Преференциальные ставки импортных таможенных пошлин. Вывозная таможенная пошлина — порядок уплаты для новичков и профессионалов, занимающихся ВЭД. Таможенные пошлины на ввоз товаров для физических лиц

Ввозная таможенная пошлина – это обязательный денежный сбор, уплачиваемый субъектами хозяйствования в составе прочих таможенных платежей при импорте товаров.

Данный тип государственных сборов существует во всем мире. Хотя цифры и пропорции отличаются очень существенно, тем не менее, общая методика их формирования везде одинакова — все страны имеют минимальные пошлины на ввоз сырья для собственного производства и максимальные на готовую продукцию, конкурирующую с аналогичной национального производителя. Поговорим о ввозных таможенных пошлинах в России.

Кто устанавливает размер ставок ввозной таможенной пошлины?

Конкретное числовое выражение ставок на ввоз товаров зависит от хозяйственно-экономической картины в стране. В РФ ставки ввозных пошлин устанавливаются специальной комиссией Минфина, далее оформляются соответствующие постановления Кабмином, все изменения фиксируются в Таможенном тарифе РФ. Базовая ставка закрепляется за определённым видом товара (отображённого в 10-значном коде ТН ВЭД). Но это теория.

На практике суммы исчисляются исходя из:

  • кода ТН ВЭД;
  • страны происхождения товара;
  • наличия/отсутствия специальных условий;
  • таможенной стоимости поставляемого товара.

Отметим, что к специальным условиям отнесены различного рода персонифицированные квоты, сезонные, защитные, антидемпинговые и компенсационные ставки, которые носят временный и/или исключительный характер. Для получения актуальной информации по их наличию лучше проконсультироваться с брокером.

Рассмотрим общие примеры с одинаковыми исходными цифрами, но с разными результатами на выходе.

Фирма хочет завезти в страну шоколад белый 500 кг, таможенная стоимость партии 1000,00 USD. Справка по товару:

  • код ТН ВЭД 1704903000;
  • специальные условия отсутствуют;
  • базовая пошлина 12%, но чтобы не менее 0.15 евро/кг.
  • При поставке из Испании пошлина будет начислена в размере 120,00 USD за всю партию товара.
  • Если везём то же самое из Китая — 90,00 USD.
  • При поставке из Азербайджана пошлина нулевая.

Почему так?

  1. Для товара ТН ВЭД 1704903000, поставляемого из Испании , коэффициент импортной пошлины составляет 1 (Испания относится к 130 странам, с которыми Россия состоит, в так называемом, режиме наибольшего благоприятствования).
  2. Для товара ТН ВЭД 1704903000, поставляемого из Китая — коэффициент импортной пошлины при подтверждении страны происхождения составляет 0,75 (для Китая и еще 102 развивающихся стран в таможенном тарифе РФ предусмотрена 75% преференциальная ставка).
  3. Для товара ТН ВЭД 1704903000, поставляемого из Азербайджана , коэффициент при подтверждении страны происхождения составляет 0 (из Азербайджана и еще 48 наименее развитых стран отдельные товары ввозятся беспошлинно).

Перечень принадлежности стран к тем или иным категориям определён 18-м Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС и Комиссии ТС № 130 от 27 ноября 2009 г.

Ставки 2015

С 1 сентября 2015 г. в силу вступили новые ввозные ставки, принятые рядом решений Совета Евразийской экономической комиссии. Преимущественно цифры изменились в сторону уменьшения.

Увеличение ставок коснулось отдельных видов рыбы, кондитерских изделий, минералов, нефтепродуктов, продукции химпрома, полимеров, целлюлозы. Также под увеличение попали отходы драгметаллов, некоторые двигатели, металлообрабатывающее оборудование с ЧПУ, электро-комплектующие, ж/д вагоны, автомобили с электродвигателями, военно-транспортные самолёты, паромы, коронарные стенты, комплектующие для часов.

Изменения ставок связано текущей ситуацией в стране и с выполнением РФ своих обязательств в рамках ВТО. Ставки могут быть снова пересмотрены в ближайшее время. Для начинающих участников ВЭД мы рассказали о правилах исчисления таможенных платежей , а в другой статье есть информация об .

Что нужно для расчёта?

  • коде ТН ВЭД поставляемого товара и действующей базовой ставке;
  • стране происхождения (чтобы узнать коэффициент);
  • действии особых ставок пошлин;
  • ввозной таможенной стоимости товара (не путать с закупочной/контрактной ценой) для товара, к которому применимы адвалорные тарифы;
  • количестве поставляемого товара в единицах , которые используются для неадвалорных расчётов;
  • курсы валют при мультивалютных операциях.

При наличии особых условий ставка рассчитывается индивидуально.

  • умножив таможенную стоимость на процент ставки (для адвалорных пошлин) с правильным коэффициентом. Как рассчитывается адвалорная таможенная пошлина, ;
  • умножив количество товара на применяемый неадвалорный тариф с учётом коэффициента.

Освобождение от уплаты ввозных пошлин и тарифные льготы на товары

Льготы по ввозной таможенной пошлины ещё называют тарифными льготами. Последние предоставляются в виде полного или частичного освобождения от уплаты, при этом зависят от страны происхождения и цели ввоза товара.

