти, запоминается без напряжения.

Дети-дошкольники хорошо воспринимают ритмичные повторы и созвучия.

Эти игры дают возможность уделить внимание каждому ребенку.

В обновлении подходов к организации работы с детьми я пошла по пути организации совместной игровой деятельности, используя

интеграцию образовательных областей. Выделила два ведущих направления работы:

развитие познавательных способностей детей

развитие связной речи

Это, прежде всего формирование знаний о предметах или явлениях окружающего мира, развитие способности к поисковой деятельности,

умение классифицировать, группировать предметы, обобщать явления, устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями.

Работа по познавательному, речевому развитию детей тесно связана с развитием всех сторон речи. В процессе обогащения сознания детей

различным познавательным содержанием, происходит расширение, закрепление и активизация словаря, совершенствуется грамматически строй

речи, дети общаются друг с другом и с воспитателями, оформляют свои мысли в связанные высказывания.

Большое значение отводится обогащению не только сознания детей познавательным содержанием, но, самое главное, их активной позиции

в познании мира.

наблюдают,

экспериментируют,

рассматривают,

Воспитанникам

предоставляется

возможность

высказывать свои соображения, сомнения, предположения, пожелания. Я всегда готова выслушать ребенка, ответить на его вопросы, совместно

обсудить и решить познавательные проблемы.

Опыт показывает, что на основе единого занимательного сюжета задачи решаются целостно, в единстве. Поэтому, во время проведения

ООД “Весна” и “Пожарные на учении” использовала игровые обучающие ситуации.

Игровые обучающие ситуации – одна из современных форм деятельности. Навыки игрового общения, которые будут приобретены в ИОС,

дети свободно перенесут и в самостоятельную деятельность.

Широко использую: игры – путешествия, презентации.

Всё это расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность:

сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению

окружающего мира.

Очень интересно прошли мероприятия:

“Весна” . Использовала следующие игры: “Что за чем”, “Посчитай”, “Какой? Какая? Какие”, “Скажи ласково”.

“Пожарные на учении”. (Международном творческом конкурсе, 1 место).

Использовала следующие игры: “Найдите в зале необычные предметы”, эстафеты “Вызов пожарных”, “Потуши пожар”.

Во взаимодействии с педагогами стараюсь использовать разнообразные формы. Подготовила консультацию для педагогов ДОУ

Голубева Светлана Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №47 "Гусельки"
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: Семинар
Тема: Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно - исследовательской деятельности.
Дата публикации: 31.10.2016
Раздел: дошкольное образование

Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами

проектно - исследовательской деятельности.
Развитие познавательно - речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направленна умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
Работа с детьми по познавательно-речевому развитию включает:
-Занятия по ознакомлению с окружающим миром, математике, развитию речи на основе деятельного метода; -Совместная проектно-исследовательская деятельность детей и педагогов; -Упражнения и игры на развитие интеллектуальной сферы всех сторон речи во всех возрастных группах; -Опытническая деятельность; -Коррекционная работа по развитию речи и речевого общения; -Совместные игры- фантазирования; -Совместная деятельность в уголке книги(беседы, мини викторины, заучивание стихов, чтение, моделирование сказок, составление рассказов).
Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого

развития
: -Наглядные- наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций. -Практические- упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно- поисковая деятельность. -Словесные- рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова. Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности. Учёными-педагогами выявлены педагогические условия, которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников. Это:  Создание обогащённой предметно-пространственной среды;  Включение занимательности в содержание занятий;
 Создание проблемно-поисковых ситуаций;  Вовлечение в выполнение творческих заданий;  Интеграция разнообразной деятельности;  Организация экспериментирования; Повышение качества образования невозможно без разработки и внедрения современных педагогических технологий, одной из которых является исследовательско-проектная деятельность. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в числе основных форм организации образовательного процесса названа и проектнаядеятельность, которая также является специфическим видом деятельности дошкольников. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Так что же такое проектирование - это комплексная деятельность, участники которой автоматически (без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально-политических (Е.С. Евдокимова). Другими словами, это разнообразная (интегрированная) деятельность по достижению определенной цели. Автор – Евдокимова Елена Сергеевна предлагает свой вариант типов проектов, актуальных для дошкольного образования: 1.
По доминирующему методу
: исследовательские, информационные, творче- ские, игровые, приключенческие, практико-ориентированные. 2.
По характеру содержания
: включают ребенка и его семью, ребенка и приро- ду, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру. 3.
По характеру участия ребенка в проекте
: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата. 4.
По характеру контактов
: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учре- ждениями культуры, общественными организациями (открытый проект) 5.
По количеству участников
: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный. 6.
По продолжительности
: краткосрочный, средней продолжительности и дол- госрочный. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Чем меньше ребенок, тем проще проект. В младшем дошкольном возрасте в ходе разработки проекта решаются следую- щие задачи:
 развивать навыки вхождения детей в проблемную игровую ситуацию, здесь ведущая роль отводится педагогу;  активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с педагогом;  формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности, т. е посильное участие в практических опытах. В старшем дошкольном возрасте ставятся более сложные задачи:  формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;  развивать умение определять возможные методы решения проблемы с по- мощью взрослого, а затем и самостоятельно;  развивать желание пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятель- ности. Такой подход в итоге позволяет каждому ребенку:  научиться объединять сведения из различных областей знаний на основе единого проекта;  развить природную любознательность и интерес к самостоятельному при- обретению знаний;  повысить уровень коммуникабельности.
Работа над проектом распределяется поэтапно следующим образом:
I этап: включает в себя деятельность педагога – формулировка проблемы, опре- деление цели и задач, подбор материала; деятельность детей – вхождение в проблему. На II этапе: происходит практическая деятельность по достижению поставлен- ной цели (чтение книг, драматизация, оформление результатов в виде газет и аль- бомов, совместная деятельность детей и взрослых). На III этапе: представляется результат выполнения проекта – в виде оформления презентации, шоу, театрализованного представления. Важно, чтобы тема проекта шла от детей, поэтому выбор темы мы начинаем с изучения интересов детей. Метод «трех вопросов» позволяет учесть знания детей по той или иной теме и выбрать способы для познания нового: Что я знаю о...? Что я еще хочу узнать о...? Как я могу это узнать? На основании ответов детей планируется деятельность в центрах активности. В любом случае, темы, основанные на интересах детей, обеспечивают наилучшую мотивацию и наиболее успешное обучение. Проектная деятельность, реализуемая через разные формы работы в центрах активности, дает возможность каждому ребенку выбрать тот путь
познания, который ему органичен. Вместе с тем, действуя каждый в своем направлении (кто-то лепит, рисует, кто-то делает опыты, кто-то «издает» книжку, кто-то выпекает кулинарный шедевр, кто-то конструирует, кто-то решает задачу на состав числа), все вместе получают максимум сведений, наглядно представленных результатов, раскрывающих эту тему с разных сторон. - Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. - Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, строить речевое высказывание в ситуации общения, договариваться со сверстниками во время деятельности, рассказывать о проделанной работе. - Детская исследовательская деятельность важна и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата. - В процессе исследовательской проектной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности. - При использовании исследовательско-проектной технологии в образовательной деятельности у детей появляется интерес, притягательность к процессу познания, повышается мотивация образовательной деятельности. И что самое главное – помогает развивать свободную творческую личность, способную активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – я запомню, дай попробовать - и я пойму!» Т.е., можно сказать, что усваивается всё крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам. Теперь уважаемые педагоги давайте поиграем в игру, которую можно организо- вать в ходе проектной деятельности.
Постановка проблемы:
Что падает быстрее: монета или маленький кусочек бумаги? Мы ответим на этот вопрос, но прежде проделаем несколько опытов.

Цель:
Выявить, что форма и вес падающего тела не играет значения.
Ход:
1. Возьмем в одну руку десятикопеечную монету, а в другую - маленький листок бумаги. Выпустим одновременно оба предмета. Мы легко заметим, что монета быстро достигла пола, а листик - медленно планируя, упадет гораздо позднее. Может показаться, что предмет падает тем быстрее, чем он тяжелее. 2. Но попробуем бросить одновременно столовую ложку и монету. Мы обнару- жим, что они коснутся пола одновременно. Несмотря на то, что ложка тяжелее монетки. 3. Разгадка этого противоречия в том, что листку бумаги гораздо труднее, чем мо- нете, преодолеть сопротивление воздуха, так как поверхность такого листка срав- нительно очень велика. Если же мы скатаем этот листок в маленький шарик, то увидим, что он падает также быстро, как и монета. Бумажный шарик почти не будет испытывать воздушное сопротивление.
Вывод:
Когда нет сопротивления воздуха - форма и вес падающего тела не играют ника- кой роли. -Закончить свое выступление хотелось бы притчей «Счастье». Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? – спросил Бог. – «Слепи мне счастье, – попросил человек. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мы завершаем. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами.

