Обереги в славянских традициях постройки дома. Строительные обряды на руси Русские традиции при строительстве дома

Приметы для строительства нового дома придуманы еще нашими предками несколько сотен лет назад. Их желательно соблюдать для того, чтобы в этом доме хорошо жилось, и чтобы достаток и счастье вас не покидали.

В статье:

Приметы для строительства нового дома - выбираем время и место

Начинать заниматься строительством нового дома нужно во вторник, пятницу, субботу или четверг. Это лучшие дни для этого. Фаза луны, которая подходит для этого вида работ - полнолуние. Если вы будете соблюдать эту примету для строительства вашего нового дома, он будет крепким и простоит долго. А время года - весна или осень.

Нельзя начинать строительство во время високосного года, иначе вас постигнет несчастье, связанное с домом. Не начинайте в воскресенье или день, посвященный святому мученику.

Работать на стройке нельзя каждый день - отдыхайте в воскресенье и во время церковных праздников.

Место, которое будет выбрано для стройки, играет важную роль. Ни в коем случае не строят дома на месте старых кладбищ, иначе будут . Так можно позвать в свое жилье смерть.

Если вы купили два соседних участка, за вас можно только порадоваться, ведь у вас будет большой дом и, скорее всего, вы имеете большую и дружную семью. Но ставить дом на границе двух участков и вообще на границе чего-либо нельзя, это плохая примета.

Нельзя строить дома там, куда била молния. Считается, что земля там «злая», а место - «плохое».

Не ставят фундамент на месте муравейника, это к ссорам и разбирательствам с соседями, высокой смертности и болезням в семье.

Если вы строите дом там, где раньше уже кто-то жил, обязательно узнайте о бывших жильцах. Если на вашей территории было убийство, участок грозит вам проблемами и потерей членов семьи. Не покупайте материал с того здания, где жильцы страдали от постоянных неудач. Нежелательно также жить после ссор и ругани, алкоголиков и тяжелобольных людей. Как правило, такие проблемы возникают из-за нечистой силы, которая просто так не уходит с насиженного места.

Если вы ставите новый дом вместо старого, делайте его больше размером. Иначе домовому не понравится теснота, и он может уменьшить количество жильцов в соответствии с привычными ему понятиями о пространстве на человека.

Нельзя ставить дома там, где раньше стояла баня, и в ней случился пожар. Иначе и вы от пожара пострадаете.

Там, где растет бузина, не возводят фундамент. Считается, что она растет только в плохих местах.

Не подходит то место, где раньше была дорога, иначе по ней весь достаток от вас уйдет.

Самое лучшее место для возведения жилого здания - это земля, которая никогда не была вспахана. Если много солнечного света и пространства - очень хорошо. Когда территория участка велика, или вы строите дом в поле, выпустите корову, и там, где она ляжет, будет хорошее место для жилья. Следы собак, котов и коров также означают, что место обладает позитивной энергией.

Приметы на строительство дома - материалы

Каждому человеку свойственно экономить. Строительство загородного дома - далеко не дешевое удовольствие, и такое желание неудивительно. Многие покупают материалы, которые уже были в употреблении. Есть приметы на строительство дома, которые заставляют обращать внимание на используемые материалы.

Нельзя брать материалы из старого дома, в котором случился пожар. Это же касается жилых помещений, в которых загадочным или логически необъяснимым образом умерла вся семья. Иначе с вами может случиться несчастье.

Нельзя строить дом из тополя. Это . Он считается таким же неблагоприятным, как и осина. Если использовать деревья с кладбища, вы приманите смерть.

Приметы на постройку дома - этапы строительства

Заниматься стройкой должны только те мастера, которые не испытывают неприязни к тем, кто будет жить в этом месте. Поэтому строителей в старину всегда пытались задобрить. В начале каждого этапа возведения дома обязательно угощают водкой и закуской к ней.

Есть и при закладке фундамента дома. Обычно туда кладут ладан, немного шерсти и монетку. Шерсть обещает, что в доме никто не будет мерзнуть зимой, ладан оберегает от нечистой силы, а монетка спасет вас от нужды и бедности. Если положить хвойные ветки, вы спасете дом от попадания молнии.

Заложить первый камень в фундамент должна девица, тогда в доме всегда будет приятно находиться.

Когда делают крышу, под нее надо положить нераскрытые шишки, чтобы защититься от злых сил.

Если делают что-то из бревен, их не кладут крест-накрест, это предвещает смерть.

Печь делают на новолуние, тогда в доме будет тепло и уютно даже зимой. А когда она будет готова, оставьте что-нибудь для домового - хлеб, молоко или водку.

Нельзя мазать дом по понедельникам, иначе заведутся грызуны и прочие домашние вредители.

Когда стройка закончена, следует обойти дом и посмотреть на состояние деревьев, которые его окружают. При этом, больные растения наши предки без жалости удаляли, чтобы их болезни не перешли на жильцов.

Когда идут отделочные работы, обычно на полу остается много мусора. Его следует убирать на ночь. Считается, что ночью в дома заглядывают ангелы и дарят свое благословение тем, у кого чистота и порядок. Также это радует домового.


Если вы уже поставили двери в вашем новом доме, уходя оттуда, не оставляйте ни одну из них открытой.

Когда ваше новое жилье будет готово, перед тем, как семье заехать туда жить, следует пустить переночевать сначала кота. Он отпугнет всех злых духов, но не тронет доброго домового, если он у вас уже появился. О том, в новую постройку, читайте в соответствующей статье на нашем сайте. Домовой играет важную роль в благополучии всей семьи.

Переезжать в только построенное жилье не следует в пост. Лучшее время для этого - растущая или полная луна, тогда в доме всегда будет тепло. Хорошо заниматься новосельем на рассвете. Если вы собираетесь устроить праздник в честь этого, подождите хотя бы три дня. Ни в коем случае нельзя делать этого в день переезда.

Место. Ландшафт.

Наши Предки имели иные, нежели у нас, взгляды на то место, называемое домом, где им предстояло жить, растить детей, праздновать, любить, принимать гостей.

Попробуем обратиться к их опыту, восстановить для себя их ощущение пространства бытия, которое «делалось» ими с соблюдением обычаев и обрядов чтобы максимально успешно обслуживать их жизнь.
Прежде всего, выбор места был неслучаен. Русская деревня, как правило, очень живописно расположена. Ставилось поселение на берегу реки, озера, на возвышенности при ключах. Место хорошо продувалось и омывалось энергетическими потоками воздуха и воды.

При постройке жилья крестьянин придавал ему ориентацию по сторонам света. Он ставил избу там, где лучи солнца давали больше тепла и света, где из окон, с площадки крыльца, с территории двора открывался наиболее широкий вид на обрабатываемые им угодья, где был хороший подход и подъезд к дому. Например, в Нижегородской губернии дома старались ориентировать на юг, «на солнышко»; если это было невозможно, то «лицом» к востоку или юго-западу. Дома однорядных поселений ориентированы только на юг. Естественная нехватка мест на солнечной стороне при росте поселения приводила к возникновению второго ряда домов, с фасадами, обращенными на север. На ровной и сухой площадке он строил овин и гумно, «на глазах» - перед домом ставил амбар. На вершину холма поднимал ветряную мельницу, внизу у воды, сооружал баню.

Нельзя было строить жилье, где раньше проходила дорога. Пространство бывшей дороги было пронизывающим, "продувающим"; в доме энергия жизни не скапливалась, а проходила сквозь него по старому маршруту.
Место считалось неблагоприятным для строительства, если там были найдены человеческие кости, или кто-нибудь поранился топором или ножом до крови, или произошли другие, памятные деревне неприятные, неожиданные события. Это грозило несчастьем для жителей будущего дома.

Нельзя было строить дом на месте, где стояла баня. В бане человек не просто смывал с себя грязь, а как бы погружался в сосуд с живой и мертвой водой, рождался каждый раз заново, подвергая себя испытанию огнем и водой, парясь при высокой температуре, и затем окунался в прорубь или реку, или просто обливался ледяной водой. Баня была и родильным домом, и местом обитания духа банника. Баня - место неосвященное - там нет икон. Баня - место, где много всего происходит, если не придерживаться ритуалов ее посещения.

Исходя из всего этого, дом, поставленный на месте бани, строился в пространстве, где много всего происходило и оно продолжало хранить память об этом. Последствия проживания на месте бани были непредсказуемыми.
Благоприятным для строительства считалось то место, где ложится на отдых рогатый скот. Ему в народе приписывалась сила плодородия. Животные более чувствительны к энергетической характеристике места. Древние знали это и широко использовали в жизни. У народов мира есть множество сходных примет и обрядов, где используется чутье животных.
Весь процесс домостроительства сопровождался ритуалами. Один из обязательных обычаев - принесение жертвы, чтобы дом хорошо стоял.