  • Страна происхождения : полностью освобождены страны СНГ и наименее развитые страны из списка 2009 г., при условии подтверждения страны производства (сертификат СТ-1 для СНГ, сертификат происхождения формы А-1 для остальных стран, для товаров, стоимостью до 5000 достаточно указать страну происхождения в коммерческом инвойсе).
  • Цель ввоза и предназначение товара : гуманитарная и техническая помощь, а также товары, относящиеся к основным фондам производства, импортируемые в РФ с целью вклада в уставные фонды совместных предприятий, освобождаются от уплаты таможенных пошлин.

Таможенные пошлины - косвенные налоги (взносы, платежи) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета; взимаются таможенными органами данной страны при ввозе товара на ее таможенную территорию или его вывозе с этой территории по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Под таможенно-тарифным регулированием следует понимать совокупность таможенных и тарифных мер, используемых в каче­стве национального торгово-политического инструментария в целях регулирования внешней торговли, защиты национальных произво­дителей на внутреннем рынке, регулирования структуры экспорта и импорта товаров, а также пополнения доходной части федерального бюджета.

Таможенный тариф. Классическим инструментом регулирования внешней торговли являются таможенные тарифы, которые по харак­теру своего действия относятся к экономическим регуляторам внеш­ней торговли. В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» таможенный тариф РФ - свод ставок тамо­женных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).

Таможенный тариф применяется в отношении ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза товаров с этой территории.

В ТН ВЭД указываются ставки таможенных пошлин, взимаемых при ввозе и вывозе товаров и транспортных средств через таможен­ную территорию Российской Федерации.

_________________

Элементами таможенного тарифа являются: таможенные пош­лины, их виды и ставки, система группировки товаров, таможенная стоимость товаров и методы ее определения, тарифные льготы, пре­ференции и привилегии.

Таможенная пошлина - это обязательный взнос (платеж), взима­емый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную тер­риторию страны или при их вывозе с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается мерами государственного принуждения.

Выделяется ряд экономических функций таможенных пошлин:

    протекционистская - для защиты национального производ­ства от притока в страну иностранных товаров;

    преференциальная - для стимулирования импорта товаров из определенных стран и районов;

    статистическая - для более точного учета внешнеторгового оборота;

    уравнительная - для выравнивания цен на импортные товары и товары местного производства.

Наиболее заметная функция таможенных пошлин - это их це-нообразующая роль - создание стоимостного барьера, повышаю­щего цену импортного товара и создающего разрыв в уровне цен на товары в разных странах. Значение пошлин как фактора, повыша­ющего цену иностранного товара, различно по отдельным товарам. По одним (сырьевые, некоторые виды полуфабрикатов) оно обычно невелико, по другим (готовые промышленные изделия и сельскохо­зяйственные товары) - значительно. Таможенная пошлина является первым и часто основным факто­ром, повышающим цену конкретного иностранного товара при его движении на внутренний рынок страны. Однако на этом ценообра-зующая роль пошлины не заканчивается. Дело в том, что, создавая разницу в ценах конкретных товаров на мировом и внутреннем рын­ках, пошлина влияет на общий уровень товарных цен в стране. Она позволяет национальным производителям повысить общий уровень

____________________

Рассматривать таможенную пошлину как обычный налог, взима­емый с целью пополнения доходной части бюджета, далеко неправо­мерно с точки зрения общепризнанных принципов и норм между­народного права.

Так, согласно принципам и нормам ГАТТ таможенная пошлина является торгово-политическим инструментом, главная цель которого состоит в оперативном регулировании внешнеторгового оборота. Таможенная пошлина - это прежде всего не фискальная, а ценовая категория, выполняющая функцию регулятора внешнеторговых опера­ций либо в сторону протекционизма, либо в сторону свободной тор­говли. Введение таможенных пошлин направлено на защиту интересов отечественных товаропроизводителей, обеспечение оптимального соотношения между конкурирующим с отечественным производст­вом товаров импортом аналогичных иностранных товаров.

Ставка таможенной пошлины - это указанный в таможенном та­рифе денежный размер платежа, подлежащий взиманию таможенными органами за конкретный товар, ввозимый на таможенную территорию России или вывозимый с ее таможенной территории. Ставки таможен­ных пошлин определяются Правительством РФ, являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и каких-либо других факторов.

Виды ставок пошлин. Существует следующая классификация таможенных пошлин в зависимости от способа их исчисления.

По способу взимания:

адвалорные пошлины {ай \а1огет йи1у) - исчисляются в про­ центах к таможенной стоимости товаров, облагаемых таможенной пошлиной.

Адвалорная пошлина - наиболее употребительная среди приме­няемых в международной торговле пошлин ввиду простоты ее расчета, большего соответствия принципам, нормам и правилам международ­ной торговли, способности служить инструментом сравнения степе­ней защиты рынка.

Исчисление таможенной пошлины в отношении товаров, облага­емых пошлиной по адвалорным ставкам, производится по формуле:

С ПА - Т с х П А < 100% где С ПА - сумма таможенной пошлины;

Т - таможенная стоимость товара, руб.; П д - ставка таможенной пошлины, установленная в процентах к таможенной стоимости товара.

специфические пошлины {зресЩс йШу) - начисляются в уста­ новленном размере за единицу товаров, облагаемых таможенной пошлиной. Специфические пошлины наряду с комбинированными формируют пиковые ставки таможенных тарифов и служат инстру­ ментом защиты внутреннего рынка.

Таможенная пошлина в отношении товаров, облагаемых пошли­ной по специфическим ставкам, исчисляется по формуле:

С ПС т >< П с >< К Е"

где С пс - сумма таможенной пошлины;

В т - количественная или физическая характеристика товара

в натуральном выражении; П с - ставка таможенной пошлины в евро за единицу товара; К Е - курс евро, установленный ЦБ РФ.