НазиляНасибуллина
Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности

Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно - исследовательской деятельности .

Развитие познавательно - речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен на умственное развитие ребенка . Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей , тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Работа с детьми по познавательно-речевому развитию включает :

Занятия по ознакомлению с окружающим миром, математике, развитию речи на основе деятельного метода ;

Совместная проектно-исследовательская деятельность детей и педагогов ;

Упражнения и игры на развитие интеллектуальной сферы всех сторон речи во всех возрастных группах;

Опытническая деятельность ;

Коррекционная работа по развитию речи и речевого общения;

Совместные игры- фантазирования;

Совместная деятельность в уголке книги (беседы, мини викторины, заучивание стихов, чтение, моделирование сказок, составление рассказов).

Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития :

Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.

-Практические - упражнения , игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность , исследовательно- поисковая деятельность .

Словесные - рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

Развивать речь ребенка , не включая его в познавательную деятельность невозможно , т. к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей , делая ее более целенаправленной и осознанной.

Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи , расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности.

Учёными-педагогами выявлены педагогические условия, которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников . Это :

Создание обогащённой предметно-пространственной среды ;

Включение занимательности в содержание занятий;

Создание проблемно-поисковых ситуаций;

Вовлечение в выполнение творческих заданий;

Интеграция разнообразной деятельности ;

Организация экспериментирования;

Повышение качества образования невозможно без разработки и внедрения современных педагогических технологий, одной из которых является исследовательско-проектная деятельность .

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в числе основных форм организации образовательного процесса названа и проектная деятельность , которая также является специфическим видом деятельности дошкольников . Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения.

Так что же такое проектирование - это комплексная деятельность , участники которой автоматически (без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни : производственных, личных, социально-политических (Е. С. Евдокимова) . Другими словами, это разнообразная (интегрированная) деятельность по достижению определенной цели.

1. По доминирующему методу : исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные .

2. По характеру содержания : включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.

3. По характеру участия ребенка в проекте : заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

4. По характеру контактов : осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект )

5. По количеству участников : индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6. По продолжительности : краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Чем меньше ребенок, тем проще проект .

В младшем дошкольном возрасте в ходе разработки проекта решаются следующие задачи :

развивать навыки вхождения детей в проблемную игровую ситуацию, здесь ведущая роль отводится педагогу;

активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с педагогом;

Формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности , т. е посильное участие в практических опытах .

В старшем дошкольном возрасте ставятся более сложные задачи :

Формировать предпосылки поисковой деятельности , интеллектуальной инициативы;

развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

развивать желание пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности .

Такой подход в итоге позволяет каждому ребенку :

Научиться объединять сведения из различных областей знаний на основе единого проекта ;

развить природную любознательность и интерес к самостоятельному приобретению знаний;

Повысить уровень коммуникабельности.

Работа над проектом распределяется поэтапно следующим образом :

I этап : включает в себя деятельность педагога – формулировка проблемы, определение цели и задач, подбор материала; деятельность детей – вхождение в проблему.

На II этапе : происходит практическая деятельность по достижению поставленной цели (чтение книг, драматизация, оформление результатов в виде газет и альбомов, совместная деятельность детей и взрослых ).

На III этапе : представляется результат выполнения проекта – в виде оформления презентации, шоу, театрализованного представления.

Важно, чтобы тема проекта шла от детей , поэтому выбор темы мы начинаем с изучения интересов детей.

Метод «трех вопросов» позволяет учесть знания детей по той или иной теме и выбрать способы для познания нового : Что я знаю о.? Что я еще хочу узнать о.? Как я могу это узнать?

На основании ответов детей планируется деятельность в центрах активности . В любом случае, темы, основанные на интересах детей, обеспечивают наилучшую мотивацию и наиболее успешное обучение.

