Рамзан Кадыров: «Мы же танцуем, а не стреляем. Разве это плохо? Рамзан Кадыров: "Если он не извиняется, то я накажу его так жестоко, чего бы мне это ни стоило" — Возможно ли восстановить промышленность сейчас

Глава Чечни Рамзан Кадыров дал большое интервью ресурсу Daily Storm, в котором, в частности, ответил на вопрос о шутках и мемах про "извинись". Такие шутки появились после того, как в интернете стали публиковать видео, где разные люди извиняются перед чеченским лидером.

В декабре 2015 года таким образом лично перед Кадыровым извинилась местная жительница Айшат Инаева, которая перед этим раскритиковала его. Судя по всему, это было одно из первых таких видео, сюжет об этом записало чеченское телевидение.

- Вы сказали, что есть те, кто не представляет угрозы: болтают и болтают. Но участились случаи извинений в Ваш адрес: мемы, шутки пошли, мол, извинись да извинись.

Правильно, я всегда говорю, что уважаю того человека, кто защищает свою позицию и идет напролом. Я этого человека, какой бы он ни был, уважаю. Если умышленно, понимая, что неправ, болтает, задевая чувства и достоинства другого, то он достоин наказания. Если он не признает свою вину и не извиняется, то, клянусь именем Всевышнего, я накажу его так жестоко, чего бы мне это ни стоило. Чувство достоинства нельзя трогать.

Я семейный человек, у меня жена, дети, сестры, племянницы. Когда говорят такие вещи, - у нас другой менталитет, по-другому воспринимается. У нас не принято даже матом для связки слов. Я никогда футболку не снимал даже при трехмесячном ребенке. У нас другие обычаи и традиции, поэтому тем людям, которые болтают языком, мы говорим: «Или извинись и скажи, что ты был неправ. Или всю оставшуюся жизнь у нас с тобой вражда». И сами родственники в первую очередь приносят извинения.

У нас так принято, если кто-то накосячил, то весь род отвечает за это. Институт семьи у нас всегда был сильным. Когда не было законов, то наши старейшины раз в год собирались и выносили вердикт. По этому вердикту жили год и не нарушали. Институт семьи если мы разрушим, то станем европейцами.

- Получается так, что институт семьи выше законодательства, Коран выше Конституции…

Для меня самое святое - это Коран. Коран - это моя жизнь. Жизнь Пророка, сунна Пророка - для меня это все. Если ты будешь жить по Корану, то никогда не нарушишь традиции и обычаи всех народов, культуры. Это превыше всего. В Коране написано все. Если бы я не прислушивался к Корану, то я не был бы главой и не служил бы народу и государству. Потому что все, что я должен делать, написано в Коране и в жизни Пророка (с.а.в.). Кто как-то с иронией относится, этому человеку своя цена. Не надо при каждом случае пытаться противопоставить Коран и Конституцию.

- Многие не с иронией, многие не понимают...

Сколько раз ты была в Чечне?

- Раз 20-30.

Где ты видела у нас, что заставляют? Ты же против меня там собирала.

Я много информации собирала и собираю, и поняла, что люди не боятся. Они могут выйти и сказать, что им не нравится.

Почему мы тогда верим продажным шавкам, которые что-то пишут и говорят? Десятки тысяч туристов приезжают, и я не слышал ни одной жалобы. Люди приезжают и в брюках, и в шортах, и в платках. Это мирно процветающий регион.

Отрывок из интервью Рамзана Кадырова главному редактору Daily Storm Анастасии Кашеваровой


В этом интервью Кадыров также, в частности, назвал Ксению Собчак "глупой", сообщил, что жителям соседних республик платили деньги, чтобы они переехали в Чечню, а потом объявили себя геями, а также рассказал, что принципиально никогда не пробовал алкоголь и сигареты.

Дорогие друзья и читатели этого блога, с этой заметки я начинаю цикл публикаций о нашем путешествии по Чечне. Я уверена, что к большинству из вас мои слова относить не надо, но, на всякий случай, хочу предупредить в особенности тех, кто зашел сюда случайно и нашел, по его мнению, отличную площадку для собственных резких и агрессивных националистических высказываний. Любые комментарии оскорбительного характера в адрес людей любой национальности и любого вероисповедания, а также те из них, которые будут направлены на разжигание межнациональной вражды, я буду удалять сразу и без объяснений, а их авторов отправлять в бан.
Надеюсь на понимание.

Наши чеченские приключения начались уже в поезде по дороге в Грозный. В Минеральные Воды, где мы в него должны были сесть, он прибывал в одиннадцать часов вечера и стоял сорок минут. На посадку мы не спешили. Спокойно дошли до вагона, спокойно показали проводнице южной наружности наши билеты, купленные в Москве еще за месяц до путешествия.
- Ой, а вы один? - неожиданно выдала проводница, глядя в упор то на меня, то на Антона. - Нет, вас два! - закончила она свою замечательную фразу. А потом продолжила: Как же быть? У нас только одно свободное место в вагоне.

С этими словами она забрала наши билеты и велела идти за ней.
- Вот ваше купе, - сказала она, когда мы пришли. - Нижнее место свободно.
На верхнем же месте, тоже нашем, на застеленной бельем полке возлежал какой-то парень. Он не спал, но лежал уверенно и прочно. Проводница глянула на него и повернулась к нам.
- Ребят, у нас тут были такие сильные пертурбации. Может, вы посидите до Моздока? Это не долго. А в Моздоке пассажиры выходят, и места освободятся.
- А сколько до Моздока? - спросили мы.
- Недолго. Щас будет Прохладный, а потом Моздок.
Ради интереса, я пошла взглянуть на расписание. До Моздока было совсем "недолго" - всего-то четыре часа, поезд прибывал туда в три ночи! Нормальненько так! Билеты по цене 1570 рублей за штуку в купейный вагон и "посидите четыре часа до Моздока"! Нееее!
Когда проводница снова появилась в вагоне с нашими билетами в руках, мы заявили ей строгим голосом, что сидеть точно не будем, хотим спать и пусть она быстро решает вопрос. Как вариант, я предложила ей забрать парня с нашего места к ней в купе. Но на это она ответила, что и там все занято. В общем, с ней все было понятно. Если в большинстве российских регионов такой приработок проводниц уже либо ушел, либо уходит в прошлое, то в кавказском поезде он до сих пор цвел пышным цветом. Безбилетные пассажиры дают проводнику "на лапу" и тот селит их в свободные или в свое собственное купе. А тут, видимо, нашей проводнице дали "на лапу" сразу много безбилетных пассажиров. И случился этакий овер-буккинг. :)
Впрочем, надо сказать, что проводница здорово испугалась, поняв, что не пустив нас на наши места, есть шанс, что дело может запахнуть керосином. Вдруг пойдем жаловаться начальнику поезда или какому-нибудь жд-начальству в Москве? Она походила где-то с полчаса по вагону с озабоченным видом, а потом постучала в полку, где лежал на нашем месте парень, и протянула:
- Руслан, давай спускайся.
В общем, до Моздока сидел Руслан, а мы уже спокойно доехали до самого Грозного.
...И вот, перрон Грозного. Нас встречал Мансур - друг Дени. Дени - друг Антона - попросил Мансура позаботиться о нас, пока мы будем путешествовать по Чечне, и он со всем своим кавказским гостеприимством взялся за дело. Сначала он повез нас в гостиницу, в которой мы решили остановиться, а так как случилось Первое мая, центр города перекрыли для транспорта, и пока Мансур его объезжал, выискивая лазейки, провел нам небольшую экскурсию.
Остановиться мы решили в недорогой гостиничке "Грозный" неподалеку от популярного рынка "Беркат".
2.