Здесь уместно будет напомнить, что православие имеет языческие корни, которые христианство не уничтожило. Язычество христианина отражает реальность его бытия среди живой природы, которую он воспринимал как одухотворенную, то есть проявляющуюся как равный ему субъект. Предки наши - славяне, как правило, облекали знания в мифологические метафоры, пословицы, поговорки, приметы. От этого нисколько не снижалась ценность накопленного ими знания, сегодня забытого и мало используемого. Мы склонны скорее обратиться к современному дизайнеру, опирающемуся на опять таки на традиционное, но китайское фен-шуй, чем использовать опыт собственных предков.
Осколки картины мира древних славян сохранились у русских практически до конца ХIХ века. Говоря о строительстве дома, мы можем наблюдать ее проявления и в ниже описанном обряде.

На месте будущего сруба устанавливалось деревце, обычно - березка или рябина, которое символизировало «мировое древо» - «центр мира». На наш взгляд этот ритуал отражает представление наших предков о собственном времени и месте пребывания в мире. Заметим, что крестьянами ХIХ века это делалось вряд ли осознанно, с пониманием. Архаический смысл обряда мог означать, что именно здесь, в пространстве будущего дома, будут происходить все самые значимые для хозяина дома события, протекать его жизнь, жизнь его детей и,возможно внуков и правнуков. Ритуальное дерево заменялось живым, посаженным возле дома. Оно несло сакральный смысл древа мирового, а кроме этого, человек, посадивший дерево, манифестировал, что пространство вокруг дома - не дикое, а культурное, освоенное им. Специально посаженные деревья запрещалось рубить на дрова или для иных хозяйственных нужд. Выбор породы дерева - чаще всего сажали рябину, тоже был неслучайный. И плод рябины и лист имеет графику креста, а значит, в картине мира русских, являются естественным оберегом.

Особое значение придавалось закладке первого венца: он делил все пространство на домашнее и недомашнее, на внутреннее и внешнее. Из хаоса окружающей природы, стихии, выделялся остров обетованный - макрокосм человеческой жизни.

Усадьба. ДОМ.

Рассмотрим типическую форму традиционного жилья. Изба - клеть, представляющая из себя прямоугольник, над которой возвышается двускатная крыша. Попробуем прочесть это в системе фен-шуй. По стихиям - это земля, обогреваемая огнем. То есть энергетически дом являлся как бы продолжением стихии Земля, но чтобы она не была размыта стихией воды, льющейся сверху, крыша - огонь защищала и согревала. Огонь соединял пространство дома с Огнем небесным, Солнцем, Светом Звезд и Луны. По двускатной крыше энергия стекает на дом, омывая его. Для сравнения: наши сегодняшние дома-коробки лишены вертикали, которая бы способствовала как антенна, соединению с энергией Космоса. Это на прямую связано с самочувствием человека, живущего в таком доме и среди такой плоской архитектуры. В архитектуре Нижнего Новгорода, например, последних 10 лет стараются сделать башню, шпиль, высокую, устремленную к небо крышу, причем, как у жилых домов, так и у административных. Это интуитивное стремление компенсации за долгий период своеобразного серого застоя во внешнем убранстве и самочувствии. Что мы можем вспомнить из «архитектурных стилей» советского периода? «Сталинки», «хрущевки», панельное строительство. Как их внешний вид, так и внутреннее убранство нельзя назвать комфортным для человека.

На фасадах домов наших предков, например, в нашем лесном Нижегородском крае, была отражена в деревянной резьбе картина мира древних предков или присутствовали отдельные ее детали, как бы намеками ее обозначающие. Суть орнаментального украшения - изображение трех миров. Фронтон - верхний мир, срединная часть фасада - земля. Нижняя часть, как правило, не заполненная орнаментом - хтонический, непроявленный мир. Обилие солярных знаков, знаков плодородия, мирового древа - все было призвано не украшать, а нести определенные смыслы, через которые развертывалось пространство нужного качества. То есть предполагалось, что дом должен быть полной чашей, его пространство способствовать здоровью и счастливой жизни семьи. Это и обслуживали орнаменты фасада.

Интерьер.

Сакральные смыслы в простой русской избе, проявляющиеся в ритуалах, доминировали над чистотой и комфортом с нашей современной точки зрения.

Практически все домашнее пространство как бы «оживало», участвуя как место для проведения определенных семейных обрядов, связанных с взрослением детей, свадьбой, похоронами, приемом гостей
Начнем, как принято, от печки.

Русская печь - самый крупный объем в интерьере дома. Они занимала площадь 2,5 - 3 кв. м. Теплоемкость печи обеспечивал равномерный обогрев жилого помещения в течение круглых суток, позволяя долго держать в горячем состоянии пищу и воду, сушить одежду, в сырую и холодную погоду спать на ней.

Печь, как уже нами отмечалось, домашний алтарь. Она согревает дом, огнем преображает продукты, принесенные в дом. Печь - место, возле которого происходят различные ритуалы. Например, если в дом пришла нарядно одетая женщина и почти без слов подходит к печи и греет у огня руки, значит - сваха, пришла сватать.
А человек, переночевавший на печи, становится «своим».

Дело здесь не в печи как таковой, а в огне. Из всех стихий, огонь - самая почитаемая. Ни один из языческих праздников не обходился без возжигания ритуальных костров. Затем огонь перекочевал в православный храм: огоньки лампад, зажженные с молитвой свечи. В традиционной культуре русских помещение, не имеющее печки, считалось не жилым.
Отметим, что, например, в Нижегородском крае печь топилась по-черному, и ни о каком удобстве в нашем понимании - чистоте, свежем воздухе,- речи вообще не шло. Топка печи по-белому преобразила дом. В то же время традиционная мебель и интерьер заволжской крестьянской избы оставался неизменным. Еще в середине ХIХ века П.И. Мельников-Печерский писал: «Великорусская изба на севере, на востоке и по Волге имеет везде одинаковое почти расположение: направо от входа в углу печь (редко ставится налево, такая изба зовется «непряхой», потому что на долгой лавке, что против печи, от красного угла до коника прясть не с руки - правая рука к стене приходится и не на свету). Угол налево от входа и прилавок от двери до угла зовется «коник», тут место для спанья хозяина, а под лавкой кладутся упряжь и разные пожитки. Передний угол направо от входа - «бабий кут», или «стряпной», он часто отделяется от избы дощатой перегородкой. Лавка от святого угла до стряпного называется « большою», а иногда «красною». Прилавок от бабьего кута к печке - «стряпная лавка», рядом с ней до самой печи - «стряпной ставец», вроде шкапчика и стола вместе, на нем кушанья приготавливаются».(5, с. 199)

У каждого члена семьи в доме было свое пространство. Место хозяйки- матери семейства - у печи, поэтому оно так и называлось - «бабий кут». Место хозяина - отца - у самого входа. Это место стража, защитника. Старики часто полеживали на печи - теплое, комфортное место. Дети, как горох были рассыпаны по всей избе, или сидели на полатях - настиле, поднятом на уровень печи, где им во время длинной русской зимы не страшны были сквозняки.

Грудной ребенок качался в зыбке, прикрепленной к концу шеста, который крепился к потолку через кольцо, укрепленное в нем. Это давало возможность перемещать зыбку в любой конец избы.

Красный угол .

Обязательной принадлежностью крестьянского жилища была божница («тябло», «киот»), которая располагалась в переднем углу над обеденным столом.

Место это называлось «красный угол». Это был домашний алтарь. Человек начинал свой день с молитвы, и молитва, со взором, обращенным в красный угол, на иконы, сопровождала все его жизнь в доме. Например, молитва обязательно читалась перед и после трапезы.

Красный угол - христианский алтарь и печь - алтарь «языческий», составляли некое напряжение, располагаясь по диагонали пространства дома. Именно в это - передней части избы - располагалась красная скамья, стол, перед печкой готовилась еда. События будничной жизни протекали в очень насыщенном силой энергетическом пространстве. Входящий в дом гость сразу видел иконы красного угла и крестился, приветствуя хозяев, но останавливался у порога, не смея без приглашения пройти дальше, в это обжитое, хранимое Богом и Огнем, пространство.

Кроме уже выше описанного первого уровня интерьера, был второй, расположенный на печном столбе, который располагался у внешнего угла печи - почти посреди избы и доходил по высоте до плеча печи. От печного столба, опираясь на него, шли два толстых бруса - один к передней, другой к боковой стенам противоположным печи. Они располагались примерно на высоте 1,6 - 1,7 метра от пола. Первый - палатный, так как служил несущей конструкцией палатного настила - традиционного спального места. Хлебный брус ограничивал по высоте печи «бабий кут». На хлебный брус как на полку, ставили свежевыпеченные хлеба и пироги. Как мы видим, второй жилой ярус непосредственно связан с жизненными процессами домочадцев - трапезой и сном. Если открыть дверь и заглянуть в избу, то что творится на полатях вообще не будет видно - они располагаются над головой вошедшего, а место у печки будет скрыто выступающим печным столбом и занавеской, которой иногда отгораживался бабий кут как раз по верхней границе, обозначенной хлебным брусом. Естественно, что с печным столбом - как бы самой сильной несущей конструкцией в дому - связано множество ритуалов. Например, когда ребенок становился на ножки и делал первые шаги, его навещала повитуха. Она ставила своего питомца спиной к печному столбу с приговором: «Как печной столб крепок, так и ты будь здоров и силен»

Из передвижной мебели можем назвать только стол и одну или две переметные скамьи. Пространство избы не предполагало излишеств, да они в крестьянской жизни и не были возможны. Совсем иное пространство в доме зажиточных поволжских или всегда свободных северных крестьян.

