Преподобный Сергий Радонежский. Презентация "сергей радонежский" презентация к уроку на тему Презентация на тему святой сергий радонежский

Биография Сергия Радонежского Григорьев Артём, ученик ГБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка №1354 г. Москва Учитель Королева Ольга Олеговна

Б удущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла, служилого ростовских удельных князей, и его жены Марии. В литературе встречается несколько различных дат рождения: в 1315 или в 1318 году, д нём рождения Сергия также называлось 9 мая и 25 августа 1322 года; в сочинениях XIX века фигурировала дата 3 мая 1319 года. Этот разнобой мнений дал основание известному писателю Валентину Распутину с горечью утверждать, что «год рождения отрока Варфоломея потерян». Русская Церковь традиционно считает его днём рождения 3 мая 1314 года.

Видение отроку Варфоломею Однажды Варфоломей вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника. Варфоломей сначала смиренно поклонился, затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот кончит молитву. Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?». Отрок просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помолившись, старец благословил мальчика, сказав: «то тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания. О грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников». После этого старец хотел уйти, но Варфоломей молил его посетить дом его родителей. Там старец поведал, что после его ухода «отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И что отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Сказав это, старец собрался уходить и напоследок промолвил: «Сын ваш будет основателем обители Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей.

После смерти родителей Варфоломей отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», он основал пустынь на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил около 1335 года небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия. Начало монашеской жизни

Образование Троице-Сергиевого монастыря Вскоре образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра) и Сергий был её вторым игуменом (первый - Митрофан), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь.

Общественное служение Сергия Радонежского По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому. Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей, во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками, а также его духовными собеседниками, такими, как Стефан Пермский.

Старость и кончина преподобного Сергия Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство преподобного Никона. Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…» 25 сентября 1392 Сергий скончался. День 18 июля является одним из дней памяти святого.

Спасибо за внимание!!!

Слайд 2

Преподобный Сергий Радонежский14 мая 1314-25 сентября 1392

Монах Русской церкви, основатель Свято-Троицкого монастыря под Москвой, преобразователь монашества в Северной Руси в духе исихизма, основоположник русского старчества и возобновитель монашеского общежития

Слайд 3

Свято-Троицкая Сергеева Лавра, основанная Преподобным Сергеем Радонежским.

Слайд 4

Слайд 5

Сергия Радонежского часто называют игуменом земли Русской. Именно с преподобного Сергия

началось духовное возрождение, объединение Руси после вражды и междоусобиц.

В тяжелые годы золотоордынского ига он стал духовным лидером страны. Свое моральное влияние он использовал для убеждения сомневающихся и противящихся в том, что для свержения ордынского ига требуется сильная власть, способная объединить все силы и привести их к победе. Являясь наиболее популярным церковным деятелем Северо-Восточной Руси и руководствуясь волей митрополита Алексия, Сергий неоднократно выполнял его политические поручения, мирил князей.

Слайд 6

По церковному преданию, изложенному в "Сказании о Мамаевом побоище" и "Житии Сергия

Радонежского", преподобный Сергий благословил князя Дмитрия Донского перед его сражением с Мамаем на Куликовом поле, дал двух иноков Пересвета и Ослябю, чтобы они, на время оставив иноческие обеты, взялись за меч, чтобы защитить свое Отечество и веру. Во время сражения преподобный Сергий собрал монастырскую братию и молился о победе и об упокоении павших воинов, называя их по именам, и, наконец, поведал братии, что враг разбит.

Слайд 7

Благословение князя Дмитрия Сергием Радонежским.

  • Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    Детство и юность Сергия Радонежского

    Примерно в 1328 году семья Варфоломея перебралась в город Радонеж, название которого после пострига отрока в монахи прочно закрепилось в его имени – Сергий из Радонежа, Сергий Радонежский. Монашеская жизнь преподобного Сергия началась в 1337 году, когда вместе с братом Стефаном, иноком хотьковского Покровского монастыря, они поселились в лесу на холме Маковец и построили небольшой деревянный храм во имя Святой Троицы. Это событие считается датой основания Троице-Сергиева монастыря, обители, в которую к Сергию Радонежскому стекались сотни людей, искавшие уединения и упокоения в молитве. Сергий Радонежский воспитал множество учеников, которые основали десятки монастырей в разных уголках Руси, строили храмы, собирая вокруг себя сторонников православия, единой веры и страны.