Это было вполне себе приличное пятиэтажное здание с большинством номеров, недавно пережившими ремонт. За 1800 рублей в сутки нам достался как раз один из таких. Единственным минусом этого номера были его небольшие размеры, а все остальное вполне соответствовало гостинице средней руки, включая душ с горячей водой в номере, телевизор, несколько розеток и неплохой вид из окна. Учитывая, что в гостинице мы сидеть не планировали совершенно, а думали возвращаться сюда только на ночь, все это нас вполне удовлетворило. Впрочем, чтобы закончить тему грозненских отелей, скажу, что сейчас их здесь отстроили уже немало. Самый шикарный - это, пожалуй, пятизвездный отель в небоскребе "Грозный-Сити", расположенный на противоположном от мечети "Сердце Чечни" берегу реки Сунжи. На это самом последнем, тридцать втором этаже, находится кафе, откуда открываются умопомрачительные виды на город, мы туда поднимались и делали снимки (но об этом в следующем посте). Проживание в таком отеле стоит 5000 рублей в сутки в одноместном и 7000 рублей в двухместном номере.
На фото он самый темненький из небоскребов, в центре.
3.

Но есть и гостиницы попроще. Так что, на улице точно не останетесь.
Кстати, как вы понимаете, особого наплыва туристов в Чечню нынче нет. Вкладываться в бизнес представители других регионов здесь тоже не торопятся. Тем не менее, отели строят, реставрируют старые, и я бы не сказала, что они пустуют. Например, на те же майские праздники наша гостиница была заполнена под завязку. Однажды утром нам даже не хватило мест, чтобы позавтракать в ее весьма просторном ресторане. А все дело в том, что в Грозном сейчас стало проводиться немало разных мероприятий. Например, мы попали как раз под какой-то местный симпозиум и некий межрегиональный шахматный турнир, на который все и приехали. Что же касается туризма, то в Грозном существует только одна фирма, которая занимается экскурсионным обслуживанием в Чечне. Цены в этой фирме умеренные. Например, взять машину с водителем-гидом и съездить на целый день в Аргунское ущелье стоит 4000 рублей, в то время как таксисты туда возят примерно за 3000-3500 рублей. Тем не менее, даже если сравнить количество туристов сейчас с тем их количеством, которое было еще пару лет назад, то оно все-таки возросло в полтора-два раза. И хотя мы за наши три дня путешествия так и не встретили ни одного туриста, народ, как мне кажется, все-таки потихоньку начинает понимать, что в Чечне сейчас безопасно и пробует осваивать этот регион.
А тут действительно безопасно. По крайней мере, мы убедились в том, что намного безопаснее, чем в той же нашей Москве. Другое дело, что старые стереотипы в отношении Чечни у нас пока еще никуда не делись, и у многих она по-прежнему ассоциируется с самым страшным регионом.
Как я уже говорила, мы попали в Грозный на первомайские праздники. Как и в любом другом городе нашей страны, здесь их тоже отмечали. Насчет субботников не скажу, мы их не застали, они прошли накануне, но говорят, что по распоряжению чеченского президента Рамзана Кадырова, выходило на них практически все трудоспособное население.
4.

Но сейчас я хочу о другом. Так сложилось, что Грозный мы осматривали как раз во время массовых гуляний. Так вот, не было ни одной площадки этих гуляний, не огороженных для безопасности. На входе туда стояли стражи порядка, и пусть рамок металлоискателей здесь не было вообще, сумки проверяли у всех поголовно. Причем, что интересно, у мужчин - мужчины, а у девушек - девушки. Все очень вежливо, тактично, корректно, но строго и так, что ни одна мышь не проскочит!
5.

Таких площадок первого мая в Грозном было порядка десяти, мы сами побывали на двух. Правда, то, что вторая площадка - это тоже площадка с гуляньями, мы поняли не сразу, ибо народа на ней было не больше трех десятков. Однако оцепление там все равно было, и сумки у всех, в том числе, и у нас, тоже проверили.
Не менее мощный контроль мы встретили, когда из Грозного отправились путешествовать по республике. Мы ездили в Аргунское ущелье, в село Хаджи-Эвла (это дорога на Ведено), в Урус-Мартан и потом в Назрань. Так вот, на всех этих направлениях, и я уверена, что на остальных тоже, нам регулярно попадались КПП. Причем, КПП не для галочки, а работающие. На каждом из них машину (если это не была маршрутка) останавливали и у пассажиров проверяли паспорта. У нас тоже. Регулярно!
6.