При исчислении сумм таможенных пошлин, взимаемых по спе­цифическим ставкам, установленным в евро за килограмм массы товара, или комбинированным ставкам со специфической составля­ющей в евро за килограмм массы товара, в качестве основы исчис­ления используется масса товара с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи.

комбинированные пошлины (сотЫпеа 1 йи1у), сочетающие оба названных выше вида исчисления размера таможенной пошлины, то есть исчисляемые в процентах от стоимости облагаемого товара с добавлением определенной денежной суммы, привязанной к нату­ральному (физическому) объему товара. Комбинированные пошлины обычно формируют пиковые ставки таможенных тарифов и служат инструментом защиты внутреннего рынка.

Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, имеющих различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Положительной чертой адвалорных пошлин является поддер­жание одинакового уровня защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета.

Специфические пошлины обычно накладываются на стандарти­зированные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары.

В мировой практике таможенные пошлины в зависимости от направленности перемещения товаров подразделяются на импортные (ввозные), экспортные (вывозные) и транзитные.

Импортные пошлины накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Они являются преобладающей формой пошлин, используемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от ино­странной конкуренции.

Экспортные пошлины применяютя к экспортным товарам при вы­пуске их за пределы таможенной территории государства. Они исполь­зуются обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары. Их цель - сокращение экспорта и пополнение бюджета.

Транзитные пошлины, которые в настоящее время практически нигде, в том числе и в России, не используются, взимаются с товаров, провозимых через таможенную территорию страны транзитом в дру­гие страны, и служат, как правило, неким регулятором сдерживания транзитных грузопотоков. Они используются преимущественно как средство торговой войны.

В отдельную группу принято выделять так называемые сезонные и особые виды таможенных пошлин, применяемых с целью защиты внутреннего рынка от импорта определенного вида товара или видов товаров.

Сезонные пошлины. Согласно ст. 6 Закона «О таможенном тарифе» для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительст­вом Российской Федерации могут устанавливаться сезонные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году.

В целях оперативного регулирования внешнеторговых операций таможенно-тарифное регулирование внешнеторговых операций с по­мощью сезонных пошлин носит ограниченный во времени характер. Сезонные пошлины применяются в отношении сельскохозяйствен­ных продуктов и некоторых других товаров. Они связаны с сезонными ценами, под которыми понимаются закупочные и розничные цены на некоторую продукцию сельского хозяйства (овощи, фрукты, кар­тофель), циклически меняющиеся по временам года. Сезонная диф­ференциация цен осуществляется с учетом различий в издержках производства и соотношения спроса и предложения на такие товары.

Эффективная защита интересов отечественных потребителей и товаропроизводителей от неблагоприятных воздействий мирового рынка предполагает немедленное реагирование таможенного законо­дательства на существенные сезонные колебания цен на сельскохо­зяйственные и иные товары.

Механизм использования сезонных пошлин предполагает, что в период их действия ставки таможенных пошлин, установленные по данным товарным позициям в таможенном тарифе, не приме­няются.

Таможенные пошлины по своему экономическому содержанию и характеру действия относятся к стоимостным, рыночным регуля-

торам внешнеторгового оборота. Как всякий налог, пошлина увели­чивает цену товара и снижает его конкурентоспособность. Однако за внешне простым и односложным действием пошлины на внеш­нюю торговлю скрыты сложные и многоплановые процессы, гене­ратором которых выступает таможенное обложение.

Экономическая роль импортных пошлин, прежде всего, связана с тем что, воздействуя на цены товаров и отгораживая национальные рынки от мировых, они, повышая уровень внутренних цен, активно влияют на накопление капитала, темпы развития и норму прибы­ли отдельных отраслей экономики, нивелируют различия в нацио­нальных и международных условиях производства. Другими слова­ми, таможенная политика затрагивает самые существенные стороны национального производства.

Уровень таможенного обложения неодинаков в различных госу­дарствах. Однако определенная закономерность при сопоставлении ставок пошлин на одинаковые товары в различных странах просле­живается достаточно четко - пошлины в развивающихся странах существенно выше, чем в развитых государствах. Это связано с тем, что развивающиеся страны с помощью таможенного обложения за­щищают отдельные отрасли своей национальной экономики, со­действуя их ускоренному развитию.

По мнению профессора И. И. Дюмулена, пошлины можно клас­сифицировать следующим образом :

Таможенные пошлины по объекту обложения делятся на две груп­пы: импортные таможенные пошлины и экспортные таможенные пошлины.

Импортные таможенные пошлины начисляются на импортные товары как условие их выпуска в свободное обращение на внутрен­ний рынок страны. Эта группа применяется всеми странами. Ими облагаются более 80% товаров, импортируемых всеми странами мира. Они играют разную роль в экономике различных стран. В большинстве случаев эта роль торгово-политическая, с их помо­щью регулируется импорт иностранных товаров, осуществляются задачи и цели торговой политики. В большинстве развивающих­ся стран импортные таможенные пошлины выполняют серьезную фискальную роль и служат часто основным источником доходов го­сударственного бюджета. Характерно, что по мере экономическо­го развития страны фискальная роль таможенных пошлин падает. Например, в США еще в конце XIX века свыше 50 % всех поступле­ний в бюджет покрывалось за счет импортных пошлин. Сейчас эта доля составляет 1,5%.