    Слайд 11

    М. В. Нестеров

    "Видение отроку Варфоломею"

    Слайд 12

    Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный, заступник земли Русской, наставник монашествующих, покровитель русского воинства и особенный покровитель детей, желающих успехов в школьном учении.

    Слайд 13

    Смерть

    Умер преподобный старец 25 сентября (8 октября)1392 года, а 30 лет спустя, 5 (18) июля 1422 года, были обретены нетленными его мощи. День кончины святого и день обретения его мощей – особо почитаются РПЦ как дни памяти святого.

    Слайд 14

    Преподобный Сергий Радонежский. Шитая пелена («первый» покров).

    Около 1422–1425/6 годов. Музей "Ризница". Фрагмент

    Слайд 15

    Преподобный Сергий Радонежский.

    Фрагмент изображения на «застенке» обреза Евангелия боярина Федора Андреевича Кошки.

    1420–1430-е годы. Серебро, золочение, гравировка. РГБ

    Слайд 16

    Это гравированный медальон на одной из серебряных пластин-«застенков», закрывающих обрез известного Евангелия боярина Федора Андреевича Кошки (РГБ. Ф.304. III. №4/М. 8654). Пластины относятся к позднейшим дополнениям рукописи. И если сам ныне существующий пергаменный блок, по палеографическим наблюдениям, мог быть вставлен в драгоценный ранний оклад 1392–1402/1406 годов приблизительно во второе десятилетие XV века, появление пластин-застенков можно датировать 20–30-ми годами этого столетия. Работы по дополнительному украшению кодекса допустимо связывать с одним из вкладов наследников боярина Кошки в Троице-Сергиев монастырь .

    Лик преподобного Сергия на пластине, при некотором сходстве очертаний с древнейшим троицким покровом, приобретает более сглаженный, смягченный облик, утрачивая черты экспрессии. Характерно, что наибольшее сходство полуфигура медальона обнаруживает в одной из фигур алтарной преграды в Рождественском соборе Саввино-Сторожевского монастыря, также 20-х или начала 30-х годов XV века .

    Слайд 17

    Преподобный Сергий Радонежский. Фрагмент шитого походного иконостаса. 1420–1430-е годы. ГИМ

    Вторым, близким по времени «портретом» является фрагмент разрозненного шитого походного иконостаса из собрания графа А.С.Уварова и других владельцев. Ныне его части хранятся в разных музеях - ГИМ, ГММК и ГРМ . В Историческом музее находится несколько фигур нижнего яруса шитого комплекса, соответствующего ряду преподобных отшельников и отцов церкви из храмовых росписей XIV–XV столетий, нередко размещаемых на алтарных преградах. Среди них представлены известные по росписям Успенского собора в Звенигороде (около 1400 года) святые Пахомий Великий, Варлаам и царевич индийский Иоасаф, а также преподобные Сергий и Кирилл . Отождествление последнего с основателем Кирилло-Белозерского монастыря не может быть окончательным из-за обилия святых с этим именем. Идентификация Сергия с троицким игуменом кажется безусловной, поскольку ни один из популярных в то время в русской церковной традиции святых монашеского чина не соответствует персонажу, представленному на походном иконостасе .

    Слайд 18

    Преподобный Сергий изображен более хрупким, пропорции фигуры удлинены, силуэт смягчен, волосы и борода аккуратно приглажены. Вместе с тем здесь отчетливы элементы экспрессивной напряженности в чертах его лика. Но именно плавные очертания удлиненного силуэта в сочетании со сходной трактовкой других персонажей определяют главное впечатление. Аналогично «застенкам» Евангелия Кошки, преподобный Сергий предстает в походном иконостасе в окружении особо чтимых отечественным православием святых, подобно нижним ярусам храмовых росписей. Их подбор, естественно, превышает возможности упомянутых «застенков». И пафос всеобщности культа новоявленного святого приобретает более широкий и наглядный характер, вводя Сергия в лоно Небесной Церкви.