Вообще, работа в полиции в Чечне считается весьма престижной и одной из самых высокооплачиваемых. Например, если чиновник среднего звена здесь зарабатывает около 15-20 тысяч, то полицейские - 50-60 тысяч. А это, по местному уровню жизни, очень неплохо. Правда, работа в госорганах в Чечне все-таки отличается от такой же работы в других регионах. Как не вертите, но зачистки в горных районах случаются до сих пор. За это и идет доплата.
Пока мы путешествовали по Чечне, нам очень многие жаловались на безработицу. Процент безработицы назывался разный: от 40 до 80. Потом, уже дома покопавшись в интернете, я нашла, что регистрируемая безработица в Чечне, то есть, сюда можно отнести только тех, кто состоит на биржах труда, составляет 25 процентов. Надо ли говорить, что на биржу труда идут единицы? Кстати, это относится и к мужчинам, и к женщинам. В Чечне нет такого правила, чтобы работали только мужчины, а женщины занимались домашним хозяйством. Как нам рассказала одна из женщин - Хеди, с которой мы познакомились в Хаджи-Эвла, "вся проблема в отсутствии рабочих мест: если бы они были, то и мужчины, и женщины шли бы работать".
В общем, работы нет, так как производств тоже практически нет. А на ту работу, которая есть, устроиться с улицы, по мнению многих, очень сложно. Ведь, по кавказским обычаям, все сначала тянут туда своих друзей, знакомых, родственников, включая даже самых дальних. Предпочитают брать не хорошего специалиста, а своего. Так сложилось исторически. Вот, и получается, что многие из Чечни банально уезжают: в Москву, в Питер, в другие богатые российские регионы, наконец, даже в Бельгию. Теперь даже есть прямой автобус Брюссель - Грозный, который ходит два раза в неделю. Встречалось мне в сети расписания таких же автобусов и в другие еврепейские города: в Киев, в Вену, в Бонн, в Париж, в Берлин...
В Аргунское ущелье нас возил дальний родственник Мансура - Заур. Молодой парень, сильный, умный, работящий. Сейчас он подрабатывает в Грозном таксистом на собственной машине. Такса по городу - 100 рублей не зависимо от того, куда вам надо. В день от силы набегает пара тысяч. Такая работа Зауру не нравится, он способен на большее и знает это. Три года он прожил в Брюсселе, строил железную дорогу. Рассказывал нам, что чеченцев вместе с ним работало очень много. Но он сам не только трудился, он еще и путешествовал, его тамошняя зарплата позволяла не только отправлять большую часть денег домой, но и объехать целую кучу европейских стран. А потом у мамы случился инфаркт и Зауру - самому младшему сыну в семье - пришлось вернуться, чтобы заботиться о матери.
Заур и Антон в одной из родовых башен в Аргунском ущелье.
7.

Вот такие дела.
Так что, в целом, Чечня нам не показалась таким уж богатым регионом ни по рассказам людей, ни по тому, что мы увидели сами. Ведь, наверное, о богатстве жителей визуально и с первого взгляда можно судить хотя бы по тем автомобилям, которые бегают по улицам городов и весей. Так вот, по Грозному бегают в основном наши последние "Лады", а по селам и поселкам - те же "Лады", но более древние. Иномарок немного, а те, что есть, далеко не из самых дорогих и новых.
Автостоянка у рынка "Беркат" в Грозном.
8.

Хотя, конечно, в Грозном лишь на самых-самых затрапезных окраинах еще остались не отреставрированные после двух войн дома со следами на фасадах от изрешетивших их пуль. А так, все здания здесь, как с картинки - новые, красивые, нарядные... И не скажешь, что безработица, и что народ не катается, словно сыр в масле.
9.

10.

11.

12.

13.

14.

Простенькая жилая пятиэтажка в районе рынка "Беркат".
15.

Вообще же, как, наверное, везде в нашей стране, многие тут тоже говорят о коррупции. И хотя к своему президенту Рамзану Кадырову показательно относятся более, чем благосклонно, и о нем, и о нашем "горячо любимом" ВВП здесь существуют разные мнения. Правда, услышать их, порой, бывает очень сложно. Люди не любят говорить о политике, а часто просто боятся.
В Грозном мы ни раз встречали надписи на фасадах зданий, на газонах и в разных других местах: "Рамзан, спасибо за Грозный!"
16.

Так же на фасадах повсюду множество плакатов: Ахмат Кадыров, Рамзан Кадыров и Владимир Путин. Либо три сразу, либо два в любой из комбинаций, либо кто-нибудь один.
17.

18.

19.

20.

В городе есть проспект А. Кадырова, музей А. Кадырова...
21.

Площадь А. Кадырова, библиотека А. Кадырова и т.д. и т.п.
22.

Ахмат Кадыров - первый президент Чеченской республики и отец нынешнего президента Рамзана Кадырова - был убил 9 мая 2004 года во время теракта на стадионе в Грозном. С тех пор здесь развился его культ личности. В общем-то, наверное, во многом благодаря Рамзану, который поклялся продолжать дело отца. Но с другой стороны, и Ахмата и Рамзана есть, за что благодарить искренне. Их политика и взаимодействие с правительством России (давайте назовем это так) послужили прекращению войны. А это, согласитесь, при прочих равных - самое главное! Народ устал воевать, ведь буквально в каждой семье за время двух войн не обошлось без потерь. Теперь все хотят мира и спокойствия. И путь, которым эти мир и спокойствие будут достигнуты, для большинства уже не так важен. Об этом нам говорили практически все, с кем приходилось общаться во время нашего путешествия. А один из визави даже сказал так: "Пусть хоть синагоги построят, хоть дворцы себе, лишь бы больше не стреляли!"...
Впрочем, нам, не привыкшим к тому, чтобы видеть портреты президента страны на фасаде каждого здания в родном городе, в первое время было немного не по себе от такого их количества в Грозном и в других населенных пунктах Чечни. Да и проспект В.В. Путина в самом центре Грозного добавил недоумения... Хотя, конечно, не нам судить...
23.

24.

Но, мне кажется, довольно о политике и о сегодняшней ситуации в Чечне. Давайте теперь я расскажу немного о самих чеченцах и о тех современных традициях и обычаях, с которыми мы столкнулись во время нашего путешествия. А начну я, пожалуй, с их внешнего облика. В комментариях к моему предыдущему посту-фотообзору из Чечни один из друзей написал, что, мол, слышал, что в Чечне поголовно все девушки должны ходить в длинных юбках и в платках, что был такой случай, когда девушку без платка не пустили в университет, да и вообще, Рамзан Кадыров ввел что-то вроде дресс-кода, несоблюдение которого влечет за собой всяческие преследования. Так как человек, который это написал, - грамотный и умный, то у меня нет никаких сомнений, что подобную информацию он прочитал в каких-нибудь СМИ, а не сам придумал. В общем, друзья, вот еще один повод послать эти самые СМИ куда подальше и не вестись на публикуемые в них маразмы. По всей видимости, журналисты перепутали режим Кадырова с режимом братьев Ахмадовых, которые вводили его между первой и второй чеченскими войнами в Урус-Мартановском районе, коий тогда был неподконтрольным общему правительству Чечни. Именно там в 1997 году они внедрили шариат, и девушек заставляли носить на улице хиджаб (платок). Сейчас же никакого шариата в Чечни нет, и президент не контролирует то, что носить и что не носить местным женщинам. Хотя, конечно же, большинство из них носят платки в тон к длинным платьям или юбкам. Но мы немало встретили и девушек без платков, и в коротких юбках (до колена и чуть выше), особенно тех, кто помоложе. Причем, встречали мы их, как в Грозном, так и в других городках. Многие женщины очень любят туфли на высоких каблуках и даже на шпильках, но на босу ногу их обычно не носят, а надевают на колготы, кои у них чаще всего почему-то бывают темного цвета.
25.

26.

Кстати, раз уж зашел разговор о моде, то в Грозном есть очень продвинутый Дом моды "Firdaws".
27.