Проектная деятельность , реализуемая через разные формы работы в центрах активности , дает возможность каждому ребенку выбрать тот путь познания , который ему органичен. Вместе с тем, действуя каждый в своем направлении (кто-то лепит, рисует, кто-то делает опыты, кто-то «издает» книжку, кто-то выпекает кулинарный шедевр, кто-то конструирует, кто-то решает задачу на состав числа, все вместе получают максимум сведений, наглядно представленных результатов, раскрывающих эту тему с разных сторон.

Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

- Развивается речь ребенка , так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, строить речевое высказывание в ситуации общения, договариваться со сверстниками во время деятельности , рассказывать о проделанной работе.

Детская исследовательская деятельность важна и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

В процессе исследовательской проектной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности .

При использовании проектной технологии в образовательной деятельности у детей появляется интерес, притягательность к процессу познания , повышается мотивация образовательной деятельности . И что самое главное – помогает развивать свободную творческую личность, способную активно действовать , нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

Китайская пословица гласит : «Расскажи – и я забуду,

покажи – я запомню,

дай попробовать - и я пойму!»

Т. е., можно сказать, что усваивается всё крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам.

Лобас Янина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 58 "Красная шапочка"
Населённый пункт: г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие познавательно - речевой активности у дошкольников посредством загадок"
Дата публикации: 04.02.2018
Раздел: дошкольное образование

Развитие познавательно – речевой активности дошкольников

посредством загадок.

Познавательная активность является важным качеством личности.

Заинтересованное

отношение

окружающему

стремление

познать то, что неизвестно - ценное свойство, во многом обуславливающее

эффективность учения и профессиональной деятельности.

Стремление к познанию, к овладению навыками и умениями у детей

раннего и дошкольного возраста почти неисчерпаемо. Детские «почему» и

предметом

многократных

исследований,

результате

которых всегда приходилось констатировать огромную силу и напряженность

познавательной активности ребенка. «Если бы мне, - пишет Селли, -

предложили изобразить ребенка в его душевном типическом состоянии, то я,

вероятно,

нарисовал

выпрямленную

маленького

мальчика,

который широко раскрытыми глазами глядит на какое-нибудь новое чудо или

рассказывает

что-нибудь

окружающем

наблюдения

показывают,

развитие

познавательной

потребности идет неодинаково у разных детей.

У одних она выражена очень ярко и имеет, так сказать, «теоретическое»

направление. У других она больше связана с практической активностью

ребенка. Конечно, такое различие обусловлено, прежде всего воспитанием.

начинают

ориентироваться

окружающей

практической жизни, легко научаются бытовым практическим навыкам, но у

которых слабо выражен тот «бескорыстный» интерес ко всему окружающему,

который характеризует детей-«теоретиков». У этих последних наблюдается

яркая форма проявления периода вопросов «почему?» и «что это такое?», а

также периоды особого интереса к отдельным интеллектуальным операциям

и «упражнения» в них. Точно так же как некоторые дети по 100 и более раз

открывать

закрывать

упражняясь

соответствующих

движениях, так эти дети «упражняются» то в актах сравнения, то в актах

обобщения, то в актах измерения и т. п. «У некоторых детей, - пишет Селли,

сравнение

посредством

измерения

становится

известного

страстью; они любят измерять величину одних предметов другими и т. д.»

В дошкольном возрасте начинает формироваться познавательная

деятельность, "направляемая и побуждаемая познавательной задачей".

Ещё Князев О.Л. (1986г.) отмечал решающее влияние окружающей

близкими

взрослыми,

направляющими

практически.

результате

неадекватных

педагогических

воздействий

взрослых

исследовательская

познавательная

активность детей может затормозиться.

Полученные

свидетельствуют

целесообразности

дошкольном

возрасте

выявления

развития

познавательной

активности при помощи адекватных методик.

Селли Д. Очерки по психологии детства, пер. с англ. М., 1909, с. 78.

Там же, с. 86.

Нами были выбраны методики отгадывания и составления загадок.

На этапе отгадывания специально подобранных загадок целью было

выделять

признаки

свойства

предметов

понимают

сравнение

качестве

художественного

приема загадки;

какими способами доказательства дети владеют.