    Слайд 19

    Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому. Шитая пелена. Вторая половина XV века.

    Музеи Московского Кремля

    Следующим по хронологии в рамках доступных нам источников следует считать упоминаемую летописью под 1446 годом «икону, иже на гробе святаго Сергия, явление святыя Богородица с двема апостолома», которую, пытаясь умилосердить врагов, берет в руки Василий II. Ее композиция, по всей вероятности, соответствует пелене с тем же сюжетом второй половины XV века из собрания Оружейной палаты . Чудо явления представляет собой наиболее распространенный в искусстве и ставший самостоятельным сюжет из Жития преподобного Сергия. По-видимому, уже на раннем этапе, вскоре после создания первого нагробного покрова, он разрабатывается в стенах Троицкого монастыря или по заказу его властей. Аналогичная сцена включена в состав композиций резного креста, приписываемого монастырскому резчику 1450-х годов Амвросию . Такая популярность обусловлена исключительной важностью акта явления, его редкостью в монашеской практике (например, из русских иноков его удостоился лишь младший современник и собеседник преподобного Сергия Кирилл Белозерский). Любопытно, что первый составитель Жития Сергия Епифаний Премудрый не упоминает о чуде, оно имеется в тексте Пахомия Серба; описание явления Богоматери преподобному Кириллу включено в его Житие, автором которого является тот же Пахомий. Иконы со сценой явления Богоматери преподобному Сергию встречаются едва ли не чаще житийных икон преподобного. Вместе с тем следует заметить, что образы основателя обители - единоличные и житийные – были практически во всех храмах на землях троицких монастырских владений. Об этом свидетельствуют описи конца XVI–XVII столетия.

    Слайд 20

    Преподобный Сергий Радонежский. Икона начала XVII века. Музей им. Андрея Рублева

    Многие этапы формирования сергиевской иконографии в ранний период, прежде всего - житийного характера, остаются нам неизвестными.

    Слайд 21

    Преподобный Сергий Радонежский, с житием. Икона 1480–1490-х годов. Троицкий собор

    Троице-Сергиевой лавры

    Центральная фигура преподобного из Успенского собора предстает держащей в левой руке развернутый свиток с отрывком проповеди (надпись начинается с обращения: «Внимайте…»). В поясном изображении из Троицкого храма, подобно остальным поясным образам круга Дионисия и его преемников, святой держит свернутый свиток.

    Слайд 22

    • Клеймо иконы «Преподобный Сергий Радонежский, с житием».
    • Успенский собор Московского Кремля
    • Клеймо иконы «Преподобный Сергий Радонежский, с житием»
    • Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры
  • Слайд 23

    Четвертое клеймо изображает пострижение в иноки Варфоломея-Сергия («начало черничеству святого»). В следующем предстает одно из первых чудес - изгнание бесов, которые покидают святого через «расступившуюся» стену кельи. Замыкает верхний ярус клейм сцена пострига преподобного в иереи. Согласно Житию, замещавший находившегося в Царьграде митрополита Алексия и живший в соседнем Переславле-Залесском Волынский епископ Афанасий (= 1362) за день до этого «постави его иподьдиаконом, та же и диаконом… наутрие же съвръши его иерейским саном».

    Слайд 24

    Преподобный Сергий Радонежский, с житием. Икона 1480–1490-х годов. Успенский собор

    Московского Кремля

    Образ преподобного в среднике троицкой иконы исполнен мягкости черт, «кротости» и внутренней молитвенной сосредоточенности.

    Слайд 25

    Преподобный Сергий Радонежский, с житием. Икона начала XVI века (около 1510). Музей им.

    Андрея Рублева

    На протяжении XVI века в разных художественных центрах Русского государства создается множество образов преподобного Сергия - в иконописи, шитье и декоративном искусстве. Ювелирные изделия и произведения шитья, как правило, были связаны с Троице-Сергиевым монастырем, созданы для его нужд, подобно сменяющим друг друга нагробным пеленам святого . При всем единообразии иконографии облик «портретов» на них иногда существенно разнится друг от друга. Еще большим разнообразием отличаются иконные изображения преподобного. Нередко, из-за утраты надписей, их идентификация приобретает гипотетический характер. Такова, в частности, икона второй четверти XVI века в собрании Музея им. Андрея Рублева из коллекции А.А.Ширинского-Шихматова .