Руководит им жена Рамзана Кадырова - Медни Кадырова. На открытие этого Дома моды в 2009 году в Грозный приезжала целая куча знаменитых модельеров - Вячеслав Зайцев, Роберто Ковалли и многие другие, и теперь тут шьют такие обалденные женские платья, что я, когда их увидела, прямо сама захотела примерить. Но все - исключительно по чеченской исламской моде. Платья длинные, яркие, очень нарядные и стильные. В общем, нет ничего удивительного в том, что несколько лет назад "Firdaws" получил премию "Кутюрье года". Его одежда того стоит! Мы, правда, не попали в сам Дом моды - он в праздники не работал, но через витрину в магазине кое-что подглядели.
28.

29.

Так что, никакого насилия и контроля. Одна сплошная красота! :))
30.

31.

32.

Хотя, надо заметить, что чеченские девушки и женщины абсолютно не носят брюки и уж, тем более, шорты. Майки с открытыми плечами не носят тоже, обычно надевают либо легкие блузки с длинными рукавами, либо с рукавами в три четверти, либо футболки. Что же касается меня, то я сразу спросила Мансура: надо ли мне носить платок и что-то с длинными рукавами? - на что он тотчас же сказал, что не надо, мол, строгих правил никто не придерживается. И я постоянно ходила в джинсах и в футболке, хотя, если бы знала, что можно, то взяла бы с собой платье чуть выше колен. Но перед путешествием я об этом не знала.
Однако, есть в Чечне места, где строгий дресс-код для девушек и женщин все-таки существует. Например, мечети. В Грозном мы с Антоном ходили в самую большую мечеть республики "Сердце Чечни". Уже когда мы только вошли на ее территорию и гуляли по парку с фонтанами, к нам подошел охранник и сказал, что мне нужно надеть платок, так как на территории мечети, даже в парке, девушкам с непокрытой головой быть не положено. Я же, для подобных случаев, с некоторых пор стала возить с собой специальный гардероб: косынку, шаль, которая легко превращается в длинную юбку, и кофту с длинными рукавами. Так что, требования охранника я выполнила. Когда же мы оказались у входа в саму мечеть, женщина - ее работница, сказала мне, что нужно переодеться полностью. Я попыталась достать шаль, но она сию мою попытку пресекла на корню и указала на ширму, которая стояла здесь же: за ширмой можно было взять длинное платье и платок и переодеться. Самое интересное, что, когда мы через день ездили к мусульманской святыне - зиярату Хеди в Хаджи-Эвла, мой наряд наоборот подошел, как нельзя лучше, и меня там даже приняли за недавно пришедшую к вере мусульманку. А тут пришлось облачаться в безразмерное платье и платок. Работница мечети, правда, помогла мне. Оказалось, что платок важно не просто повязать, а повязать так, чтобы была закрыта шея и не были видны волосы. Ну, что ж, надо, так надо!
33.

А, вот, что касается мужчин, то с ними, конечно, все попроще. По улицам они ходят в совершенно обычной одежде, хотя, своего рода, "дресс-код" у них тоже есть. Например, многие любят носить костюмы и белоснежные рубашки даже в жару, некоторые - те, что постарше, надевают длинные рубашки в национальном стиле, а вот ходить в шортах или с голым торсом в Чечне не принято, и мы не видели ни одного чеченского мужчину так одетого.
34.

35.

Многие надевают на голову круглые бархатные шапочки темно-коричневого, темно-синего, темно-зеленого или черного цвета, часто с недлинными кисточками. Кстати, их мы потом видели в продаже на самом обычном рынке.
36.

А вот, футболки и бейсболки с надписью "Чечня", "95 регион" или "Чечня 95" мы там тоже встречали, но их, судя по всему, покупают только немногочисленные туристы, а сами чеченцы уже не надевают.
37.

38.

А еще здесь в моде бороды: и длинные, и такие, что чуть длиннее щетины. Их носят и мужчины в возрасте, и даже молодые ребята.
39.

40.

За все время нашего путешествия мы встречали чеченцев двух визуальных типов. Одни были темноволосыми с тюркскими чертами лица, которых можно было легко спутать с турками или азербайджанцами.
Раисап из Хаджи-Эвла.
41.

Другие - светлые или русые со светлыми же глазами, как мальчик на первом фото, девочка на фото № 31, или вот, Хеди - жена Раисапа.
42.

Правда, у всех них, по крайней мере, у мужчин, одна общая черта тоже была. Это проницательный, орлиный взгляд. Вообще, считается, что чеченцы вовсе не коренные кавказцы. Доказано, что много столетий назад они пришли сюда из Передней Азии, и следы хурритов (а именно их называют ученые в качестве прапредков вайнахских народов) находят в Месопотамии, в Шумерах, в Урарту, в Анатолии, на Сирийском и Армянском нагорьях, в Закавказье и на берегах Средиземного моря. Но во время нашествия татаро-монгольского ига случилось так, что вайнахов окончательно вытеснили в кавказское высокогорье, а на равнинах они были истреблены вместе с другими народами. Быть может, именно это их происхождение и отразилось таким образом на внешности?
В общем, как бы там ни было, но еще интересен другой факт. Мы считаем, что ислам у них - это их коренная религия, однако на самом деле, он - религия принесенная.
43.

И долгое время вайнахи исповедовали христианство, и в горных аулах у многих пожилых женщин, говорят, до сих пор сохранились среди украшений старинные металлические христианские крестики. Впрочем, христианство и пришедший ему на смену ислам долго уживались вместе с самой древней здешней религией - язычеством. И еще в середине 20 века во многих городках и аулах отмечались языческие праздники, соблюдались языческие обряды и традиции. Например, весной чеченцы отмечали праздник в честь богини плодородия и деторождения Тушоли, в мае и в июне особенно почитали бога грома и молнии Села, 22 июня праздновали летнее солнцестояние и приносили жертвы солнцу, были у них праздники, связанные с началом уборки урожая и сенокоса, с пригоном овец с высокогорных пастбищ и много разных других. Сейчас, конечно, их уже вряд ли отмечают даже где-то в самых отдаленных аулах, но тем не менее, дело было и не так давно.
Вообще же, современные чеченцы показались нам очень общительными и образованными людьми. Может быть, так получалось случайно, но практически все, с которыми мы общались, имели высшее образование, отлично знали свою историю, литературу, поэзию и нередко даже цитировали нам какие-нибудь строки из стихотворений. Они знакомились с нами сами. Чаще мужчины, но иногда и девушки. Просто подходили, спрашивали, кто мы и откуда (причем, никого не бесило, когда мы говорили, что мы из Москвы, а в других регионах народ обычно начинает нервничать, а, порой, обвинять нас в том, что мы украли все их деньги - путешественники меня поймут!), нравится ли нам Чечня, что мы видели и что еще хотим посмотреть? Часто рассказывали какие-нибудь местные истории, желали нам удачи, а еще оставляли свои телефоны - на случай, если вдруг нам что-нибудь понадобится. Вообще, людьми они оказались очень гостеприимными. Разговаривали с нами все по-русски. А, в принципе, отлично знали два языка - русский и чеченский, на котором говорили между собой. За все время нам не встретился ни один чеченец, который бы не знал русского.
Кстати, о гостеприимстве. У чеченцев оно в крови. Это повелось издавна. Ведь если гостя не пригласить в дом, оставить ночевать на улице, то в горах, которые здесь почти повсеместно, он может замерзнуть, сорваться в темноте в пропасть, погибнуть. С тех пор это и идет. Точно так же, как и везде, в Хаджи-Эвла с нами познакомился чеченец средних лет по имени Ислам. Он спросил, кто мы и откуда, рассказал несколько местных баек, а затем пригласил нас к себе домой - довез туда на машине, там перезнакомил со всеми родственниками, жена его брата накормила нас необыкновенно вкусным обедом, напоила чаем, потом нас отвезли до развилки в Грозный.
44.