Проанализировав уровень познавательной активности у старших

дошкольников, можно сделать выводы:

дети не привыкли вслушиваться в загадку и размышлять

над включенной в нее проблемной задачей;

невнимательно

учитывали

названные

признаки,

торопились

учитывая

признаков;

описания,

связывали его с другими признаками, давали неправильную

доказательство

начинали

подтверждали ее признаками;

когда не понимали образное сравнение, игнорировали его;

педагога

помогали

признаки

предмета,

осознать

существенные

несущественные,

понять суть сравнения как средства осознания признаков

предмета;

особенно

обращенные

побуждающие их мыслить по аналогии;

невысокий

познавательной

активности

детей, так как они не могли анализировать любое целое, его

части, элементы, свойства, затруднялись в доказательствах,

опирались на аргументы;

показателей

познавательной

активности

владели обобщением, сравнением;

способствовали

формированию

познавательной активности, заставили ребенка умственно

напрячься,

необходима

методика

загадывания

отгадывания,

направляла

вычленение

признаков

загаданного

предмета

установление

существенных

понимание образных сравнений.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод,

окружающем

владение

умениями

синтеза, сравнения, воспитание чуткости к смысловым оттенкам слова и

обучение детей умению пользоваться точным словом для выражения своих

мыслей является главным условием для понимания, а значит и для успешного

отгадывания загадок.

Поэтому главными задачами работы было:

учить детей видеть и понимать образные сравнения;

с помощью модели определять обобщенный образ загадываемого

предмета;

учить детей самостоятельно конструировать загадки.

Мы исходили из того, что при успешной реализации этих задач дети

смогут создавать самостоятельно образные сравнения, овладеть приемами

мышления.

Решение указанных задач велось поэтапно:

Нахождение сходных предметов по какому-либо признаку в

окружающей обстановке;

С помощью набора картинок учить детей анализировать и

сравнивать различные предметы, искать образные сравнения;

Введение модели, с помощью которой дети учатся загадывать

– отгадывать;

Коллективное составление загадок.

формирующего

эксперимента

проследить, что дети сначала

невнимательно слушали задание и неверно

отвечали на поставленные вопросы, но при помощи вопроса воспитателя,

стимулирующего

обследование,

активизировались,

предметы,

окружающей

обстановке,

исследовать

пространство,

делать для себя открытия. Возникающий интерес к заданиям мы поддержали

вопросом о предметах-заместителях, обратились к личному опыту детей.

В результате

заданий удалось развить у детей наблюдательность,

внимание,

воображение

формировать

анализировать,

рассуждать,

умозаключения,

мыслительные

операции, которые составляют ядро познавательной активности.

В результате выполнений заданий второго этапа, можно было отметить,

что дети, опираясь на образные сравнения, пытались объяснить свою догадку,

сначала выдвигая свое доказательство, а уже потом тезис (отгадку). Дети

анализировали

предметы,

рассуждали,

умозаключения, находили в различных предметах сходство и на основе этого

давали образное сравнение.

На третьем этапе работы дети научились понимать схему и обобщать

признаки и свойства предметов на основе модели, что будет необходимо для

следующего этапа обучения детей составлению загадок.

Целью четвёртого этапа было обучение детей самостоятельному

конструированию

используя

образные

сравнения;

закрепление

сравнивать

предметы,

составлении

загадок в различных игровых ситуациях.

придумывали

приходили

обсуждались

выбранные предметы, мысли детей направлялись так, чтобы они в результате

из всех названных признаков и свойств предмета, выделили основные и

составили

конструировании

старались

использовать образные сравнения.

Проанализировав составленные загадки можно было отметить, что дети

конструировании,

использовали

художественный

образных сравнений, демонстрировали умения анализа, синтеза, обобщения,

обращались к личному опыту.

разработанная

методика обучения детей самостоятельному составлению загадок и путей их

решения, позволяет повысить уровень познавательной активности по всем

показателям

дошкольников.

Применение

проблемных

задач, которые направляют детей на познание окружающего мира, может

стать успешным для развития познавательной активности и ее показателей, а

также для развития связной речи. Загадки, являясь одним из древнейших

народной

педагогики,

множество

сведений

окружающей действительности, взаимосвязях и отношениях предметов и

познавательного

построены

различных логических задач, и являются для ребенка основой для овладения

операциями мышления. Они способствует умственному развитию ребенка.

Играя в загадку, ребенок сдает экзамен на сообразительность, где выясняется,

как хорошо он знает признаки, свойства, качества предметов и явлений.

Загадка – игра в узнавание, отгадывание того, что скрыто, что представлено в

ином образе, в ином качестве. Загадка учит образности и нестандартности