Экспортные таможенные пошлины - это пошлины, которыми облагаются вывозимые товары. Экспортные таможенные пошлины обычно применяются теми странами, которые занимают лидирую­щее место в мировой торговле отдельными товарами. Экспортная пошлина в этом случае - своеобразная рента, взимаемая с ино­странного покупателя товара за счет некоторого повышения экс­портной цены товара. В современной торгово-политической прак­тике экспортные пошлины применяются крайне редко.

По способу взимания различают четыре вида таможенных по­шлин: адвалорные, специфические, альтернативные и комбини­рованные.

Адвалорные ставки начисляются в процентах к таможенной сто­имости облагаемых товаров (например, 15% от таможенной стои­мости автомобиля). Адвалорные пошлины - это наиболее простой метод расчета денежной величины пошлины. Они являются наибо­лее распространенными видами таможенных пошлин. В большин­стве стран мира адвалорными пошлинами облагается примерно 90 % номенклатуры ввозимых товаров. Адвалорные ставки пошлин об­легчают и процесс переговоров о взаимном снижении таможенных барьеров, поскольку дают простую и наглядную базу для сопостав­ления высоты обложения товаров пошлинами.

Специфические ставки - это пошлины, размер которых устанав­ливается в денежных единицах за единицу облагаемого товара (20 долларов за тонну груза, один доллар за литр вина и т. п.). Специ­фические пошлины напрямую не связаны с ценой товара, и денеж­ный доход от их взимания зависит только от объема ввозимого или вывозимого товара. На первый взгляд, различия между адвалорной и специфической пошлинами носят чисто технических характер. Однако в таможенном деле всегда за организационно-технически­ми различиями стоят торгово-политические и экономические цели. Адвалорная и специфическая пошлины по разному ведут себя при изменениях цен. При росте цен денежные сборы от адвалорных пошлин растут пропорционально росту цен, а уровень протекцио­нистской зашиты остается неизменным. В этих условиях адвалор­ные пошлины оказываются более эффективными, нежели специфи­ческие. А при падении цен - специфические ставки оказываются более стабильными, и степень их протекционистской защиты по­вышается. В связи с нестабильностью цен и различием цен в раз­ных странах на одни и те же товары специфические ставки пошлин трудно сопоставлять при ведении торговых переговоров. Поэтому в рамках ВТО действует рекомендация, обращенная ко всем стра­нам мира, - постепенно изменить специфические ставки пошлин на адвалорные ставки.

Альтернативная ставка пошлины содержит одновременно адва­лорную и специфическую пошлину с примечанием, что взимается та из них, которая дает наибольшую величину таможенного сбора (например, 20 долларов за тонну груза или 10 % с цены товара, ко­торая выше).

Комбинированные ставки пошлин сочетают оба вида таможенного обложения (например, 15 % от таможенной стоимости товара, но не более 20 долларов за тонну).

По характеру обложения таможенные пошлины включают мини-мальные, максимальные и преференциальные ставки пошлин.

Максимальные ставки пошлин устанавливаются на основе одно­сторонних решений органов государственной власти страны. Они обычно носят автономный характер и являются верхним пределом уровня таможенного обложения, который может применять испол­нительная власть страны.

Минимальные ставки пошлин - это, как правило, ставки пошлин, которые применяются в отношении товаров тех стран, которые пользуются режимом наибольшего благоприятствования. Обычно эти ставки пошлин имеют так называемый конвенционный (договор­ный) характер. Эти ставки устанавливаются на основе двусторонних или многосторонних соглашений и применяются в течение того вре­мени, пока действуют эти соглашения.

Преференциальные ставки пошлин - это более низкие ставки по­шлин, чем минимальные. Эти ставки пошлин, как правило, уста­навливаются односторонним решением правительства страны их вводящей. Преференциальные ставки пошлин в современных усло­виях применяются в двух направлениях: их используют развитые страны в отношении товаров, ввозимых из развивающихся стран, и их используют развивающиеся страны в торговле друг с другом. По решению ООН в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран, развитые государства применяют нулевые ставки пошлин. Каждая страна, предоставляющая преференциальные став­ки пошлин другой стране, как правило, ограничивает товарную но­менклатуру в отношении преференциальных ставок пошлин.

Следует еще отметить так называемые сезонные ставки пошлин. Эти ставки пошлин обычно применяются в отношении сельскохо­зяйственных товаров с целью защиты национального производства. Их величина изменяется в зависимости от времени года (например, 20% к стоимости ввозимой клубники в июле-августе и 10% - в остальные месяцы года).

В последнее десятилетие получили распространение так называ­емые тарифные квоты, которые предусматривают различные ставки пошлин на товары, ввозимые в рамках, тарифной квоты, и вне ее. Например, ставка пошлины на пшеницу в стране - 20 % с цены то­вара. Устанавливается тарифная квота в 20 000 тонн со ставкой пошлины в 10%. Это означает, что первые 20 000тонн пшеницы будут облагаться ставкой пошлины в 10%. Последующий ввоз облагается 20 %-ной ставкой. Другими словами, тарифная квота - это заранее установленное количество товара (квота), которое можно ввезти по заранее установленной более низкой ставке пошлины. Тариф­ные квоты широко применяются как инструмент аграрного про­текционизма.

По способу взимания:

    адвалорные - начисляются в процентах к таможенной сто­имости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

    специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долларов за одну тонну);

    комбинированные - сочетают оба названных вида таможен­ного обложения (например, 20 % от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за одну тонну).