А теперь представьте нечто подобное у нас? Ну, разве что, в каких-нибудь отдаленных селах и деревнях осталось это в традиции. Еще одна история случилась с нами в Урус-Мартане. Там есть обалденно интересный этнографический музей под открытым небом. Его коллекцию собрал хранитель музея Адам Сатуев, причем, начал заниматься этим еще во время войны. Так сложилось, что в этот музей мы попадали первого мая, в праздничный день. С Адамом мы созвонились заранее, и он сказал, что ради нас откроет музей, и мы можем приезжать. Но как раз накануне ему неожиданно пришлось уехать самому, и он перепоручил нас своему сыну Арслану. И вот, Арслан приехал специально в выходной день, чтобы открыть нам музей, все показал и рассказал, а потом отвез в центр города к остановке маршруток, откуда мы собирались вернуться в Грозный. Это - несколько километров от музея. И не взял с нас денег ни за музей, ни за извоз, как мы ему их только не пихали.
Нужно ли отдельно рассказывать о возможностях автостопа в Чечне? Национальное гостеприимство распространяется и на него. Мы ездили автостопом не однократно, нас подхватывала буквально каждая первая машина, стоило нам только встать на обочину и поднять руку.
А вообще, если говорить о езде по дорогам, то, конечно, как и в любой другой республике или даже в стране, здесь существуют свои негласные правила. Подбирать голосующего путника - это одно из них. Но есть и другие. Например, тут совсем не принято пристегиваться. И когда Антон, усевшись на переднем сиденье, по привычке, всегда тянулся за ремнем, абсолютно все водители начинали хихикать и говорили, что делать это вовсе необязательно, нарушением ПДД езда без ремня не считается, и гаишники за нее не штрафуют. Еще одно правило касается отношения местного правительства и президента к автомобилистам. Наиболее актуально это будет, наверное, автомобилистам-москвичам. Помните, что у нас происходит на МКАДе, когда по Рублевке или еще где, едет наш "всенародно любимый"? Правильно, МКАД перекрывают. А еще перекрывают не только сами трассы, по которым он должен промчаться, но и мосты над ними из опасности, что кто-нибудь возьмет да и бросит ему что-нибудь на голову. И стоять, порой, приходится минут по 15-20, если не больше, ждать его сиятельство.
На выезде из Грозного мы видели кортеж Кадырова. Нас и еще несколько машин тормознули и велели остановиться у обочины. Как раз в это время кортеж промчался мимо. Да-да, прямо мимо нас! Всего в нем было машин тридцать, все - черные иномарки. Мчался он со скоростью никак не меньше 200 км в час, однако ж процесс ожидания у нас составил минуты две. Как на светофоре постояли, честное слово! И не боится Кадыров, что кто-то кинет гранату в его кортеж, и уважает автомобилистов - не заставляет перекрывать трассу надолго. Быстро и четко. Всё!
А еще здесь нет пьяных за рулем, нет ДТП из-за этого, и нет пьяных на улицах. И все потому, что алкоголя в свободной продаже в магазинах и в большинстве кафе и ресторанов здесь тоже нет. И вы знаете, никто от его отсутствия особо не страдает. Многие чеченцы, особенно молодежь, с которыми мы разговаривали, нам так и заявляли: "Мы не пили раньше, не пьем и сейчас! Введение сухого закона на нас никак не отразилось!"
...Нам рассказывали, что у чеченцев положено, чтобы они помнили своих предков до седьмого колена. Впрочем, до недавнего времени нужно было помнить предков аж до двенадцатого колена. Только так можно было доказать, что ты принадлежишь к конкретному тейпу. Тейп - это нечто вроде родовой общины, члены которой связаны между собой кровным родством по отцовской линии. Разумеется, всегда существовали определенные правила жизни внутри тейпа. Например, несмотря даже на большие размеры (а иногда одному тейпу принадлежало сразу по несколько аулов, а, порой, даже и больше), внутри тейпа нельзя было жениться и выходить замуж, дабы избежать кровосмешения, но зато всегда можно было рассчитывать в случае необходимости на поддержку от других членов тейпа. Сейчас тейпы в Чечне, по-прежнему, существуют. Раисап из Хаджи-Эвла рассказывал нам, что члены его тейпа живут более, чем в десяти населенных пунктов в окрестностях. Тем не менее, из-за того, что многие чеченцы уезжают за границу или в другие города России, тейповость теряется. Те, кто уже долго живет не на родине, их дети и внуки, далеко не все вспоминают предков до седьмого колена. "Да что уж там, - говорил нам Заур, проживший в Бельгии три года. - Заграница многое меняет. Даже моя мама заметила, что я там утратил какие-то местные привычки и приобрел новые. А ведь всего три года прошло. Конечно, со временем многое забывается!"
Но мне все-таки кажется, что Чечня - это один из немногих регионов России, где традиции и обычаи сохранились гораздо лучше, чем во всех прочих местах. К примеру, здесь, несмотря на всю внешнюю светскость, в воспитании мальчиков и девочек до сих пор делают очень много отличий. Да, конечно, чеченские женщины имеют право работать, а не только вести хозяйство и воспитывать детей. Они и работают. Но все равно при этом мужчина в семье - главный, а хозяйство и дети остаются за женщиной. В Грозном мы видели объявление о приеме на кулинарные курсы девочек с одиннадцати лет.