Окна и двери.

Вход в избу предварялся сенями, вход в дом - крыльцом. Крыльцо - это несколько ступенек вверх, потом дверь, ведущая в сени, сени, и дверь, ведущая в избу. Никогда двери не располагались на одной прямой. Поток воздуха и всего, что он нес, как бы завихрялся, ослабевал и в саму избу попадал уже «очищенный», наполненным добрым ароматом сушившихся в сенях трав и доносившимся со двора запахом коровы.

Окна и двери, как некие магистрали, проходы в дом и из дома всегда обрамлялись внешне и их пересечение сопровождалось ритуалами. Перед выходом хозяев на улицу она могла быть такой: «Господи благослови на хороший день, убереги от плохих, злых людей!». Перед тем, как войти в чужой дом, тоже читалась молитва.

Эти обычаи связаны с тем, что человек на подсознательном уровне различал пространство дома, где ему ничего не угрожало и пространство внешнее, где могло произойти всякое.

Окно - это и связь с миром мертвых. Например, через окно выносили умерших некрещеных детей: они умерли, хотя еще не были приняты миром живых. «Бог дал - Бог взял». То есть почти нет времени их земной жизни и душу ребенка возвращают в мир, откуда он только что пришел.

Через окно подадут на Святки колядующим - то есть тем, кто принес божественные пожелания хозяевам.

Освоение пространства.

Дом являлся как бы моделью самого человека и самой своей конструкцией призван был помогать жизни в нем.
Жилище уподоблялось телу человека. Лоб, лицо (наличники), окно (око), устье (уста), чело, зад, ноги - и т.д. термины общие для описания человека и жилища. Это отражено и в обрядах. Например, при рождении ребенка, открывались двери дома, который мыслился женским телом.

Отстроенный полностью дом - еще не жилое пространство. Его надо было правильно заселить и обжить. Дом считался обжитым семьей, если в нем произошло какое-либо событие, важное для домочадцев: рождение ребенка, свадьба и т.д.
До наших дней даже в городах сохранился обычай впускать вперед себя кошку. В деревнях традиционно кроме кошки дом "обживали" оставленные на ночь петух и курица По народным повериям, дом всегда строился «на чью-либо голову»: это означало возможную смерть одного из домочадцев. Поэтому дом заселялся в определенной последовательности, причем сначала животными, потом людьми.

Переходу на новое жительство предшествовали обряды, связанные с "переселением" домового.
Домового в деревнях до нашего времени почитают как хозяина жилища, и, заселяясь в новый дом, спрашивают у него позволения:

«Хозяин домовой, пусти нас пожить» или:
«Хозяин и хозяюшка,
Будьте вместе с нами,
Дайте жизни хорошей.
Нам не ночь ночевать,
А век вековать».(3, с. 24, 21)

Махариши Стхапатъя Веда

"Поскольку человек имеет космическую природу, все стороны его жизни должны быть в полной гармонии с космической жизнью. Система архитектуры Махариши Стхапатъя Веда дает знание о пропорциях и правильной ориентации зданий и точные формулы, применение которых позволяет установить космическую гармонию и обеспечить всестороннюю поддержку в жизни человека, дать ему мир, процветание и здоровье, чтобы каждый день жизнь текла в согласии с природным законом, в эволюционном направлении".

Махариши

"Сегодня люди и не подозревают о том, что многие несчастья и даже болезни возникают в результате того, что здания, в которых они живут и работают, неправильно расположены, а при проектировании этих зданий (создании "Васту") были допущены серьезные нарушения законов природы. Система планировки Махариши Стхапатъя Веда дает полное знание о природном законе, позволяющее привести любое здание в полное соответствие всем законам природы, чтобы совершенное здоровье, счастье, благополучие и удовлетворение стали постоянными чертами жизни каждого человека".

Доктор Айке Хартманн, руководитель отдела архитектуры Махариши Стхапатъя Веда Ведического Университета Махариши (Флодроп, Голландия)

Архитектура, использующая
самый фундаментальный уровень разума природы

По мере своего развития современная наука изучала все более и более глубокие уровни организации природы - молекулярный уровень, атомный уровень, субатомный уровень, - и на каждом уровне ученые обнаруживали все больше и больше разума и энергии. В прошлом десятилетии физики приступили к исследованию самого фундаментального уровня мироздания - единого поля всех законов природы. Все формы и явления во вселенной являются проявлением этого уровня разума природы. В конечном счете именно здесь зарождаются проекты всех творений в мироздании.

Махариши Стхапатъя Веда - это самая древняя и единственная в мире система архитектуры, в основе которой лежит это наиболее фундаментальное поле сконцентрированного разума природы. Благодаря универсальным правилам и принципам, точным математическим формулам, уравнениям и пропорциям, которые дает архитектурная система Махариши Стхапатъя Веда, теперь возможно проектировать жилые дома, деловые здания, города и поселки, используя благотворное влияние всех законов природы в жизни человека.

Впервые появилась технология строительства, способная изменить мышление и самочувствие людей, позволяющая строить такие здания, сама планировка которых будет способствовать укреплению здоровья и ясности мышления, росту счастья, гармонии и благополучия семьи или предприятия.

Три принципа архитектуры
Махариши Стхапатъя Веда

За последние годы, в течение которых благодаря усилиям Махариши произошло возрождение ведической науки, стало ясно, что знание, содержащееся в ведической литературе, гораздо более полно, научно, достоверно и надежно, чем то знание, которое современная наука получила экспериментальным путем. Современная наука рассматривает лишь физические, материальные аспекты природы, не будучи способна и не ставя своей целью непосредственно исследовать работу более фундаментального уровня - уровня единого поля всех законов природы. Это уровень разума природы как такового, это тот уровень единства, который порождает разнообразие мироздания в полном единстве и гармонии.

Махариши Стхапатъя Веда - это единственная в мире строительная наука, в основе которой лежит знание единого поля всех законов природы. Это единственная наука, располагающая проверенными временем формулами, которые позволяют определить правильное направление, правильное расположение комнат и правильные пропорции для любого здания.

Правильное направление

Махариши Стхапатъя Веда особо подчеркивает, что вход в дом должен располагаться с восточной стороны, потому что именно на восходе энергия солнца наиболее мощна и благотворна для жизни. Восточный вход способствует крепкому здоровью, энергичности, ясности ума и успеху обитателей дома.

Вход с юга считается неблагоприятным, поскольку он препятствует поддержке законов природы в жизни людей и пагубно влияет на здоровье. Махариши Стхапатъя Веда рекомендует отказаться от использования любого рода южных входов в жилых или деловых зданиях.

Ориентация по сторонам света влияет на работу мозга

Как показали научные исследования, работа нейронов нашего мозга изменяется в зависимости от направления, в котором мы смотрим. Помимо этого, в мозгу есть "ориентационные" нейроны, которые подают сигналы о расположении тела в помещении и в пространстве. Таким образом, то направление, в котором мы смотрим, оказывает прямое влияние на работу нашего мозга и организма в целом.

Древнее знание Махариши Стхапатъя Веды идет гораздо дальше этого утверждения. Оно описывает, как именно ориентация в пространстве влияет на ум и тело. Когда мы живем или работаем в зданиях с неправильной ориентацией или искаженными пропорциями, работа нейронов мозга принимает неправильный характер, и это может вызвать беспокойство, болезни, упадок творческих сил, неприятности в семейной и профессиональной жизни, антиобщественное поведение и даже преступные наклонности.

Ориентация зданий

Только два направления из восьми дают благоприятные результаты

Как утверждает Махариши Стхапатъя Веда, в каждом городе на земле примерно 75% всех зданий имеют неблагоприятную ориентацию главного входа.

На рисунке показано, что здания, обращенные в любом другом направлении, кроме строго восточного или северного, не защищают своих владельцев и обитателей от негативных внешних воздействий. В древних текстах Стхапатъя Веды недвусмысленно утверждается, что остальные направления неблагоприятны для жизни.

Архитектура, в которой допускаются подобные нарушения законов природы, наносит реальный вред жизни человека. Эта опасная ситуация еще больше усугубляется неблагоприятными характеристиками всего участка, такими как его форма, направление склона, особенности прилегающей территории, расположение водоемов (рек, озер, водохранилищ и т.п.) на территории самого участка и вокруг него, и многими другими факторами, включая неблагоприятные въезды в населенный пункт и нерегулярный рисунок дорог.

Результаты этих нарушений законов природы накапливаются день за днем, год за годом в жизни миллионов людей и создают социальное напряжение, которое омрачает судьбу целых городов и стран.

Фундаментальные законы природы, знанием о которых располагает ведическая наука, оказывают невидимое, но очень глубокое влияние. Для того, чтобы совершенное здоровье и удача сопутствовали нам в нашей жизни, следует сделать все возможное, чтобы привести свою жизнь в гармонию с природой.