По объекту обложения:

Импортные - пошлины, которые накладываются на импорт­ ные товары при выпуске их для свободного обращения на вну­ треннем рынке страны. Являются преобладающей формой

пошлины, применяемой всеми странами мира для защиты на­циональных производителей от иностранной конкуренции;

    экспортные - пошлины, которые накладываются на экспорт­ные товары при выпуске их за пределами таможенной терри­тории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне вну­тренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеет целью сократить экспорт и по­полнить бюджет;

    транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средства торговой войны.

По характеру:

    сезонные - пошлины, которые применяются для оперативно­го регулирования международной торговли продукцией сезон­ного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать несколько месяцев в год, и на данный период действия обычного таможенного та­рифа по этим товарам приостанавливается;

    антидемпинговые - пошлины, которые применяются в слу­чае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если та­кой импорт наносит ущерб местным производителям подоб­ных товаров, либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

Компенсационные - пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб на­ циональным производителям таких товаров.

По происхождению:

Автономные - пошлины, вводимые на основании односто­ ронних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принима­ ется в виде закона парламентом государства, а^ конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствую­щим ведомством (обычно Министерством торговли, финан­сов или экономики) и одобряются правительством;

    конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), или соглашения о таможенном союзе;

    преференциальные - пошлины, имеющие более низкие став­ки по сравнению с обычно действующим таможенным тари­фом, которые накладываются на основе многосторонних со­глашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономиче­ское развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система преференции, предусма­тривающая значительное снижение импортных тарифов раз­витых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из разви­вающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.

По типам ставок:

    постоянные - таможенный тариф, ставки которого едино­временно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавля­ющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

    переменные - таможенный тариф, ставки которого могут из­меняться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы - довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Ев­ропе, в рамках единой сельскохозяйственной политики.

По способу вычисления:

Номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;

Эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, на­ложенных на импортные узлы и детали этих товаров. Практика тарифных переговоров в рамках ГАТТ, а теперь в ВТО привела к появлению еще нескольких видов таможенных пошлин. Прежде всего, это так называемые «связанные ставки». Связывание (консолидации) ставок пошлин означает обязательство государства не повышать уровень таможенного обложения выше взятого на себя обязательства. Связанные ставки - это максимальные ставки по­шлин, которые страна-участник Соглашения имеет право приме­нять в рамках Соглашения. Вместе с тем государство имеет право использовать более низкие ставки пошлин, получившие название «фактически применяемые ставки». В настоящее время большин­ство стран-членов ВТО связали ставки почти на все импортируе­мые товары.

Ставки таможенных пошлин

и порядок их установления

В соответствии со статьей 4 ФЗ «О таможенном тарифе» в Россий­ской Федерации применяются следующие виды ставок пошлин:

    адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимо­сти облагаемых товаров;

    специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

    комбинированные, сочетающие оба названных вида таможен­ного обложения.

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через та­моженную границу РФ, видов сделок и других факторов, за исклю­чением случаев, предусмотренных Законом о таможенном тарифе.

Ставки ввозных таможенных пошлин определяются Правитель­ством

________________

Статья 319. Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Случаи, когда таможенные пошлины, налоги не уплачиваются

1. При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:

1) при ввозе товаров - с момента пересечения таможенной границы;

2) при вывозе товаров - с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

2. Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случаях, если:

1) в соответствии с законодательством Российской Федерации или настоящим Кодексом:

товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами;

в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, - на срок действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение;

2) общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5 000 рублей;

3) до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных настоящим Кодексом, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации);

Порог беспошлинного ввоза товаров из зарубежных интернет-магазинов с 1 января 2020 года составляет:

200 Евро в месяц

Месячный лимит по весу посылок:

31 килограмм

На присылаемые товары стоимостью выше €200 россияне обязаны платить налог 15% .

За за каждый дополнительный кг, превышающий норму по весу в 31 кг, надо заплатиь пошлину €2 .

Ранее лимит на ввоз составлял €500. Другими были также пошлины на превышение лимитов (30% и €4 евро за 1 кг соответственно).

В планах у Министерства финансов дальнейшее поэтапное снижение беспошлинного порога:

  • С 1 июля 2020 года - €100.
  • С 1 января 2021 года - €50.
  • С 1 января 2022 года - €20.

Какие решения будут приняты в итоге - пока абсолютно не ясно, особенно с учетом изменений в составе правительства. Moneyinformer будет следить за новостями.

Как оплачивать таможенные пошлины за посылки

Во первых, как и раньше, оплату можно произвести в отделениях ФТС. Но теперь, в большинстве случаев, это можно сделать гораздо более удобным способом.

Крупные зарубежные интернет-магазины уже предоставляют возможность сделать это онлайн, если доставка будет осуществляться компанией DHL. Надо будет просто перейти по ссылке, указанной в СМС вместе с номером накладной. Необходимо будет ввести данные паспорта и ИНН.

Если доставка осуществляется «Почтой России», пошлину можно будет заплатить при получении посылки в отделении связи. В этом случае на посылке уже будет стоять отметка «Выпуск разрешен с обязательной уплатой таможенных пошлин, налогов».

Можно попробовать провести оплату заранее онлайн через сервис таможенных платежей IPPAY. Это получится, если данные таможенного приходного ордера (ТПО) были внесены в систему.

К сожалению, в настоящее время (начало 2020 года) оплатить пошлину через сайт "Госуслуги" и Сбербанк онлайн (как и через другие банки) возможности нет.