А еще встречали мелких карапузов возраста нашего Даниила Антоновича (три-четыре года), настолько самостоятельных и имеющих свое собственное мнение, что, порой, это потрясало даже меня - маму очень независимого мальчугана. В общем, в чеченских мальчишках мужчины чувствуются сразу!
46.

Ну, и, разумеется, разница в воспитании мальчиков и девочек сразу видна во взаимоотношениях мужчин и женщин.
47.

Никакого вам феминизма, никакой мужеподобности в женщинах и женоподобности в мужчинах. И, можете закидать меня тапками, но мне это очень нравится! Хотя многих из нашего современного общества, как мне кажется, некоторые моменты могли бы удивить и поразить. Например, такой факт. Если встречаются незнакомые чеченские мужчины и женщины, не связанные родственными узами, то мужчины будут обращаться только к мужчинам, а женщины к женщинам. Нет, конечно, парой незначащих фраз они могут перекинуться и друг с другом, но всякие серьезные вопросы будут решать только со своим полом. И причина вовсе не в том, что мужчины к женщинам относятся пренебрежительно - ничего подобного здесь нет и близко. Просто есть у них такое в этикете - повышенное уважение к чужой даме, вплоть до того, что даже не заговаривать с ней. Кстати, на нас с Антоном эта особенность тоже распространялась. Все дела чеченские мужчины решали с ним, а не со мной, причем, включая даже такие случаи, когда я в чем-то разбиралась лучше. Ну, а женщины, соответственно, со мной, а Антона стеснялись. :)
Кстати, еще одна интересная местная фишка - это танцы. Не знаю, может, и есть в Грозном какие-то ночные клубы, которые принципиально не отличаются от самых обычных наших. Но я сейчас не о них, а о танцах традиционных. Как можно было раньше показать молодому чеченскому парню всю свою удаль перед девушкой, а девушке проявить свою стройность и грацию. Правильно, в танце. Национальный местный танец - это лезгинка. Причем, он жив до сих пор, и его умеют танцевать практически все чеченские юноши и девушки, мужчины и женщины, дедушки и бабушки. И танцуют. Но отнюдь не показушно, как у нас, например, "Калинку-малинку" или "Барыню". Этот танец среди чеченцев жив, и мы сами стали свидетелями этого.
48.

Друзья, на этом самом месте ЖЖ сошел с ума, заявил, что у меня слишком длинная заметка, и отказался ее публиковать дальше. В принципе, я с ЖЖ согласна насчет размера заметки, но и поделить ее на несколько частей, на мой взгляд, тоже совершенно невозможно. Поэтому, тем, кому интересно узнать окончание и досмотреть фото (а их осталось не так уж и много), добро пожаловать сюда - лирушный блог оказался более лояльным.

02/12/2011

В Чечню я прилетела по своим журналистским делам. Отдыхать некогда было. Тем не менее когда мой друг прислал СМС: «Чем вечером заниматься будешь? Развлекаться пойдешь?» – я задумалась: а где тут люди развлекаются? И как?


Я вышла на крыльцо дома - одна чеченская семья гостеприимно приняла меня в селе Алхан-Кала. Вокруг было тихо, спокойно. Луна будто запуталась в колючей проволоке, которой на всякий случай был оплетен высокий каменный забор. Я прислушалась - может, где-то играет музыка? Или хотя бы что-то типа «Без тебя, без тебя-а-аа, все ненужным стало сразу без тебя»? Но ни музыки, ни даже Стаса Михайлова слышно не было. Странно. В российских селах я его частенько слышу в это время. А тут даже собаки не лаяли. И я не была уверена, что они в домах вообще имелись, эти собаки.

Зато подошел кот. Без всякого уважения посмотрел на меня снизу вверх. Я хоть и была в длинном платье, но голова у меня была непокрыта - может, это и котов чеченских смущает? То, что это смущает людей, я поняла сразу же. В Чечне с непокрытой головой девушки не могут появляться в местных вyзах, школах. Сотрудницы госучреждений тоже обязаны носить на работе платки и соблюдать строгую форму одежды. Инициатором нововведений явился лично Рамзан Кадыров, и к его словам прислушиваются. Почти все женщины хотя бы символически чем-то прикрывают волосы, так что я, дабы не выделяться и спокойно заниматься своей репортерской работой, сделала то же самое - повязала на голову свой легкий шарф, и после этого ко мне даже стали обращаться на чеченском языке. Но перед котом соблюдать местные традиции я не собиралась. «Где вы тут тусуетесь, рыжий?» - спросила я его без всякого почтения и даже легонько поддела ногой. Кот заурчал. Никакого толку от этого парня. «Ой, Марічко, чічері, чічері-чічері, - напела я ему. - Розчеши мені кучері, кучері-кучері».

Я зашла в дом и решила, что пора открывать ноутбук. Ладно уж Алхан-Кала, но в Грозном есть же наверняка и ночные клубы, и дискотеки. Но поиск, правда, не такой уж настойчивый, результатов не дал. Я заглянула на местный сайт в раздел «Отдых, развлечения» в рубрику «Дискотеки». Результат: «По вашему запросу найдено организаций: 0». На другом сайте то же самое: «К сожалению, запрос «Рестораны, бары, клубы, отдых в Грозном» не дал результатов». «Яндекс» вообще на словосочетание «дискотека в Грозном» нагло выдавал одного лишь Кадырова в танце. И еще - его высказывания о том, что из-за коротких юбок и прозрачных маек девушки попадут в ад.

Ну хорошо, подумала я, допустим, тут неприлично зажигать в мини, но, может, есть какой-нибудь клуб, где девушки танцуют в длинных строгих одеждах? Об этом уже утром я спросила хозяйку дома. Она с таким удивлением и, пожалуй, даже с оскорблением на меня посмотрела: «Танцуют? Девушки с парнями? Без присмотра родителей?» - что я замолкла. «Доболталась?» - явно читалось на морде кота.

Потом меня пригласили в ресторан в Грозном, на галушки с мясом, жижиг-галнаш. Там в углу я заметила музыкальную аппаратуру. «Конечно, мы танцуем! - объяснили мне. - На свадьбах знаешь, как танцуем!» «Но ведь свадьбы у родственников не каждую неделю», - пыталась я возразить. «Да, бывают и чаще», - соглашались со мной. В конце концов я решила, что либо мои собеседники как люди семейные просто ничего не знают о ночной жизни Чечни, либо решили от меня скрыть правду. Ну и ладно. Надо было продолжать работу, и мне стало не до расспросов. Так что тогда я так и не выяснила, есть в Чечне клубы и всякие там дискотеки или их нет в принципе. Отметила для себя лишь еще одно высказывание Рамзана Кадыров «Да, у нас нет наркомании, нет неприличных ночных заведений, которых в Голландии и в Европе уйма».