Связь принципа направления
со структурой космоса

Как показали последние исследования в области нейрофизиологии, существует глубокая и сложная связь между различными частями мозга (базальными ганглиями, таламусом, гипоталамусом и т.д.) и их "космическими двойниками" - солнцем, луной и другими планетами. Принцип ориентирования зданий на восток, принятый в ведической архитектуре, отражает эту естественную склонность нашей нервной системы сонастраиваться с космосом. Когда здание ориентировано на восток, восходящее солнце дает свою силу и свежесть и оказывает максимальную поддержку человеку.

Правильные пропорции

В природе все соразмерно своему предназначению. Например, каждый орган тела человека не только расположен в нужном месте, но и имеет точные пропорции, и любое отклонение может нарушить равновесие и вызвать проблемы.

Точно так же, для каждой комнаты в доме или офисе существуют идеальные пропорции, которые максимально способствуют поддержке законов природы и которые необходимо знать, чтобы строить здания, гармонирующие как с непосредственным, так и с самым удаленным окружением. Архитектура Махариши Стхапатъя Веда использует космические пропорции в приложении к индивидуальным пропорциям физиологии человека и предписывает точные формулы, в согласии с которыми должно строиться здание.

Правильное расположение комнат

Солнце, передвигаясь по небосводу, излучает различные виды энергии, которые оказывают определенное влияние на различные части дома. В системе архитектуры Махариши Стхапатъя Веда здания проектируются таким образом, чтобы эти виды энергии соответствовали тому, чем человек занимается в различных комнатах дома или здания.

Соответственно, есть идеальное место для входа в дом, гостиной, кухни, столовой и спальни. Очень важно расположить каждую комнату в правильном месте в соответствии с ее назначением, так, чтобы человек не чувствовал сонливости в столовой или голода в кабинете. Это лишь один из многих факторов, которые важно учитывать для того, чтобы каждый аспект повседневной жизни был в полной гармонии с природой.

Идеальное расположение комнат, дающее максимальную поддержку природы

Наиболее глубокое влияние упорядоченной структуры мироздания, которое испытывает человек, проявляется во влиянии солнца, поскольку именно оно определяет ежедневные и сезонные ритмы жизни. В системе архитектуры Махариши Стхапатъя Веда комнаты размещаются в соответствии с их назначением таким образом, чтобы различные виды энергии солнца использовались наилучшим образом. Благодаря этому каждый, кто находится в любой части здания в любое время, испытывает максимальную поддержку в своей деятельности.

Планирование идеальных населенных пунктов

Благотворное воздействие архитектуры Махариши Стхапатъя Веда, дающее здоровье и счастье каждому жителю, проявляется в полной мере тогда, когда проект всего населенного пункта разработан в соответствии с законами природы. Махариши Стхапатъя Веда содержит знание о правильном направлении, расположении и пропорциях городов и поселков, и выступает за то, чтобы при планировании населенных пунктов целью ставились идеальные требования:

· Выбор участка с учетом благоприятных параметров окружения;
· Тщательное и целесообразное планирование;
· Точная ориентация участка и зданий на восток;
· Низкая плотность застройки;
· Использование нетоксичных и энергосберегающих материалов;
· Достаточное количество свежего воздуха;
· Обширная зеленая зона;
· Экологически чистый транспорт;
· Использование солнечной и других видов экономичной экологически чистой энергии;
· Местное органическое сельское хозяйство для обеспечения продуктами питания;
· Включение в план населенного пункта учреждений Ведической Науки и Технологии Махариши для идеального образования, предотвращения преступности и болезней и обеспечения экономической самостоятельности.

Ведический дом привлекает внимание средства массовой информации в Финляндии

Два года назад на праздновании Гуру Пурнима в Голландии вместе с господином Вейкко Хяккиненом мы решили содействовать Махариши-Стхапатья-Веде посредством строительства дома по ведическим принципам для демонстрации на ежегодной ярмарке жилищного строительства в Финляндии. Нынешним летом строительство дома было завершено, и вместе с другими сорока зданиями он был выставлен на публичное обозрение на месяц в городе Лаппееранта на юго-востоке Финляндии. Целью ярмарки является продвижение новых идей и технологий жилищного строительства. Задолго до открытия экспозиции организаторы опубликовали наш проект, как один из самых интересных в этом году. Сейчас средства массовой информации быстро пришли к такому же заключению и детально описали его в своих статьях. Наш дом был представлен как Ведический дом, построенный в соответствии с древними принципами архитектуры "Стхапатья-Веда Махариши". Примечательно, что СМИ обратили внимание на эту концепцию, также как и на само здание. Во многих

Десятках статей, радио- и телевизионных программах, включая телевизионные новости, транслируемые на всю страну, была дана высокая оценка Ведическому дому и основным принципам Махариши-Стхапатья-Веда. Почти каждый день в разных частях страны появляется всё больше публикаций. Ниже представленные заголовки говорят о том, что СМИ попадают в точку:

"Ведический Дом исцеляет своих обитателей"

"Ведический Дом принимает в расчёт даже планеты"

"Экологическая архитектура не ограничивается материей"

"Дом, полный гармонии и доброй энергии"

"Ведический Дом знает основные направления"

"Ведический Дом соединяет своих обитателей с Природой"

Наш Ведический Дом состоит из 6 комнат и кухни, общая площадь 1900 кв.футов. В нём есть также традиционная сауна, имеющаяся в каждом финском доме. Стены толщиной 180 мм, делаются из ламинированных брусьев (брёвен), выкрашенных натуральной масляной краской, чтобы структура могла дышать. Следующей особой чертой Ведического Дома является комната для медитации, находящаяся в нужном месте, оформленная приятными, спокойными цветами и меблированная таким образом, чтобы медитирующий был обращён лицом к востоку. Установлена специальная электросеть с низким напряжением, чтобы условия проживания были более здоровыми.

В Ведическом доме мы устроили небольшую выставку, посвящённую главным принципам Стхапатья-Веды Махариши и показывающую, как эти принципы можно обнаружить в архитектуре почти всех древних культур, например, Ангхор Уатт в Камбодже, Пирамиды и Скифы в Египте, храмы древней Греции, собор св. Петра в Ватикане, а также города и замки в славянских странах. Мы также включили высказывания современных архитекторов о космическом подходе ведической архитектуры. Мы обнаружили, что эти примеры вместе с непосредственной демонстрацией Ведического Дома являются очень убедительными относительно универсальности и практичности этого здания. Это особенно проявилось во время знакомства архитекторов и строителей с Ведическими принципами.

В отличие от большинства бревенчатых домов, чьи круглые брёвна и соединённые углы являются типичной чертой для сельских коттеджей, которые больше нигде не строятся, наш Ведический Дом был признан домом, имеющим качество и изысканность, подходящие для строительства в городах. Его срезанные и покрытые угловые соединения, и крылечки с белыми колоннами получили особо восторженные отклики, поскольку они придают классический и элегантный вид.

Дом со своим характерным Васту, оформленный садом в форме мандалы и квадратной изгородью, вызвали восторг и восхищение. От многих людей, в том числе и от строителей и специалистов по планированию, мы слышали, что они считают Ведический Дом самым красивым и интересным домом на экспозиции. На самом деле мы заметили, что его постоянно снимали на видеокамеру и фотографировали во время работы экспозиции. Часто очередь у входа выходила далеко на улицу.

Многие люди высказывались по поводу особенно спокойной и мирной атмосферы Ведического Дома, особенно вокруг центральной зоны Брахмастан. Очень многие посетители говорили нам, что они вернулись в наш дом, чтобы отдохнуть после посещения других, более современных зданий. Многие говорили, что они приехали на выставку главным образом для того, чтобы посмотреть на наш дом.

Четверть миллиона людей, около 5% населения страны, посетили ярмарку (одна тысяча посетителей в час), а остальные узнали о ней из рекламы. Не удивительно, что мы часто слышали, как посетители поясняли друг другу: "Вот это - Ведический Дом, посмотри, здесь находится Брахмастан"; "Это тот дом, у которого вход с востока"; или "Здесь такое приятное чувство". Для архитектора не может быть лучшей награды, чем слышать такие спонтанные отклики.

Ярмарка жилищного строительства ежегодно проводится в различных городах, а после ярмарки, дома продаются и заселяются. Мы связались с офисом ярмарки, чтобы выбрать подходящее место для здания. Получилось так, что среди имевшихся участков один участок имел расположение границ в точном соответствии с основными направлениями Васту и входом с востока.

Для организаторов ярмарки мы провели презентацию принципов архитектуры Стхапатья-Веда Махариши, и они нашли нашу идею настолько привлекательной, что даже пошли на компромисс относительно разбивки земли на зоны, чтобы дать нам возможность выполнить все ведические требования.

Мы основали компанию для осуществления проекта этого строительства и всей нашей будущей деятельности относительно Махариши-Стхапатья-Веда. Земля была нам предоставлена городскими властями на условии аренды или покупки её будущим владельцем. Мы взяли заем в банке, который будет возвращён после продажи дома. Производитель бревенчатых домов, который хотел присоединиться к нашему проекту и присутствовать на ярмарке, предложил нам хорошую цену на деревянный каркас, предоставив также в наше распоряжение бригаду опытных плотников для сборки конструкции. Затем мы заключили договора с сантехниками, электриками и другими специалистами для завершения строительства.

Как и все другие здания, Ведический Дом был украшен и меблирован для выставки предметами, взятыми взаём или напрокат в различных магазинах. Один из наиболее известных в Финляндии дизайнеров интерьера господина Кайса Бломстедт, кстати, медитирующий, добровольно стал участвовать в проекте, который привлёк дополнительное внимание редакторов иллюстрированных журналов. Один из журналов по интерьеру представил наши интерьеры как передовицу.

В результате осуществления этого проекта мы получили беспрецедентную рекламу практически бесплатно, не говоря о стоимости первоначального опыта и проспектах новых проектах, которые появятся после ярмарки. Сам дом также служит нам сильной рекомендацией нашей будущей деятельности.

Удивительная история, происшедшая со строениями, выполненными в соответствии с правильным Васту.

Это действительно интересная статья, присланная нашим другом из Индии. Эта статья подтверждает цену знания архитектуры, которое Махариши оживил за эти последнее время, известное как Стхапатья-Веда Махариши.

Между прочим, газета "Deccan Chronicle" не относится к числу поклонников Ведической архитектуры, и это весьма примечательно. В статье просто говорится о том, что природа сметает со своего пути все строения, которые не соответствуют принципам Васту. Вселяет надежду то, что все извлекут из этого события должный урок.

С наилучшими пожеланиями,

Циклон не причинил ущерба храмам
Бхубанесвар, 11 HОЯБРЯ 1999

Телевизионная башня рухнула, столбы линий электропередач упали как соломины, и огромные деревья были вырваны с корнем, когда сильный ураган яростно обрушился на город, но многочисленные храмы в городе остались неповрежденными. Посреди всех руин эти места поклонений по-прежнему стоят невредимыми. Большинство храмов в городе, построенные в 6 столетии нашей эры вплоть до 12 столетия нашей эры, не подверглись разрушению. В некоторых местах даже флаги на верхушках храмов не были сорваны ураганом, хотя скорость ветра в столице штата достигала 250 км/час. Такая же ситуация с храмами сохранялась на всем побережье, где шторм принес разрушения и смерть. Руководитель Департамента археологии штата Б.К.Рат сказал, что в городе находится 320 храмов, построенных в период с 6 по 18 столетие нашей эры, но ни одному из них не был причинен существенный ущерб пронесшимся ураганом. Он также отметил, что все Дэбастхал (святое место место) были построены в строгом соответствии с традиционными текстами храмовой архитектуры и основаны на философии Васту. Рат сказал, что согласно всех сообщений, полученных его Департаментом, циклон, действительно, не повредил ни одно место поклонения.


1


2


3


4


5


6


7

Нажмите на любую картинку и она станет больше
http://www.kedrovka.com.ua/content/prvedicharchitecture.htm

ЗНАТЬ СВОЮ МЕРУ. Северная традиция домостроения

Интервью с мастером деревянного зодчества Игорем Тюленёвым, создающего дома по принципам старых устоев домостроения и саженевого пропорционирования. Интервью проведено специально для читателей газеты «Пашковка».

– В моём сердце нашли глубокий отклик устои нашей русской, Северной Традиции, – делится Игорь Тюленёв. – Постепенно учился воспринимать и понимать и передавать традиции домостроя. И продолжаю учиться. На Руси повсеместно ставили осмерик либо шестерик (дом с восемью либо шестью (как сота в пчелином улье) углами). И это напрямую связано с гармонией восходящих и нисходящих потоков силы: Живы Земной и Яри Небесной (как сейчас модно называть эти потоки – Инь и Янь, а Предки называли – природа Отца и Матери, мужская и женская энергия) с течением их по спирали. Терема и избы преимущественно были круглыми по форме. Всё в домострое имеет определённую важность, и форма тут не исключение.

К примеру, попробуйте, не меняя формы сосуда либо продукта, наполнить спелыми яблоками бутыль из-под минеральной воды. Ничего не выйдет, либо придётся разбить бутыль, либо мелко нарезать яблоки. Для хранения яблок лучше подойдёт корзина, в ней они будут легко дышать, и, соответственно, хорошо храниться, но хранить в плетёной корзине свежий мёд, или зрелый квас, никому не придёт в голову. То есть всему необходимо подобающее вместилище.

Жизнь – это Сила, а форма активизируется той Силой, а дом – наполнение. К примеру, «бензиновый» автомобиль не будет двигаться на дизельном топливе. Таким образом, форма может быть способна или не способна вместить и воспринять ту либо иную энергию, силу. Известное всем выражение: «дом – полная чаша», воспринимается сейчас как дом полный всевозможного «добра» – вещей, мебели, но изначально такой смысл в данное выражение-пожелание, никто не вкладывал. «Дом – полная чаша» – это дом до краёв заполненный гармонично переплетаемыми потоками Земной и Небесной силы, которым для этого нужна определённая форма, здесь и место постановки дома также имеет решающее значение.

Повторюсь, постепенно жилища и другие строения приобрели форму геометрически более «простую», стали квадратными и прямоугольными. В месте пересечения стен образуется прямой угол, силе же свойственно стекать Небесной, и подниматься Земной, Сила, словно вода в реке, под прямым углом не течёт, и поэтому в углах кирпичных, каменных и панельных сегодняшних домов, постоянно скапливается «негатив», там нарушен ток Силы, без движения она «затухает», река превращается в болото. В углу образуется постоянная минусовая точка. Впоследствии для избегания данного процесса в деревянных, уже квадратных домах, стали тесать стены, придавая, таким образом, закругление углам, и давая возможность потокам Силы течь.

– Почему отдавалось предпочтение дереву как строительному материалу?

– Ствол дерева по сути является – свитой (виток, спираль, а Вита – Жизнь) структурой трубчатых систем, так как весь ствол от комля до вершины пронизан животоками – каналами, по которым, пока дерево растёт, течёт сок – от корней вверх по стволу, а овеществлённый солнечный свет от листьев кроны – также по животокам, растекается по всему древу. В зависимости от предназначения дерева: принимать либо отдавать силу, его ствол в процессе роста приобретал левостороннюю либо правостороннюю закрутку, так называемая свиля, и из-за этого срубленное бревно становилось «правым» или «левым».

Избы раньше рубили, сочетая данные брёвна пропорционально, либо осознанно придавая строению те или иные качества, укладывая в сруб преимущественно правосторонне закрученные, либо левосторонне закрученные брёвна. Благодаря способу повенцовой укладки бревна в срубе (комель – вершина) достигался непрерывный ток Живы и Яри по спирали. В чашках (местах перерубов) полюса энергии меняются, осуществляется фазовый переход на 90 градусов – плюса на минус, Сила Отца «становится», наполняется Силой Матери, и наоборот. Но это происходит только в том случае, если не повреждена сердцевина, ядро дерева. Поэтому раньше дома и рубили в охряп – в нижнюю чашу. Сегодня специалисты критикуют такой способ рубки, мол, в нижней чаше скапливается влага, и дерево в срубе больше подвержено гниению, и предлагают срубы, рубленные в крюк – в верхнюю чашу. При этом избегают делать замки – курдюки, не понимая того, что нарушенная в срубе сердцевина дерева в данном случае это медвежья услуга жильцам таких домов.

Крыша замыкает весь контур дома. И тут уже имеет значение угол кровли, вернее углы, так как вариантов их в каноне домостроения множество. С одним углом кровли ставили дом, с другим – овин… Сейчас над этим мало кто задумывается подходя к данному вопросу из понятий эстетики, либо возможности материала, не более того. Дом же призван вместить в себя Жизнь с определёнными качествами. Таким образом, надо учитывать место постановки (слышали же выражение «дом необходимо ставить на камень», это потому что по-другому пересекается ток силы). Не стройте дома на песке, не только потому, что он может разрушиться, а и потому, что песок не является проводником, не будет в таком доме силы.

Также надо учитывать форму дома, и угол кровли, а также материал, из которого построен дом, и тогда дому можно придать любые свойства – Дом Целительный, Дом Ритуальный, Дом Жилой. Все сооружения и дома должны иметь стопроцентное соответствие Формы и Содержания.

Кстати, печь в доме, как его двигатель, должна обязательно опираться на несущие балки пола, а не на самостоятельный фундамент – как зачастую принято сейчас. В зависимости от того, как стоит печь в доме по отношению ко входу, справа, или слева от него, печь может быть Пряхой, и Непряхой соответственно. Вот и в доме у вас, либо «прёт» всё, ладится, либо не очень… Про магию русской печи можно и нужно говорить отдельно, её возможность Родить хлеба, согревать дом и хранить Огонь домашнего очага, сама по себе бесценна.

– Как в старину строили дома?

– Дома в былые времена ставили всей Роднёй, а зачастую всем миром, термин такой был – помочью, все собирались и строили сообща. Печи же были глинобитные, и на «битьё» печи приглашались только непорочные девушки и парни, какую силищу они в печь закладывали! «В родном доме и стены помогают» – так говорят. Раз уж заговорили о доме как понятии, о сути так сказать его предназначения, могу сказать проще: Дом – это место Силы, которое ты создаёшь искусственно. Дом – это инструмент эволюции, данный Родом. Твой дом, универсальный инструмент, с помощью которого ты можешь всё! Это сейчас дом построили, а взаимодействовать с ним не умеем. Я имею в виду с самим домом, с его пространством.

Конечно для того, чтобы дом по настоящему стал твоим, ты должен его построить сам, или, по крайней мере, принять максимальное участие в его строительстве. Структурировать его под себя надо, в процессе рождения дома полить его, где своим потом солёным, а, может, где и малой кровью коли пораниться случится, тем ценнее он для тебя станет, чем больше своей силы ты в него вложишь, в свой дом. Раньше в одной избе жили минимум три поколения сродственников Отец, Мать, Дед с Бабкой да детки. Знания передавались естественным образом. Была преемственность передачи знаний, от деда и отца ко внуку и сыну.

– Слышал, раньше существовало понятие «Строительной жертвы»?

– Да, это так. Перед тем как срубить дерево приносились дары каждому древу и у каждого дерева непосредственно просили разрешение на рубку. Обещая ему продолжение существования в новой форме, в форме Жилища. И если такое разрешение дерево давало, то оно испытывало при этом состояние высшей радости. В результате действия такой высшей эмоции менялась вся молекулярная структура древесины, и теперь она была дружественна к человеку. В новом воплощении – новая мера, это выражение равно ко всем. Срубленное в таком состоянии дерево запечатлеет его навсегда в своём теле, и построенный дом из такого бревна будет этим состоянием радости постоянно делиться с жильцами. А также будет их оберегать от всех напастей.

Сейчас такого практически почти никто не делает. Но что хочу сказать: отношение самого человека к дому, к Жизни может изменить всё вплоть до атомарного уровня. Очень важно, что у тебя внутри, с каким настроением ты живёшь и действуешь. Даже дом, построенный из железнодорожных шпал, пропитанных креозотом, может стать местом истока положительной силы, если в нём живёт светлый человек, полный Радости Жизни…

Дом, Родовое Поместье как артефакт.

Поместье представляет собой не только живую изгородь, сад, огород, лес, поляну, пруд, но и разнообразные постройки – дом, кладовка, сарай, баня, беседка.

Природа и сам человек должны быть образцом и мерой для сооружений, созданных в поместье. Тогда все постройки будут гармоничны и красивы, жизнь будет протекать в них максимально благоприятно для психики и здоровья, и станет возможным раскрытие и реализация многих, заложенных в человеке, способностей.

На сегодняшний день в архитектуре существуют:

1. Поместья и дома, построенные по живым размерам.

Этим домам присуще свойства всех живых существ – они создавались с учетом коэффициента золотого сечения и так называемых вурфных коэффициентов. Вурф – это трехчленное деление человеческого тела (о нем подробнее будет рассказано ниже). Сюда относятся дома, созданные с применением древнерусской системы саженей. Именно так строятся дома для комфортной и приятной жизни.

Основные сажени в метрах:

Городовая 2,848
Большая 2,584
Великая 2,440
Греческая 2,304
Казенная 2,176
Фараона 2,091
Пилецкого 2,055
Царская 1,974
Церковная 1,864
Народная 1,760
Черняева 1,691
Египетская 1,663
Кладочная 1,597
Простая 1,508
Малая 1,424
Меньшая 1,345

Все 16 фиксированных саженей, по которым предлагается проектировать сооружения, вычислены исходя из размеров исторических зданий – памятников культуры. Сажени возрастают в соответствии с коэффициентом гармонии музыкального ряда — 1, 059.
Хочется подчеркнуть, что сажени – это инструмент создания объема, а не только единица измерения длины. Из любого размера можно сделать сажень.

Гармоничные размеры придают зданиям и сооружениям следующие свойства:

1. Красоту;
2. Долговечность;
3. Прочность;
4. Отличная акустика;
5. Оздоровительный эффект для людей;
6. Гармонизация пространства.

До введения проектирования по метрам, не только дома, но и парки, города создавались по саженям, об этом нам напоминает название одной из саженей – городовая.

Земля в поместье изменялась десятинами – 1 десятина – 109 соток. В одной десятине 2400 квадратных саженей. 4,548 кв. м – квадратная сажень.

2,848х1,597=4,548 кв. м;
2,548х1,76=4,548 кв. м;
2,44х1,864=4,548 кв. м;
2,304х1,974=4,548 кв. м;
2,176х2,090=4,548 кв. м;
1,508х2х1,508=4,548 кв. м;

При создании дома по саженям, учитывается то, что в природе не бывает одинаковых фигур – разнообразие радует глаз, умиротворяет психику.

Отмечены также удивительные урожаи на грядах, размеченных по саженям.

Отдельно в поместье стоит тема создания «живого пруда», т.е. такого водоема, где вода максимально самоочищается (не зарастает), все благоприятно для жизни рыб, раков и, по желанию хозяев, для купания. Конечно, для строительства пруда важно в первую очередь наличие источника воды (показателями источника являются зеленая трава, ива, ольха), ложа из глины, расположение берегов по геодезическим линиям. И лишь затем производится разметка пруда по саженям.

Глубина дна должна быть разной, причем желательно, чтобы водоем был на севере глубже, на юге – мельче. Для удобства возможно сооружение 1 или 2 террас вглубь пруда шириной около 0,5 м для посадки водных растений, например кувшинок, камыша. Желательно берега пруда вытянуть по направлению ветра. Важно сочетание естественных форм и геодезических линий. Так, пруд в форме креветки или змейки не будет самоочищаться, если построен на равнине. Но эта форма отлично подходит для водоема у подножия горы или в овраге.

Дорожки в поместье не должны быть прямыми. Энергия идет извилисто. Яркий пример представляют собой улицы старой Москвы. Стоя в начале такой улицы, не увидите ее конца – настолько она кривая. Необходимо следовать природе, а в ней нет прямых линий, особенно – параллельных. Аналогично и с грядами. Лучше, когда длинные гряды расположены в форме меандра или змейки.

2. Мертвые поместья и дома.

Эти сооружения замедляют природные процессы, следовательно, применяются для сохранения неживых продуктов и тел, как холодильники, лабазы, склепы. В основе таких домов лежат правильные геометрические фигуры, не встречающиеся в природе – квадрат, круг, равнобедренный и равносторонний треугольник. Исключение здесь представляет шестиугольник — пчелиные соты, правильная геометрическая фигура, но живая.

Земля измеряется квадратами — квадратный метр, квадратная сотка, квадратный гектар.

Пруды создаются в форме правильных геометрических фигур, независимо от геодезических линий, сторон света и направления ветра.

Дорожки прямые, повороты по четким углам.

3. Остальные сооружения .

Не «живые» и «мертвые» поместья и дома. Такие сооружения создаются дилетантами или предназначены для каких-то неизведанных, космических целей. К ним относятся новострой, городские квартиры. Тема не изучена, можно написать диссертацию….

Используемая литература:


2. Семинар 6-10 июля Зеппа Хольцера в Краметерхофе.
3. Сайт sazheni.ru
4. Форум http://forum.anastasia.ru/topic_47351_90.html

Обоснование применения саженей

Бог устроил Мир, и в Гармонии Мира отдалено отражается совершенство Бога. Бог дал людям разум и чувства, способные воспринимать Гармонию Мира. Более того, Гармония заложена в самом Человеке. И Человек может не только воспринимать, но и воспроизводить Гармонию Мира в своих произведениях.

Гармония поддается измерению. Одним из мерил Гармонии является человеческая мера – сажень. Создавая что-либо по саженям, Человек придает Красоту и Гармоничность своим произведениям. Насколько Человеку органично жить в природе, созданной Богом, настолько Человеку естественно жить и пользоваться творениями, отражающими эту Гармонию.

Человеку естественно жить в созданной им самим гармоничной среде. Эта так называемая «культурная» среда. Она является вторичной, искусственно созданной Человеком средой обитания. Тем не менее, эта вторичная природа также должна отвечать законам Гармонии, быть благоприятной для человека. Такое соответствие и может обеспечить сажень.

Уникальность системы древнерусских саженей, в том, что «принципиально отсутствует единая для саженей стандартная измерительная единица, а сама система измерения не является евклидовой.

На протяжении многих веков отсутствие единого стандарта не мешало, а более того – способствовало возведению великолепных, эстетически пропорциональных природе сооружений еще и потому, что в древнерусской архитектуре все членения были трехчастными», отмечает в книге «Золотые сажени Древней Руси» А. Ф. Черняев.

Например, пальцы рук, ног, руки (плечо-предплечье-кисть), ноги (бедро, голень, стопа) и т.д.- имеют трехчленное строение. Причем двухчленной конечности в природе не существовало.

Отношение 3-х длин составляют пропорцию, называемую вурфной. Значения вурфа по телу человека варьируется, в среднем составляя 1,31.

Причем коэффициент золотого сечения в квадрате, деленный на два равен вурфу. (1,618х1,618):2=1,31.

В настоящее время большинство архитекторов в России незаслуженно забыли методику проектирования по саженям и используют метрическую систему.

Рассмотрим историю возникновения метра. Метр был впервые введён во Франции в XVIII веке и имел первоначально два конкурирующих определения:

Как длина маятника с полупериодом качания на широте 45°, равным 1 c (в современных единицах эта длина равна м).

Как одна сорокамиллионная часть Парижского меридиана (то есть одна десятимиллионная часть расстояния от северного полюса до экватора по поверхности земного эллипсоида на долготе Парижа).

Современное определение метра в терминах времени и скорости света было введено в 1983 году:

Метр - это длина пути, проходимого светом в вакууме за (1 / 299 792 458) секунды.

Получается, метр искусственно выведенная единица измерения, не связанная напрямую, а, соответственно, не отражающая Гармонию Мира и Человека. Метр – эталон, образующий линию. Сажени же являются естественной для Человека мерой. Они образуют трехчастную (3 — сакральное число) систему, по которой гармонично формируется площадь и объём.

Петр Первый, как пишет Д.С. Мережковский в своей работе «Антихрист», отменил естественные меры: сажень, палец, локоть, вершок, присутствовавшие в одежде, утвари и архитектуре, сделав их на западный манер фиксированными. Не просто так метр вводился во Франции и в России во время революций. Разрушители знали, зачем надо забыть мудрость и традиции предков, уничтожить корни…

Древние люди чувствовали Гармонию интуитивно, не думая о мерках. Но связь с Богом слабела, поэтому и возникли жестко фиксированные размеры саженей, появились правила построения различных сооружений по саженям.

Наши предки бережно хранили и передавали вековую мудрость и красоту, воплощая их в храмах Древней Руси. Жизнь в поместьях и домах, построенных по саженям, позволяла не утратить ощущения Гармонии Мира, напоминала Человеку о Боге.

Теперь мы посещаем чудом сохранившиеся после коллективизации и урбанизации поместья. Например, в Москве около Красной Площади родовое поместье Романовых, где сейчас остался только дом-музей, «Дом бояр Романовых». Сохранились дом-музей и часть поместья художника Васнецова в бывшем Троицком переулке около метро Сухаревское.

На Новом Арбате за высотками прячется кусочек усадьбы и родовой дом Лермонтовых. Каждый знает Болдино – родовое поместье великого русского поэта Пушкина. Очаровательным уголком является поместье художника Поленова в Тарусе, музеем в котором заведуют его потомки.

Родовое поместье «отца русской авиации», мемориальный Дом-музей и усадьба Жуковского находятся в сельце Орехово, что в 30 км от Владимира, на трассе Владимир — Александров. И таких примеров множество.

Возрождение древних традиций создания усадеб и поместий, несомненно, послужит социально-экономическому подъему и оздоровлению жизни в стране, развитию духовных, творческих сил и способностей новых помещиков.

Используемая литература:

  1. А. Ф. Черняев «Золотые сажени Древней Руси».
  2. Форум http://forum.anastasia.ru/topic_47351_90.html
  3. Википедия.

Многообразие саженей

Рассмотрим различные варианты применения саженей при проектировании жилого дома. Общее для всех способов: при построении дома по саженям внешние габариты дома должны иметь разные размеры по 3-м осям координат, причем откладывается только четное количество саженей. Аналогично планируется пространство внутри дома, только берется четное количество полусаженей, локтей, пядей, пястей или вершков.

Такие детали, как округлые сверху окна и двери, высокая крыша, разные террасы и крылечки, ассиметричные элементы и части дома делают его оригинальным и запоминающимся. Отдельная тема – украшение дома резьбой, так называемое «узоречье». Это целый язык различных фигурок, рассказывающий о семье, живущей в доме. Мебель изготавливается в соответствии с размерами дома и хозяев. Дополняет внутреннее пространство дома цвет убранства: шторы, ковры, картины.

Проектирование по 16 фиксированным саженям

По 3-м осям откладывается четное количество саженей, которые должны быть различны и не стоять рядом в списке.

1. Пилецкого 2,055
2. Египетская 1,663
3. Меньшая 1,345
4. Казенная 2,176
5. Народная 1,760
6. Малая 1,424
7. Греческая 2,304
8. Церковная 1,864
9. Простая 1,508
10. Великая 2,440
11. Царская 1,974
12. Кладочная 1,597
13. Большая 2,584
14. Фараона 2,091
15. Черняева 1,691
16. Городовая 2,848

Так, внешние габариты дома могут быть следующими: длина – 6 церковных саженей, высота – 4 царских сажени, ширина – 4 народных саженей. Если дом круглый или многоугольный – то внешний диаметр равен четному числу саженей, например, 4 кладочным саженям.

Сажени по золотым пропорциям хозяина.

Предлагается взять пять последовательных чисел золотого сечения 0,382/0,618/1/1,618/2,618. Данные коэффициенты необходимо умножить на рост хозяина – в результате получается ряд саженей, пропорциональный его росту. Например, при росте 1,764 м, шкала будет следующей: 0,674/1,090/1,764/2,854/4,618 м. Указанный ряд последовательно умножается на 2, 4, 8, 16… – формируется таблица, по которой определяются размеры индивидуальных саженей. Вычисленные данным способом сажени разделяются соответственно на 2, 4, 8 ,16, 32… частей. В результате получаем самостоятельные единицы: полсажени, локти, пяди, пясти, вершки.

Виды «человеческих» саженей.

Самые известные «человеческие» сажени:

— маховая. Это длина вытянутых рук;

— ростовая. Просто рост человека;

— косая. Высота человека с поднятой вверх рукой.

По указанным саженям проектируется дом с учетом размеров хозяина и хозяйки. Внешние габариты дома рассчитываются по размерам хозяина, а внутренние – по размерам хозяйки. Здесь скрыт определенный смысл: подобное соответствие предназначено отражать соотношение ролей мужчины и женщины в семье.

В заключение необходимо отметить, что независимо от единиц длины (расстояние можно измерять в футах, метрах или попугаях) при проектировании по саженям мы создаем «живое», гармоничное Человеку пространство для Любви, творчества и отдыха.

Используемая литература:

1. А. Ф. Черняев «Золотые сажени Древней Руси».

Отзыв хозяйки дома, построенном по системе древнерусских саженей, о своем доме

Мой домик действительно построен по русским саженям. Но только снаружи. Внутри – уж как получилось. Жить в нём комфортно, уезжать из него не хочется – мы воспринимаем его как живое существо, очень приветливое и весёлое.

Причина ли этому сажени, или то, что он построен с Любовью нашим единомышленником, очень чистым и добрым человеком, с большим опытом строительства – трудно сказать.

Чаще всего я слышу про свой домик такие слова: «какой он у тебя ладненький!». Вроде маленький, а вроде – не очень, в меру высок, в меру – широк, крепенький такой – одним словом – ладный. А вот в этом, я думаю, заслуга саженей.

Он приятен глазу своими пропорциями, ну и нарядный, конечно (ведь мы его любим – вот и нарядили). Гости, заходя на минуточку, не уходят часами – так и сидят на ступеньках или террасе. Особенно это заметно по детям, спустит мама малыша на землю, чтобы идти домой, а он опять карабкается по лестнице в дом – и довольный такой.

Спустя полгода после постройки дома побывала на семинаре Черняева в Липецке. Там узнала важную вещь, которую стоит всем учитывать при строительстве дома, даже если строительство не в саженях.

Высота потолка в доме с печным отоплением должна быть как можно больше – перегретый воздух поднимается вверх и висит у потолка. Если потолки 3 метра (Черняев говорит, лучше – 3,20), то всё нормально. Если – ниже, то наша голова всё время находится в зоне дискомфорта.

И правда, в отопительный сезон мой сын не мог спать на верху двухъярусной кровати (высота наших потолков – 2,5 метра) – очень жарко и душно там наверху.

Я – за то, чтобы дома у поселенцев были добротными, красивыми и ладными. Лишние затраты «на красоту» окупаются сторицей – сколько раз попадается мне на глаза мой

Чтобы выбрать место для будущего строения, на земле раскладывали куски дубовой коры. Через три дня ее переворачивали и смотрели: если под корой находились лишь пауки да муравьи - плохое место, непригодное для жилья. Если же там были дождевые черви - можно строить. Или пекли три круглых маленьких каравая. Хозяин дома нес их до места постройки за пазухой, доставал и катал их по земле. Если все они ложились верхней коркой вверх - место считалось хорошим, безопасным. Если каравай переворачивался и ложился на верхнюю корку, искали другое место для постройки.

Если же все указывало на удачу, тогда с Божьей помощью брались за работу, не забыв положить под правый дальний угол строения серебряную монету, зерна, чтобы в новом доме не переводились ни хлеб, ни деньги. Порой добавляли шерсть - на счастье и ладан - для святости.

В глубокой древности существовало поверье, что новое жилье только тогда будет прочно, когда умрет глава поселившейся в нем семьи и в душе усопшего дом получит своего домового.

Приметы и обычаи для тех, кто строить дом

Не предвещает добра новостройка на месте старого дома, последний хозяин которого умер, не имея родных, или там, где старый дом был разрушен в результате стихийного бедствия.