2. Таможенные пошлины и правила ввоза товаров в Россию для физических лиц


Беспошлинный ввоз

В 2020 году без оплаты таможенных пошлин физические лица имеют право лично провезти через границу РФ товаров на сумму:

  • -- Воздушным транспортом (самолет) - €10 000

  • -- Наземным транспортом (поезд, автомобиль) - €500

  • -- Водным транспортом (морским или речным) - €500

Для воздушного транспорта лимит на суммарный вес ввозимых вещей установлен в размере 50 кг.

Для наземного и водного транспорта лимиты на суммарный вес ввозимых товаров установлены в размере 25 кг.

Если стоимость или вес превышены

Если цена или вес сделанных за рубежом покупок выше указанных норм, но укладываются в пределы 650 000 руб. по цене и 200 кг по весу, то придется заплатить за превышение лимита:

- 30 % от стоимости, но не меньше 4 евро за каждый лишний килограмм веса.

В отношении неделимых товаров весом более 35 кг таможенные налог рассчитывается исходя из общей стоимости и общего веса таких товара. То есть, вычесть необлагаемые пошлиной 25 кг веса из общего веса предмета для расчета сниженного налога не получится.

Правила ввоза товара

Еще о беспошлинном ввозе . Важно понимать, эта льгота применяется в отношении товаров, предназначенных для личного пользования, удовлетворения личных, семейных, домашних и иных "не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд". Для установления их предназначения должностным лицом таможенного органа принимаются во внимание такие факторы, как характер товаров, их количество, а также частота перемещения их через границу.

Однотипные вещи, например, несколько пар джинсов или обуви, приобретенные для личного пользования, при таможенном контроле могут быть признаны коммерческой партией товара, что тоже вызовет обложение их повышенными ставками, если не более неприятные последствия для провозивших их граждан.

Следует отметить, что принятие решения от том, предназначаются ввозимые или пересылаемые товары для личного пользования или нет, является привилегией сотрудников таможни. Это правило касается также и посылок из зарубежных интернет-магазинов.

Если превышены лимиты 650 000 руб. или 200 кг

В такой ситуации сборы будут взиматься таможенниками по ставкам ВЭД.

Указать для этого случая точный размер ставок в рамках данного обзора не представляется возможным, поскольку для разных типов продукции таможенные пошлины тоже разные, и существуют они для всех категорий товаров. Кроме того имеется несколько видов ставок: адвалорная, специфическая и комбинированная. Это не простой вопрос и для самих участников ВЭД. Исчисляются ставки ввозных таможенных пошлин на основании единого таможенного тарифа ЕТТ согласно правилам Евразийского экономического союза. Moneyinformer рекомендует обычным гражданам, пересекающим границу, просто избегать ситуаций, когда эти правила могут быть востребованными.

А сколько можно вывезти

Понятно, что для того, чтобы что-то купить и ввезти, надо сначала что-то вывезти . Разумеется, это деньги. Средства на банковских картах декларировать не нужно, наличные до 3000 долларов (валюта или рубли, эквивалентная сумма) тоже. От 3000 до 10000 долларов необходимо декларировать, а чтобы вывезти наличными большие суммы понадобится разрешение ЦБ.

Также к вывозу без декларации разрешены личные ценные вещи - ювелирные украшения, дорогие часы... Этим правилом некоторые граждане пользуются для того, чтобы не платить пошлину на купленные за границей товары, выдавая их за БУ. (Смотри важную информацию ниже на странице.)

Как подать декларацию и произвести оплату

Как декларировать. Зеленый и красный коридоры

Все товары, перемещаемые через таможенную границу России, подлежат таможенному контролю.

Для того, чтобы сообщить таможенным органам о товарах, ввоз которых связан с уплатой таможенных пошлин или с соблюдением установленных законом ограничений (провоз оружия, лекарств, животных, антиквариата...) необходимо заполнить специальный бланк декларации, получить который можно у сотрудника таможенной службы.

Если провозятся такие предметы и в таком количестве, для которых не предусмотрены таможенные платежи, то никаких бланков заполнять не требуется.

В большинстве международных аэропортов, морских портах и в пунктах пересечения границы автомобильным транспортом внедрена система таможенного контроля "двух коридоров" - красного и зеленого. Она значительно упрощает и делает более быстрым процесс досмотра:

Если гражданин провозит вещи, о которых хочет заявить таможенникам, - он направляется в красный коридор.

Если он уверен, что заполнять декларацию ему не надо - он идет через зеленый коридор.

Важно иметь в виду, что проход через зеленый коридор - это тоже декларирование, - того, что у вас нет с собой предметов, о которых требует заявить закон. Для этой процедуры даже есть особое название: "конклюдентное декларирование". Проходящих по зеленому коридору граждан таможенники тоже "досматривают", только с меньшим вниманием, нередко лишь с помощью камер видеонаблюдения. Но это не значит, что у них не может возникнуть необходимость провести полный досмотр.

Как оплатить, сроки уплаты

Таможенные пошлины уплачиваются физическими лицами при декларировании в письменной форме товаров на основании таможенного приходного ордера, один экземпляр которого вручается лицу, уплатившему таможенные платежи.

Срок уплаты при ввозе не должен превышать 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ.

Правила ввоза и вывоза некоторых категорий товаров

Ввоз в Россию алкоголя, табака, лекарств, животных, алкоголя и табака, автомобилей...

Правила провоза некоторых категорий товаров

В рамках данного обзора Moneyinformer предоставляет сведения общего характера. Подробную, самую точную и актуальную информацию по этому вопросам, связанным с перемещением через таможенную границу товаров для личного пользования можно найти на официальном сайте ФТС.