    Слайд 26

    Мастер Евстафий Головкин. Преподобный Сергий Радонежский, с житием. Икона. 1592. СПМЗ

    Устойчивый в целом на протяжении раннего времени состав клейм в житийных иконах доживает практически до конца указанного столетия, что можно видеть на примере небольшой иконы работы местного троицкого иконописца Евстафия Головкина 1592 года (СПМЗ) .

    Слайд 27

    Сцены Куликовской битвы. Фрагмент иконы «Преподобный Сергий Радонежский, с житием». Начало

    XVII века, с позднейшими дополнениями. Ярославский художественный музей

    Наиболее ярким и заключительным из позднейших икон является монументальный образ преподобного Сергия в рост из Ярославля начала XVII века, в окружении клейм, дополненных позднее сценами «Сказания о Мамаевом побоище» . В последующих поколениях основатель Троицкого монастыря выступает как едва ли не главный вдохновитель Куликовской битвы, поворотного события отечественной истории XIV–XV столетий.

    Слайд 33

    Хромушина Л.А. ® 2015г.

    Посмотреть все слайды

    1 слайд

    2 слайд

    Словарная работа (по электронному «Толковому словарю С. Ожегова») ЖИТИЕ, -я, мн. -я, -ий, ср. 1. То же, что жизнь (во 2 и 3 знач.) (стар.). Мирное ж. 2. В старину: повествовательный жанр - описание жизни (лиц, канонизированных церковью). Жития святых. II прил. житийный, -ая, -ое (ко 2 знач.). Житийная литература. Житие – эпический жанр духовной литературы, в котором рассказывается о жизни святых, совершивших во имя веры подвиги или пострадавшие за нее. ИГУМЕН, -а, м. Настоятель православного монастыря. II прил. игуменский, -ая, -ое.

    3 слайд

    Как вы думаете, почему Сергия причислили к лику святых после его смерти? Как становятся святыми?

    4 слайд

    Основные этапы жизни святого 1. Детство. 2. Жизнь, подвиги, чудеса. 3. Кончина. 4. Слава.

    5 слайд

    Детство Как нарекли младенца при крещении? Каким был в детстве мальчик? Какой случай произошел в лесу с Варфоломеем? Каким вы видите мальчика на этой картине?

    6 слайд

    Жизнь, подвиги Почему он отправился в пустынь? Кого он упросил отправиться искать пустынь? Сравните братьев. Сопоставляет их рассказчик или противопоставляет? Почему один брат стал святым, а второй – нет?

    7 слайд

    Жизнь, подвиги В то время Варфоломей хотел принять пострижение монашеское. И призвал он к себе в пустыньку священника, игумена саном. Игумен постриг его месяца октября в седьмой день, на память святых мучеников Сергия и Вакха. И дано было имя ему в монашестве Сергий. Он был первым иноком, постриженным в той церкви и в той пустыни. Во сколько лет Варфоломей принял монашеский постриг?

    8 слайд

    Искушения Преподобный же, имея крепкую веру, любовь, надежду на Бога, прилежную со слезами молитву против врагов творил, чтобы избавиться ему от таких бесовский происков.

    9 слайд

    Сергий и медведь Однажды Преподобный Сергий увидел перед своей хижиной большого медведя. Испугавшись в первый момент, Преподобный понял, что зверь не столько свиреп, сколько голоден. Тогда вынес он краюху хлеба и положил на пень перед медведем. Съев угощение, медведь удалился в лес. Но с тех пор зверь стал часто приходить к жилищу Преподобного Сергия, ожидая положенного угощения. Иногда подолгу не уходил «точно злой заимодавец, желающий настойчиво получить свой долг. А Преподобный благодарил Бога, что послал ему лютого зверя на утешение». Преподобный полюбил своего лесного друга и стал делить с ним последний кусок, а иногда и весь свой обед отдавал зверю, как неразумеющему поста. Дикий зверь слушался Преподобного и был кроток с ним, точно овца. Святитель Платон Пишет: «Думаю, что дикие звери ныне стали свирепы от жестокости наших нравов; а любовь и добродетель могут эту свирепость преложить в кротость и покорность».