На чеченскую дискотеку я попала уже в Москве. Но и это была не то чтобы дискотека, регулярное мероприятие. Скорее - танцы в фойе после концерта. Там мне объяснили, что «зажигать» надо только под национальную музыку и только национальные танцы. Просто так отплясывать под иностранные ритмы не положено.

Да и концерт был идеологически правильным. Сначала на сцене исполнили танец девушки в национальных костюмах, потом немного попели звезды чеченской эстрады, потом показали какие-то сценки, потом опять потанцевали, опять попели. Выступил юморист. И поэт. Наверное, это был хороший концерт. Только я ничего не поняла, кроме криков «Браво».

А зал реагировал бурно. И свистели, и кричали, и хлопали. Иногда кто-то из зрителей выпрыгивал на сцену и принимался танцевать вместе с артистами. Когда вышла чеченская блондинка с волосами до пояса и запела что-то очень мелодичное, все мужчины тут же достали мобильники. Потом были и на русском языке песни, как правило, про войну. Зато после концерта началось главное - дискотека. Музыканты с барабанами расположились прямо возле гардероба. Люди стали в круг. Мамы со своими дочками пробивались в первые ряды, их одергивали другие женщины: «В очередь, в очередь». Но на замечания мало кто реагировал. Ведь главная задача чеченской мамы - выставить дочек в первый ряд, чтобы их заметили.

От девушек ничего особенного не требовалось, только стоять и ждать. Ну и глазками стрелять - еще ни один даже самый религиозный лидер не смог это запретить девицам ни в одной стране. Так они скромно и стояли, взмахивая ресницами - в угол, на нос, на предмет.

Мужчины вели себя гораздо активнее. Ведущий указывал, кто из парней выходит в круг. Продемонстрировав несколько па, танцор жестом приглашал понравившуюся девушку. Отказаться она не имела права, выходила и на цыпочках с невозмутимым видом, старательно демонстрируя полное равнодушие, плыла вокруг своего партнера, пока он бегал, кричал «Асса!», подпрыгивал и вертелся в воздухе, как акробат. Но как они это все красиво делали! Просто какой-то Краснознаменный ансамбль пляски и танца в полном составе.

Одна из мамочек рассказала мне, что только на таких вечеринках чеченская молодежь может познакомиться и вволю потанцевать: «В кино нашим детям нельзя ходить, в клубы нельзя, даже в машине вдвоем сидеть нельзя - если парень приехал к девушке и хочет с ней поговорить, он должен выйти из машины и общаться с ней на улице. Моя дочка встречается с одним мальчиком - вон с тем, в джинсах. Как встречается? А они просто по скайпу разговаривают с утра до вечера».

Главный закон чеченского флирта: «До свадьбы девушку рукой трогать нельзя». Ни в танце, ни вообще. Может, поэтому парни такие неугомонные. После яростных танцев они устроили перед Домом культуры не менее яростные гонки на автомобилях. На улице был гололед, и ребята демонстрировали прямо-таки фигурное катание на своих скромных иномарках. Несколько машин даже столкнулись. А девочки стояли на ступеньках, кутались в пальто и смотрели на все это представление, нежно взмахивая накладными ресницами, на которые налипали снежинки. Мамы следили за ними через окна.

Наталья РАДУЛОВА,

- За полтора летних месяца в Ингушетии убиты две семьи русских учителей. А в минувшую пятницу расстреляли главврача назранской больницы - тоже русскую. Обстановка там обостряется с каждым днем...

Я - президент Чеченской Республики. Для того чтобы обстановка в Ингушетии не была такой, там есть свои МВД, ФСБ, ГРУ, прокуратура, внутренние войска...

- Но президент Ингушетии Мурат Зязиков на днях сказал, что преступной деятельностью в его республике занимаются представители «соседних регионов».

Не думаю, что он имел в виду именно Чеченскую Республику. У убийц на Северном Кавказе одна фамилия - международный терроризм.

- Северный Кавказ может снова взорваться? Ведь в Ингушетии, как и в Чечне когда-то, все чаще убивают именно русских...

Не бойтесь - не взорвется. Запала уже нет. А то, что убивают русских, - это не только дикое преступление, а еще и провокация. Кому-то очень хочется доказать, что русских на Северном Кавказе не любят...

Но не получится - не докажут. И у нас в республике, и, я знаю, в Ингушетии тоже - это праздник, когда русские возвращаются. Мы обязаны их защитить. И мы сделаем это.

Лучшие дня

- Рамзан Ахматович, но вы же терроризм у себя практически задавили.

- Вот вы с Зязиковым дружите. Я даже видел, как танцуете вместе лезгинку. Могли бы что-то ему посоветовать, как задавить бандитизм.

Ну как я могу передавать ему опыт? Он генерал-лейтенант, он более старший, мудрый. А я, наоборот, молодой человек. Поэтому мне приходится брать опыт у него.

- И все же... Что же делать с Ингушетией?

Надо сначала маски снять с лиц.

- Кому?

Тем, кто преступников ловит в Ингушетии. Мы с преступниками боремся без масок. Мы их не боимся. А они нас боятся.

Мурату я посоветовал бы, чтобы он больше работал с народом и жестко поставил задачу перед своими правоохранительными органами: никаких компромиссов с бандитами! Если Мурат так сделает, там будет порядок.

Вон в Питере же работают - задержали там Кумарина. Ничего не побоялись.

- Кумарин - чеченец?

Нет! (Смеется.) Он - питерский.

- Ага, значит, и в Ингушетии порядок можно навести?

Нет проблем. Тем более если будет команда, мы наведем порядок, как дважды два - четыре. Республика-то небольшая...

- А как вы наведете?

Преступников - сажать, бандитов - уничтожать. Да их всех там знают. Трудно, что ли?

- От кого нужна команда?

От Верховного Главнокомандующего.

- А он не давал такую команду?

Пока нет.

- Рамзан Ахматович, вы что-то недоговариваете... С Зязиковым-то обсуждали эти проблемы?

Не обсуждал. У нас с ним сейчас такое: «Салам алейкум!» - «Алейкум ассалам!» И все...

- Так вы поссорились, что ли, с Муратом?

Какой поссорились? Нет, конечно. Наши народы - братья. Мурат - мой брат. И мы при любой обстановке готовы оказывать нашим братьям любую помощь и поддержку. И никто и ничто наши узы не порушит.

- Но лезгинку-то вы с братом Муратом теперь не танцуете...

Да, лезгинку давно мы не танцевали. Наведем порядок там и будем танцевать.

«Трусы - на руку ваххабитам»

- На днях в Ингушетию ввели дополнительные внутренние войска - две с половиной тысячи человек.

Вот только войск мало.

- Увеличить надо, да?

Я не о том. Говорят, что мы у себя в республике задавили терроризм силой. Это правда, но только наполовину. Война начинается с религии, религией ее и надо заканчивать.

Чем туманят нашу молодежь не только в Чечне, но и в Ингушетии, Дагестане эмиссары ваххабизма? Тем, что у нас на Северном Кавказе, так они говорят, отступают от канонов ислама.

- А отступают, да?

Не перебивай - слушай... Вот они говорят молодежи: в Дагестане в гостиницах устраивают публичные дома. И еще девушки ходят по улицам в трусах. Ну в этих, как их, - в шортах, что ли... Это на руку ваххабитам. Вот они и высказывают претензии.

- А что, в шортах нельзя?

У нас так не заведено - не должно быть. Женщина у нас должна быть закрытой, понимаешь?

Вот тебе какие женщины больше нравятся - открытые или закрытые, когда на них много одежды или когда мало?

- Когда мало, а особенно - если совсем...

У тебя тоже испорченный вкус. Ты думаешь, это мелочь. А с таких мелочей все и начинается, понимаешь? По крайней мере на Северном Кавказе. Такой у нас менталитет.

Ваххабизм - это зараза, это война - страшно. Мы объясняем это молодежи - строим мечети, духовные школы, но и о спортзалах тоже не забываем. Тогда молодежь будет молиться, заниматься спортом и не узнает, что такое наркотики и что такое терроризм.

Об этом должны заботиться и президенты наших республик. Если разобраться, они не только политические, но и духовные лидеры. Нам показывает пример и президент Путин, который ходит в церковь, молится. А почему мы должны стесняться своей религии?

Вот я недавно летал в Саудовскую Аравию. Там же развито течение ваххабизма. Я встречался с королем Абдаллой.

Знаешь, я королю сказал: «Уважаемый король! Мы воевали с теми людьми, которые искажали каноны ислама, оскорбляли мусульман, которые зашли и начали ерундой заниматься. Мы победили, мы доказали, что чеченцы - самые-самые чистые, честные мусульмане. За нас вам стыдно не будет, мы свою религию не меняем».

- И что вам ответил король?

Он сказал: вы сделали такое, что обязаны были сделать, это самый правильный ваш выбор, дай Аллах вам мудрости и процветания. И еще сказал, что королевство уважает Путина и Путин уважает королевство.

- Да, Рамзан! А русским-то девушкам можно на Северном Кавказе в шортах?

- (После некоторого раздумья.) Можно. Но когда женщина закрыта, она интереснее.

Только не подумай, что мы боремся только за «чистый ислам». Мы уважаем все религии - строим храмы, вот собираемся синагогу строить.

- Зачем?

В Чечню уже возвращается не только много русских, но и евреев. Мы хотим, чтобы наша молодежь, не важно, какой она национальности, была умной и образцовой.

«Нас к Кондопоге пристегнули»

- Но вы же не будете отрицать, что в карельском городе Кондопоге именно чеченцы спровоцировали драку...

Почему? Кондопога - это не наша вина была, это было безвластие. Давали всем возможность, чем хочешь заниматься, а потом нас к Кондопоге и пристегнули: мол, чеченцы виноваты.

Чтобы такие моменты не допустить, надо работать всем руководителям, всем правоохранительным структурам. Знаешь, чего я боюсь?

- Неужели?

Что в предвыборную кампанию, которая сейчас началась, опять станут разыгрывать «чеченскую карту». Но мы не позволим!

- В смысле?

Мы будем жить. Мы хотим жить. И не надо из каждого чеченца делать бандита. Да и какая разница, где прописан бандит? У бандитов нет ни национальности, ни вероисповедания, ни своего региона.

Те, кто затевает раздоры - в Чечне, Ингушетии или Кондопоге, - как раз и хотят того, что мы начнем делить людей: у кого какая вера и кто какой национальности.

Находятся политики, которые идут на поводу у этой дремучести. А если мы будем их слушать и соглашаться, ни за что не победим - ни терроризм, ни преступность вообще. Нельзя делать политику на межнациональных разборках. Это грозит целостности России.

«Березовского скоро достанут»

- Вы довольны тем, как расследуется дело Политковской?

Ну, конечно, доволен, если есть результаты. Но я очень недоволен, что опять все делают акцент на чеченцах. Если они, если их вина доказана, то это да, так можно было бы акцентировать. А когда по подозрению задержали - это не значит, что предъявили обвинения. Только суд может принять такое решение.

- А почему Рамзан Кадыров не оправдывался, когда говорили, что это он заказал Политковскую?

А кто это говорил - прокурор? Ничего не говорил. Судья? И он обвинения не предъявлял. Это чисто базарные сплетни распространяли.

Ну сколько на меня наговаривали! Что, я по каждому такому наговору буду оправдываться, что ли? Я не адвокат самому себе, мне республику надо восстанавливать.

Нет и примеров, которые говорили бы о моем плохом отношении к Политковской. А наоборот, когда она писала, мне было хорошо.

- Почему?

А не было обоснованности, поэтому обвинения были неправильными. Она абсолютно про меня ничего не знала. Она писала: Кадыров стоит, а милиционеры забирают пьяного милиционера. Ну если он такой, его надо было как-нибудь скрутить. И я там стою - случайно оказался.

И вот потом ролик показывают: Кадыров избивает. Что я буду лезть, если милиция свое дело делает?

Никогда в жизни меня за это никто бы не наказал - виновным я не был, никого не обижал.

- А кто заказал Политковскую?

Сам знаешь кто, кому это надо было - недругам России, Березовскому. Никому, кроме Березовского, это не надо. И убийство Литвиненко - тоже его рук дело.

И еще, я не исключаю, будут такие громкие политические убийства. Когда-то он снабжал деньгами Басаева и Удугова, теперь вот поменял профиль.

- А что можно сделать, чтобы убийств больше не было?

Березовского посадить надо, привести под суд, чтобы он официально покаялся.

- А как его достать?

Ну, достанут - невозможного ничего нет.

- А когда?

Не знаю. Скоро. У нас прокуратура работает, меры предпринимают. Я думаю, у них сил и средств хватит на это. У нас очень сильная прокуратура, а спецслужбы - так вообще уже! Так что, Гамов, не беспокойся - посадят и того тоже.

- Ты что-то знаешь, раз говоришь?

Я ничего не знаю. Если бы я был прокурором, я днем и ночью работал бы, чтобы Березовского достать. Днем и ночью - 24 часа в сутки! Вот так надо.

Он видит, что и какие изменения происходят в России, как она становится на ноги. Березовский с другими горе-политиками разваливал Россию, а Путин ее собирает.

И вот Березовский теперь мешает - чем хуже России, тем лучше для него. Думает, что мешает. А так ничего не может сделать.