Алкоголь

Физическое лицо имеет право беспошлинно ввезти в Россию 3 литра алкогольной продукции.

Еще 2 литра можно ввезти внеся в декларацию и уплатив за них пошлину:

10 евро за литр пива и вина

22 евро за литр крепкого алкоголя (водка, виски, коньяк...)

Больше 5 литров привозить запрещено. На алкогольную продукцию, приобретенную в магазине Duty Free, распространяются те же правила.

Табак

Физическое лицо имеет право беспошлинно ввезти в Россию до 200 сигарет или до 50 сигар или до 250 грамм табака.

Продукты

Пищевую продукцию разрешено ввозить в заводской маркированной упаковке и в количестве не более 5 кг га человека за исключением некоторых видов продуктов из отдельных стран, попавших под временные ограничения Россельхознадзора. Семена пищевых культур, так же как и цветов, провозить нельзя.

Автомобили

Эта категория перемещаемых через границу физлицами предметов стоит особняком. Для ввоза на территорию РФ автомобиля нужно заплатить НДС, акциз и таможенную пошлину. Для досконального рассмотрения данного вопроса имеются многочисленные справочные таблицы и калькуляторы. Moneyinformer лишь укажет, какие характеристики авто повлияют на конечную стоимость ее ввоза и растаможки: это стоимость, объем, мощность и тип двигателя, вес, год выпуска. Чем авто будет дороже, мощнее, современнее, тем больше придется заплатить, причем в существенной прогрессии.

Моторные плавсредства

Для иных типов машин, а также яхт, катеров и других плавсредств применяется единая тарифная ставка в размере 30 % от стоимости перемещаемого товара (оборудования).

Запрещено к ввозу

Товары, ввоз которых в Россию запрещен действующими правилами:

Полиграфическая, фото и видеопродукция с порнографическим содержанием;

Продукция, которая может иметь отношение к государственной тайне; а также которая может классифицироваться, как пропагандирующая расизм, терроризм, национальную или религиозную вражду;

Вымирающие виды животных и растений;

Наркотические вещества;

Овощные и фруктовые культуры, не имеющие фитосанитарных разрешительных документов;

Оружие, его комплектующие и боеприпасы при отсутствии специального разрешения (в том числе пневматическое, холодное и газовое оружие определенных видов);

Человеческие биоматериалы.

Ответственность за нарушение правил

К таможенным правонарушениям относятся недекларирование или недостоверное декларирование товаров, неосуществление обратного ввоза товаров, контрабанда и прочие. Какие-то из них могут стать предметами административных правонарушений, а другие уголовных, и, соответственно, повлечь за собой меры административной или уголовной ответственности. В зависимости от серьезности нарушения виновному может быть вынесено предупреждение, наложен штраф с конфискацией ввозимого товара или без, а может и угрожать лишение свободы.

Правила вывоза

Таможенные правила вывоза товаров и денег через границу России практически полностью идентичны правилам и порядку ввоза.

Это может быть важно

Таможня все про вас знает

Неприятные новости появились для тех российских путешественников, кто планировал привезти из-за границы дорогостоящие предметы (общей стоимостью выше 10000 евро), выдав их за собственные бывшие в употреблении и не заплатив за них таможенный налог 30%. Такими вещами чаще всего являются часы и ювелирные изделия.

СМИ сообщают, что у ФТС появилась возможность оперативно получать информацию о дорогих покупках россиян за рубежом. Таможенники встречают некоторых из прибывших туристов со списком их заграничных покупок в руках. Источником таких сведений, вероятно, служат системы Tax Free и сотрудничающие с российскими правоохранителями их зарубежные коллеги. На провозе незадекларированных товаров уже попались десятки наших граждан, среди которых были госслужащие и солидные бизнесмены, в том числе прилетевшие в страну на самолетах частной авиации - бизнес-джетах. Как известно, за контрабанду (а именно этим является ввоз незадекларированных предметов) может грозить наказание вплоть уголовного.

Глава ФТС подтвердил, что таможенная служба сотрудничает с зарубежными коллегами по этому направлению.

Опережая планы, совет Евразийской экономической комиссии принял решение снизить порог беспошлинного ввоза товаров в страны объединения уже с начала следующего года. Для России он сократится в три раза - с €1,5 тыс. до €500

Фото: Максим Богодвид / РИА Новости

С начала следующего года порог беспошлинного ввоза наземным транспортом товаров для личного пользования на территорию стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС — Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России) будет снижен до €500. Общий вес таких товаров не должен будет превышать 25 кг, следует из решения совета Евразийской экономической комиссии. Документ опубликован на правовом портале ЕАЭС, все пять членов совета это решение одобрили 1 ноября. Со стороны России его подписал первый заместитель председателя правительства, глава Минфина Антон Силуанов.

Для России этот порог будет снижен в три раза. Сейчас согласно действующему законодательству без оплаты таможенных пошлин наземным транспортом в страну можно провести предметы на сумму до €1,5 тыс. Воздушным транспортом при этом беспошлинно разрешается ввозить в Россию товар на €10 тыс. максимум (эта норма не меняется). Суммарный вес этих предметов в обоих случаях не должен превышать 50 кг. В случае превышения указанных норм владельцу товара сегодня придется заплатить пошлину 30% от его стоимости (не меньше €4 за каждый лишний килограмм).