    10 слайд

    В монастыре С радостью принимал всех Преподобный Сергий, дозволяя строить здесь же кельи. Двенадцать братьев, подобно двенадцати Апостолам, собралось первоначально вокруг Преподобного Сергия, и это число долго оставалось неизменным: убывал один, на его место тут же приходил другой. Когда построено было двенадцать келий, Преподобный обнес их высоким деревянным тыном от зверей. Густой лес окружал обитель со всех сторон, вековые деревья стояли над самыми кельями, широко осеняя их и шумя своей листвой. Преподобный же Сергий, живя с братьями, многие тяготы терпел и великие подвиги и труды постнической жизни совершал.

    11 слайд

    Сергий – игумен монастыря Долго принуждала его братия стать игуменом. И он наконец внял их мольбам. Не по своей воле Сергий игуменство получил, но от Бога поручено было ему начальство. Он не стремился к этому, не вырывал сана у кого-нибудь, посулов не сулил за это, платы не давал, как делают некоторые честолюбцы, вырывающие все друг у друга. И пришел преподобный Сергий в свой монастырь, в обитель святой Троицы.

    12 слайд

    Гнилой хлеб Игумен нанимается в плотники к монаху Даниилу и просит в плату за труд решето гнилых хлебов. Эти хлебы составляют всю дневную пищу святого. Сергий достигает высшей степени святости и показывает высочайшее смирение, питаясь гнилым хлебом. Монахи, наблюдавшие за работой Сергия восхищаются его терпением и воздержанием: «Ведь он четыре дня ничего не ел и на четвертый только поздно гнилым хлебом голод свой утоляет и усмиряет; и хлеб гнилой не даром, но дорогой ценой, получив, ест».

    13 слайд

    Чудеса Святой же, найдя во рву немного дождевой воды, преклонил колени и помолился прилежно Богу. И внезапно великий источник пробился, который и доныне всем известен.

    14 слайд

    Чудеса Святой Сергий, видя рыдания безутешного отца, помолился и, воскресив отрока, отдал его живого отцу.

    15 слайд

    16 слайд

    Благословение на поход против Мамая Дмитрий Донской «великую веру имел в старца», считая, что Сергий дар пророчества имеет. Святой князя «молитвой вооружил» и уверил в победе Дмитрия и войска русского: «Сумеешь, господине, победить супостатов своих, как и подобает тебе».

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Игумен земли Русской Преподобный Сергий Радонежский

    « Год рождения Сергея Радонежского утерян…» Первый биограф Сергия Радонежского Епифаний Премудрый сообщает, что будущий святой, (Варфоломей в крещении) родился в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла, служилого ростовских удельных князей, и его жены Марии.

    В возрасте 7 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковной школе вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но учёба вперёд не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия. Детство отрока Варфоломея

    Видение отроку Варфоломею

    Как-то встретил юный Варфоломей монаха-отшельника, попросил его помощи в усвоении учения.Помолившись, старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры, сказав: «то тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания о грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников»

    Родители Варфоломея приняли у себя дома таинственного старца, пригласили к столу, понимая, что необыкновенный человек посетил их дом, а когда он уходил, то сказал родителям Варфоломея…

    Пророчество старца «знамением истинности моих слов будет для вас то, что после моего ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И вот второе знамение вам и предсказание - отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь» . Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей.

    Уход в монастырь После смерти родителей Сергей Радонежский уходит в монастырь. В 23 года принимает постриг и посреди глухого Радонежского бора строит церковь Троицы.

    в 1345 пустынь оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра) и Сергий стал её игуменом, подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример. В обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всём необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда.

    Благословение на битву Очень часто примирял враждующих между собой князей, благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. Отправляясь на эту битву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием Пересвета и Ослябю.

    Обретение мощей Сергия Через 30 лет, 5 июля 1422 года, были обретены нетленными его мощи, о чём свидетельствовал Пахомий Логофет ; день 5 (18) июля является одним из дней памяти святого.

    Троице-Сергиева Лавра является духовным центром России. В ней покоятся мощи Сергия Радонежского, эта крепость много раз осаждалась врагами, но, являясь средоточием православия, всегда отражала натиск противника.

    Кончина святого Сергия Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную… 25 сентября 1392 года Сергий скончался. : .

    Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей (Благовещенский монастырь на Киржаче, СтароГолутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме), во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками


    СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

    Разработала Матосова Наталья Гавриловна

    старшая вожатая

    МБОУ «Локотская средняя общеобразовательная школа» Рыльского района Курской области


    Сергий Радонежский (в миру Варфоломе́й) ;

    Монах Русской церкви, основатель

    Троицкого монастыря

    под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра),

    преобразователь монашества в Северной Руси.


    В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться грамоте. Он всей душой жаждал учения, но грамота не давалась ему. Скорбя об этом, он днем и ночью молил Господа открыть ему дверь книжного разумения. Однажды, ища в поле пропавших лошадей, он увидел под дубом незнакомого старца-черноризца. Монах молился. Отрок подошел к нему и поведал свою скорбь. Сочувственно выслушав мальчика, старец начал молиться о его просвещении.

    Помолившись, старец благословил мальчика, сказав: «то тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания. О грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников».

    После этого старец хотел уйти, но Варфоломей молил его посетить дом его родителей. Там старец поведал, что после его ухода «отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И что отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь».

    Сказав это, старец собрался уходить и напоследок промолвил: «Сын ваш будет основателем обители Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей.




    Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его.

    Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления.

    Святой Сергий, видя рыдания безутешного отца, помолился и, воскресив отрока, отдал его живого отцу.


    Существует также версия

    о благословении Сергием Радонежским

    Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем.

    Приблизившись к Дону,

    Димитрий Иоаннович колебался,

    переходить ли ему реку или нет,

    и только по получении от Сергия

    ободрительной грамоты, увещевавшей

    его как можно скорее напасть на татар,

    приступил к решительным действиям.


    Сергий Радонежский один из самых почитаемых и, главное, самых любимых русских святых. Святой покровитель Руси и русского народа во все времена. Величайший подвижник. Объединитель земли русской. Преобразователь монашества на Руси. Великий труженик, работавший с младых лет до конца своих дней.

    Преподобный воплотил в себе лучшие черты национального характера русского человека, с его стремлением к созерцанию, к духовному совершенствованию, к возрастанию в вере, к внутреннему духовному росту, которое сочеталось у него с большим смирением, кротостью и трудами во славу Господа.


    Четыре великих дела Сергия Радонежского

    1 дело : Создание и распространение нового типа монастырей.

    2 дело: Начало освобождения от татаро-монгольского ига.

    3 дело: Осмысливание и распространение на Руси вероучений о Святой Троице.

    4 дело : создание духовно-нравственного и культурного центра Руси (Троице-Сергиевой лавры”.


    Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона

    Накануне кончины преподобный

    Сергий в последний раз призвал

    братию и обратился со словами завещания:

    «Внимайте себе, братие.

    Прежде имейте страх Божий,

    чистоту душевную и любовь нелицемерную…»

    После 78 лет жизни, после 55 лет монашества, и после 48 лет игуменства Преподобный Сергий скончался 25 сентября 1392 г.


    25 сентября 1392 Сергий скончался, а через 30 лет были обретены "нетленными" его мощи. В 1452 году он был причислен к лику святых. Церковь отмечает его память в день кончины 25 сентября (8 октября), а также 5 (18) июля, в день обретения мощей.


    Открыто людям Божье Слово.

    Окончен путь земной Святого,

    И Преподобный в вечной жизни

    О нашей молится Отчизне.

    Угодника нетленно тело -

    Живет его святое дело.

    Он всем нам показал дорогу,

    Которая приводит к Богу.

    Храм-памятник Преподобному Сергию Радонежскому на поле Куликовом. Построен в 1913–1919 гг.

    Памятник Сергию Радонежскому в селе Радонеж