Считалось, что тот из родичей умрет раньше, кто прежде всех войдет в дом, поэтому первым должен был войти самый старший в семье.

Чтобы отвести смерть от хозяина дом, хозяева тайно приходили на место закладки, отрубали у петуха голову и зарывали ее там, где предполагался передний угол дома.

Строительство дома

Плотников старались задобрить загодя. Сговорились насчет условий - пили «заручное». Когда клали два нижних бревна, приходил хозяин, приносил водку: пили «закладочные». Уложили первый ряд основных бревен - пили «обложейное». Когда заготовленный сруб переносили и ставили на указанное место - снова устраивали угощение. Матицу (главную балку, на которой настилается накат и укрепля-ется потолок) поднимали в особенно торжественной обстановке. Когда дом был построен, снова принимали меры для охраны его от нечистой силы: на печи, перегородках, полатях, обязательно на голбце - через него в первую очередь могла проникнуть в дом нечистая сила - рисовали знаки солнца, чертили кресты. Чтобы уберечь дом от несчастий, делали коньки на крышах жилых домов и хлебных амбаров.

Влозины

Переезжали в новый дом обязательно ночью. Конечно, полностью перенести пожитки в это время сложно, поэтому ограничивались несколькими предметами, которые символизируют жизнь в доме: подушкой, горшками, хлебом, мылом. Скотину обязательно перегоняли ночью, чтобы уберечь от сглаза. Старуха-хозяйка в старом доме накрывала стол скатертью и ставила на него хлеб-соль. Хозяин зажигал свечу перед образами и после общей молитвы клал икону себе за пазуху. Затем подходил к голбцу и говорил, отворив дверь в подполье: «Суседушко, братанушко, пойдем в новый дом! Как жили в старом доме хорошо и благо, так будем жить и в новом. Ты люби мой скот и мое семейство». После этого все отправлялись в новый дом. Хозяин нес петуха и курицу, хозяйка - хлеб-соль и квашню, остальные пожитки распределялись между членами семьи. Открыв дверь, хозяин прежде всего пускал в избу петуха и курицу и ждал, чтобы петух пропел на новоселье. Затем входил в дом, ставил икону, открывал голбец и приглашал: «Проходи-ко, суседушко, братанушко!» Новоселье заканчивалось семейной мо-литвой. Затем хозяйка накрывала стол, затапливала печь и принималась за стряпню. Существовал и такой обычай, как перенос в новый дом из старого священного огня. Старшая женщина-хозяйка (мать или свекровь) последний раз топила в старом доме печь, выгребала горячие угли в чистый горшок и накрывала его белой скатертью. В новом доме с поклонами и хлебом-солью ее встречали молодые хозяева. Принесенные угли высыпались в печурку, снятой с горшка скатертью символически трясли по всем углам, как бы выпуская домового. Затем горшок разбивали и зарывали под передний угол. Если до новой избы было далеко и не удавалось перенести туда священный огонь, переносили вместо него кочергу и другие атрибуты очага.

Приметы и обычаи, связанные с новосельем и переездом на новое место жительства

Счастливыми днями для новоселья считались двунадесятые христианские празднества (Пасха, Вознесение,Троица, Вербное воскресенье, Крещение, Сретение, Благовещение, Преображение, Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Воздвижение Креста и Рождество Христово). Особенно удачным для новоселья считалось Введение во храм Богородицы.

В новый дом первыми должны войти петух или кошка, или малознакомый чело-век, часто неправославный, за ними входил хозяин с иконой и хлебом-солью, а следом все семейство.

В новый дом обязательно надо взять икону, непочатый хлеб с горстью соли, квашню с растворенным тестом, петуха, курицу и кошку. Впуская в двери кошку, приговаривали: «Вот тебе, хозяин, мохнатый зверь на богатый двор».

Поставив икону в красный угол, отрезали ломоть от каравая хлеба и клали его под печку - домовому.

Петух - это символ огня, символ очага. Считалось, что если петух, внесенный в новую избу, запоет - это предвещает хозяевам счастливую жизнь. Если же молчит - значит их ожидает в новом доме какое-нибудь горе. Иногда петуха в ночь переселения до утра оставляли в избе, чтобы первый его крик прозвучал в новом жилище.

В некоторых областях хозяйка дома до рассвета (чтобы никто не видел) старалась три раза обежать новую избу нагишом со словами: «Поставлю я около двора же-лезный тын, чтобы через этот тын ни лютый зверь не перескочил, ни гад не пере-полз, ни лихой человек ногой не переступил, и дедушка-лесной через него не за-глядывал». Чтобы был этот замок крепок, баба в воротах перекидывалась кубарем также до трех раз с приговором, чтобы «род и плод в новом доме увеличивались».

Новоселье. Как организовать новоселье

Новое жилье надо было непременно освятить, и для этого в дом приглашался священник. После завершения ритуала накрывали праздничный стол, на который ставили блюда, имевшие символический смысл: пироги, предвещавшие хорошие отношения с будущими соседями, какое-нибудь блюдо из курицы, например, «богатые» щи на курином бульоне (чтобы денег было - куры не клюют) и т. д. Начинать пир полагалось с водки (чистой, в знак пожелания хозяевам безоблачной счастливой жизни на новом месте). Первый тост обязательно поднимался за долгую жизнь хозяина дома (затем за хозяйку и детей).

Подарки на новоселье было принято вручать непосредственно перед уходом. Подарок должен быть дорогим, для семейного пользования.

Приметы и обычаи, связанные с новосельем

Гости, приглашенные на новоселье, обязательно должны принести с собой хлеб и полную солонку соли - пожелание обилия и благополучия в доме.

Как и при выборе места для строительства дома, снова катали по полу караваи хлеба и смотрели, как они лягут, как хозяевам придется жить на новом месте, счастливо или нет.

Ни в коем случае нельзя было дарить новоселам конверт с деньгами.

Уходя из нового дома, хорошо сказать: «Мир вашему дому!»

Когда и как следует переезжать в новый дом, в квартиру

❧ При переезде в новый дом или квартиру не везут с собой кровать или стул, на котором преставился человек, в противном случае очень скоро будет новый покойник.

❧ Когда в дом вносят новую мебель, нужно об этом уведомить хозяина - домового:

Вот тебе, хозяин, мой новый скарб,

Пусть он будет не первый и не последний!

❧ Если люди делают закладку дома, нужно под три угла подложить мелочь и сказать:

Мир, покой, богатство.

Аминь.

Тогда и будет богатство в доме.

❧ Нельзя вносить в дом ветки боярышника и белой сирени, это приносит скорое несчастье. Не хранят также в доме ковыль.

❧ Чтобы в новом доме никогда не водились пруссаки (тараканы), двухвостки, клопы и другие насекомые, нужно при закладке дома позаботиться об этом. Попросите плотников, чтобы они вбили гвоздь между первым и вторым бревном. Прежде чем отдать плотникам этот гвоздь, наговорите на него так:

Обженяю я дерево с гвоздем.

Пусть они рядом лежат

Да усердно плодят: чистоту, здравие и богатство.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

❧ Если плотники, делая сруб, кладут бревно с выпирающим сучком, то у жильцов дома могут появиться опухоли. Если вы заметите это, то лучше заставить плотника снять этот нарост.

❧ Замечено, что если в доме три окна смотрят на север, то у хозяина охладевает чувство к жене.

❧ При переезде из старого жилища в новое не забудьте перевезти с собой в новые хоромы и хозяина. Делают это так: берут старый веник, постукивают им по порогу и говорят:

Хозяюшка-домовой, на салазки садись,

На новое местечко прокатись,

А на новом месте уживись.

Веник везут в новый дом.

❧ Если хозяйка вытерла руки о скатерть, она может этим навлечь на свой дом нищету или безденежье. Исправляют это так. Крикните в окошко, как бы окликая кого-то. Но кричать нужно только свое имя, то есть если хозяйку зовут Татьяна, то и в окно она должна крикнуть: «Таня».

❧ Когда топите в первый раз новую печку, перекреститесь и скажите:

Как твой дым покинет мой дом,

Так и дом мой пусть покинут все беды.

Ключ, замок, язык.

Аминь. Аминь. Аминь.

❧ Когда строят дом из дерева, то никто не может знать, не будет ли заложено в строительство то дерево, на котором задавился человек. Ведь лес поступает в продажу со всех мест.

Чтобы от этого подстраховаться и отвести беду, следует собрать первую стружку от бревен и сжечь со словами оберега:

Корни в земле, а оберег на мне.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

❧ Не следует закладывать в венец дома бревно с сучком, который растет из середины ствола дерева, иначе в новом доме все умрут в течение семи лет.

Нельзя ставить закваску ночью. Если так сделать, то три года в доме не будет денег.

❧ Чтобы в доме не было ссор, меняйте постельное белье только с субботы на воскресенье.

❧ Тот, кто закладывает дом 13-го числа, строит его чертям.

❧ Кто ночью моет пол, тот вымывает из дома счастье.

❧ Считается, что молния никогда не ударит в тот дом, где живет черный кот или черная собака.