Если товаров наберется больше, чем указано в норме, и по весу, и по сумме, взиматься будет та пошлина, которая больше по сумме, рассказал РБК о существующей в данный момент практике руководитель коммерческого отдела компании «Универсальные Грузовые Решения» Максим Коверченко. «В части превышения веса берется €4 за 1 кг, а в части превышения стоимости будет 30%. Таможня в итоге возьмет то, что больше по стоимости, не будет брать и то, и то», — сказал он. По его словам, в настоящее время нормы взимания пошлин такие же, только порог ввоза выше по сумме и весу. Коверченко считает, что в результате такого шага люди «будут заказывать меньшие партии, если продукция позволяет».

О планах ЕАЭС , которые можно будет ввозить на территорию стран — членов союза для личного пользования до €500, известно с мая прошлого года. Однако тогда в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) предполагали, что подобные изменения будут происходить постепенно, вплоть до 2021 года. В 2017 и 2018 годах правила беспошлинного ввоза, согласно планам ЕЭК, должны были остаться прежними, в 2019 году порог предполагалось снизить до €1 тыс., в 2020-м — до €750. На уровне €500 он должен был установиться с начала 2021 года.

К этому же времени, согласно документам экономической комиссии, должен был снизиться максимальный вес товаров, которые можно ввозить без пошлины (его, как и решили в ЕАЭС, планировалось сократить с нынешних 50 до 25 кг в 2021 году).

Помимо этого в объединении уже не первый год обсуждают снижение порога беспошлинного ввоза интернет-покупок. В феврале это решение наконец было согласовано . По нему до конца 2018 года порогом беспошлинной торговли для товаров, ввезенных на территорию стран — членов Евразийского экономического союза в рамках интернет-торговли, станет €1 тыс. С 1 января 2019 года этот порог снизится до €500, а с 1 января 2020 года будет составлять €200. Однако подобная последовательность не в полной мере устроила российский Минфин. Снизить порог беспошлинной интернет-торговли до €500 уже с 1 июля ведомство предлагало в апреле.

Снижение порога беспошлинной торговли до €500 не решает вопроса выравнивания конкуренции между иностранными ретейлерами и российскими, поскольку 99,5% всех международных отправлений приходится на посылки, стоимость которых ниже этой суммы, отметил в беседе с РБК президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. Поэтому, говорит он, такое пороговое значение не повлияет на рынок. По мнению эксперта, беспошлинного ввоза «не должно быть в принципе, поскольку это приводит к дисбалансу между локальными игроками и зарубежными». Несмотря на то что снижение порога до €500 — шаг в нужном направлении, работу надо продолжать, и в этом вопросе России нужно перенять опыт развитых стран, таких как Китай, где уже не существует беспошлинного ввоза, и Европы, где его не будет с 2021 года, заключил глава АКИТ.

ЕАЭС является международным интеграционным экономическим объединением, созданным на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства. Союз действует с 2015 года.

ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ ОТ 30 000 руб.
ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЭКСПОРТНЫХ ГРУЗОВ ОТ 10 000 руб.
Запросы на таможенное оформление просьба направлять на адрес ZAPROS@сайт
Ответим на Ваши вопросы по телефону +7 (499) 391-84-73

Ставки ввозных таможенных пошлин с 01 сентября 2017 года в Решении Коллегии ЕЭК от 11.05.2017 N 44

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11.05.2017 N 44 "Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в отношении отдельных видов товаров в соответствии с обязательствами Российской Федерации в рамках ВТО и о внесении изменений в некоторые решения Евразийской экономической комиссии"

С 1 сентября 2015 года в отношении ряда товаров устанавливаются новые ставки ввозных таможенных пошлин.

С 1 сентября 2014 года в отношении целого ряда товаров устанавливаются новые ставки ввозных таможенных пошлин.

Решением Коллегии ЕЭК от 26.05.2014 N 77 внесены изменения в единую ТН ВЭД ТС и ставки ввозных пошлин в отношении отдельных видов товаров в соответствии с обязательствами Российской Федерации в рамках ВТО.

Кроме того, в новой редакции изложены примечания к Единому таможенному тарифу Таможенного союза.

Также предусматривается, что с 1 января 2015 года в отношении товаров, классифицируемых в товарных подсубпозициях 0306 16 100 0, 0306 17 100 0, 0306 26 100 0, 0306 27 100 0, 1605 21 100 0, 1605 21 900 0 и 1605 29 000 0 ТН ВЭД ТС будут действовать новые ставки ввозных таможенных пошлин.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования; опубликовано на сайте ЕЭК 27 мая 2014 г.

КОЛЛЕГИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ЕДИНУЮ ТОВАРНУЮ НОМЕНКЛАТУРУ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЕДИНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ
ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА В ОТНОШЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ
В СООТВЕТСТВИИ С ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В РАМКАХ ВТО И ОБ ОДОБРЕНИИ ПРОЕКТА РЕШЕНИЯ СОВЕТА
ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

установить ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза согласно приложению N 3 ;

б) с 1 января 2015 г. установить ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза согласно приложению N 5 .

2. Одобрить проект решения Совета Евразийской экономической комиссии "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза в отношении отдельных видов товаров в соответствии с обязательствами Российской Федерации в рамках ВТО" (прилагается) и внести его для рассмотрения на очередном заседании Совета Евразийской экономической комиссии.

3. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

Председатель Коллегии

Евразийской экономической комиссии

В.ХРИСТЕНКО

Справка о документе

Источник публикации

Примечание к документу

КонсультантПлюс: примечание.

Начало действия документа - 26.06.2014 <*>.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -