Конспект занятия по обучению грамоте на тему: "Звуки М, МЬ и буква М". Конспект НОД «Знакомство с согласными звуками и и буквой « М» план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему Задания для дошколят с звуком м

В рубрике учим буквы сегодня буква «М» . Малыши любят эту букву быстро ее запоминают и называют ее мамина буква. И не случайно дети ее любят ведь в слове мама две буквы М.

Дорогие мои мы с вами уже говорили о том, что прежде, чем знакомить ребенка с буквой надо поработать сначала со звуком.

Сегодня я вам предлагаю, прежде, чем знакомить малыша с буквой проверьте на сколько ваш малыш внимательный? А для этого поиграйте с ним.

Игра на внимание:

Предложите запомнить слова со звуками [м, мґ], которые встретятся в сказке Г. Юдина «Поэты».

ПОЭТЫ

Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит:

– Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил:

Каждый день и каждый час

Мы твердим упрямо:

Нет на свете никого

Лучше нашей…

– Малины! – заорал Миша.

– Да при чем здесь «малина»! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы».

– Это тоже здорово! А теперь я сочиню… А про что?

– Ну, хотя бы про этот мухомор.

– Не ешьте белые макароны,

А ешьте красные мухоморы!

– Что ты, что ты! – испугался мышонок. – Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:

В лесу нет доктора важней,

Чем бойкий рыжий…

– Айболит! – заорал медвежонок.

– Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей – лес.

– Откуда ты так много знаешь?

– Кто много читает, тот много знает! – важно ответил мышонок Мыша.

После прочтения сказки спросите:

  • Понравилась ли ребенку сказка?
  • Что понравилось?
  • Какие слова со звуками [м, мґ] запомнил?

Буква «М»

Веселые стихи

Мама, глянь-ка!

Словно две родных сестры! Г. Виеру

П куда-то торопилась,

Посрединке проломилась,

П не П теперь совсем –

Она стала буквой М .

Г. Ванюхина

Мы за руки возьмемся,

Мы маме улыбнемся,

Мы, словно буква М , вдвоем

На праздник майский днем пойдем.

В. Степанов

Вот качели – буква М !

Здесь качаться можно всем!

Е. Тарлапан

Медвежонок по утрам

Все твердил упрямо:

– Нет на свете никого

Лучше моей мамы.

Взявшись за руки, мы встали

И на М похожи стали.

В. Степанов

Взялись за руки друзья

И сказали: «Ты да я –

Это мы». А между тем

Получилась буква М .

А. Шибаев

Мама Милу с мылом мыла,

В глаз попало Миле мыло.

Мама Миле говорила:

– Не сердись, дочурка Мила!

– Не сержусь, – сказала Мила, –

Я выплакиваю мыло.

И. Демьянов

Буква М – начало слов

многообразных:

Малина, мама, мухомор и масло.

М можно встретить нам легко:

Мёд, микстура, молоко.

Буква «М»

Пословицы и поговорки

1. Мир строит, а война разрушает.

2. Много снега – много хлеба.

3. Мало хотеть, надо уметь.

Чистоговорки

Ма-ма-ма – дома я сама.

Му-му-му – молоко кому?

Мо-мо-мо – едим эскимо.

Мы-мы мы – прочитали мы.

Ми-ми-ми – поем ноту ми.

Игры

Игра «Кто больше?».

1. Вспомните, какая ягода начинается со звука [м ] и заканчивается звуком [а ]. (Малина, морошка.)

2. Назовите цветы, в названии которых есть звук [м ]. (Мак, маргаритка, мальва, ромашка.)

3. Перечислите продукты, в названии которых есть звук [м ]. (Мясо, маргарин, масло, макароны, манная крупа, молоко, мука, мандарины.)

Игра «Доскажи словечко».

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Этот зверь – лесной… (медведь).

В черном поле заяц белый

Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Кто же этот заяц?.. (Мел).

* * *

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это?.. (Мышка).

Летом много их бывает,

А зимой все вымирают.

Прыгают, жужжат над ухом,

Как они зовутся?.. (Мухи).

Каждый тут в лесу талант –

И певец, и… (музыкант).

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку… (мячик)

* * *

Хоть на холоде лежат,

Но от стужи не дрожат.

Пусть ветра с водой свежи,

Покрывают пляж… (моржи).

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?.. (Май).

Мы щенка в воде и в мыле

Два часа мочалкой… (мыли).

Игра «Доскажи фразу».

Конь ржет, а корова… (мычит).

Собака лает, а кошка… (мяучит).

Луна светит, а звезды… (мерцают).

Игра «Волшебная цепочка».

Превратите мышку в миску .

(Мышка мошка – мишка – миска.)

Игра «Буква потерялась».

Найдите потерявшуюся букву.

– сква, – инск, – ак, – етро, – а – а, – ир.

Игра «Наоборот».

Назовите слова, которые начинаются со звука [м ], противоположные по смыслу данным словам,

Война – (мир ), ссориться – (мириться ), быстро – (медленно ), твердый – (мягкий ), глупый – (мудрый ), большой – (маленький ).

Игра «Один – много» .

Представьте данные слова во множественном числе: мост – (мосты ), музей – (музеи ), мука – (мука ), мыло – (мыло ), метро – (метро ).

Игра «Полсловечка за вами».

Мак… (-ушки ), маска… (-рад ), мясо… (-рубка ), мышь… (-як ).

Игра «Подберите пару».

машина маленький

море малиновый

мужчина медленный

мяч мирный

мел мелкий

музей мороженое

мясо музыкальный

Игра «Шесть магов».

1. м – – – а – г.

Этот придумали люди в Австралии.

2. маг – – – – – – –.

Этот и джаз, и частушки, и арии.

3. маг – – – – –.

Этот – прекрасный восточный цветок.

4. – – – – – – маг.

В этом – различных товаров поток.

5. ма – г – – – – – –.

Этот на клумбе, он мал, но красив.

6. – – маг –.

Если б не этот, вернее, не эта,

Я бы от вас не дождался ответа.

О т в е т: мустанг, магнитофон, магнолия, универмаг, маргаритка, бумага.

Игра «Найди слова».

Игра «Играем в прятки».

Вопрос. А кто еще жил в доме? Внимательно прочитайте предложение. Может, увидите еще кого-нибудь.

Игра «Слоговое лото».

1. Прочитайте слоги и составьте с ними слова. (Молоко, мама, мыло, мороз и т. д.)

2. На наборном полотне печатается слог ма , нужно добавить еще слог (слоги), чтобы получилось целое слово. (Ма-ма, ма-лина, ма-ки. )

3. Составьте слова, в которых один из слогов должен начинаться

с буквы «м»: ма, ти, ма, си, ма, ра, ма, ро, ма, му, ло, ла, ма, ло, мы. (Например: мама, мало, мыло, Рома, мука, рама, Сима, Тима. )

Игра «Магическая буква».

Л

А Р? И Я

О т ве т: армия, лампа

Игра «Хвостоглав».

Мы – малышки-коротышки.

Будем рады, если ты

Поразмыслишь и отыщешь

И начала и хвосты.

Мель мол мак

О т в е т: шмель, мельница, хмель; молоко, молодец, моль, смола, молекула; макароны, гамак, макет и т. д.

Игра «Черным по белому».

мел – – – – –

– – мел –

– мел –

– мел – – – –

Возможный вариант о т в е т а:

мельница, помело, шмель, смельчак.

Игра «Зашифрованное слово».

Отгадайте слово, используя шифр.

О т в е т: мандарин.

О т в е т: морковка, ветка, ведро, метла.

2. Кругограмма .

Отгадайте зашифрованное слово.

О т в е т: Мурзилка.

Перевертыши

МАДАМ. МИР ИМ.

МОКНЕТ ОКСАНА С КОТЕНКОМ

О т в е т: лапа. О т в е т: сок.

Загадки

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(Малина.)

Какой это мастер

На стекла нанес

И листья, и травы,

И заросли роз?

(Мороз.)

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

(Матрешка.)

Великан стоит в порту,

Освещая темноту,

И сигналит кораблям:

«Заходите в гости к нам!».

(Маяк.)

Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут!

(Мяч.) С. Маршак

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

(Морковь.)

Белый камешек растаял,На доске следы оставил.

(Мел.)

Зверь лохматый, косолапый,

Он сосет в берлоге лапу.

(Медведь.)

Раскаленная стрелаДуб свалила у села.

(Молния.)

Старик у ворот тепло уволок.

Сам не бежит и стоять не велит.

(Мороз.)

Я работаю в артелиУ корней лохматой ели.По буграм тащу бревно –

Больше плотника оно.

Не найдешь у нас пилы;

Не рубили мы стволы,

Не стучали топором, –

А под елью вырос дом.

(Муравей.)

В лесу у пня суетня, беготня:Народ рабочий весь день хлопочет,Себе город строит.

(Муравьи.)

Сами крошки, боятся кошки,

Под полом живут, туда все несут.

(Мыши.)

Мала, а никому не мила.

(Мышь.)

Думаю, что практический материал рубрики учим буквы на букву «М» вам понравился. Комментарии приветствуются!

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка определять направление звука в пространстве.

2. Подготавливать ребенка к усвоению звуко-слогового ряда путем формирования пространственно-временных представлений.

3. Научить ребенка четко произносить звуки [М] и [М"], дифференцировать звуки на слух и в произношении.

4. Ввести в пассивный и активный словарь ребенка понятия: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук».

5. Учить определять место звуков [М], [М"] в начале, середине и конце слов.

6. Учить анализировать слоги типа AM, MA.

Задание 1 . Дидактическое упражнение «Иди на звук» (развитие слухового внимания).

Взрослый завязывает ребенку глаза, а сам звонит в колокольчик. Ребенок должен идти на звук колокольчика.

Задание 2 . Дидактическое упражнение «Перед — между — после».

Взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие времена года, месяцы, дни недели он помнит; просит произнести их по порядку. Затем взрослый задает вопросы: какой первый месяц года? последний? перед мартом? после марта? между июнем и августом? (Аналогично игра проводится на материале дней недели, времен года.)

Задание 3 . Знакомство со звуком [М].

Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку и ответить на вопрос:

Голодная — мычит,

Сытая — жует,

Всем детям молоко дает. (Корова)

«Как мычит корова?» — «МММ...»

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [М]: когда мы произносим звук [М]:

Губки сомкнуты без напряжения;

Воздух выходит через нос;

Горлышко «работает».

Взрослый показывает ребенку символ звука [М]: корова мычит: МММ...,

затем объясняет, что звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук — согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком с колокольчиком. Таким образом ребенок усваивает характеристику звука [М].

Задание 4. Фонетическое упражнение.

Корова мычит: ММММММММММ... (вслед за взрослым произносить звук [М] длительно).

Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».

Взрослый произносит ряд звуков, слогов, слов и просит ребенка хлопнуть в ладошки в том случае, если он услышит звук [М] (изолированно, в слогах, в словах):

м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы;

мак, Оля, муха, дом, суп, мука;

Задание 6 . Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить слоги, при этом ребенок должен почувствовать смыкание губ при произнесении звука [М]:

ма, мо, му, мы; ам, ом, ум, им.

Задание 7 . Взрослый предлагает ребенку повторить слоговой ряд:

ма-мо, ма-мы, му-ма, му-мы; ам-ом, ум-им, ум-ам, ом-им.

Задание 8 . Взрослый произносит слова, голосом выделяя в них звук [М], а ребенок называет одинаковый первый (последний) звук в словах:

мак, муха, машина, мыло; дом, сом, ком, лом.

Задание 9 . Ребенку предлагается выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых звук [М] стоит:

в начале слов: мак, муха, маска, марка;

в конце слов: дом, сом, альбом;

в середине слов: сумка, самолет, лампа.

Для определения места звука [М] в слове рекомендуется использовать карточку и синий кружок с колокольчиком.

Задание 10 . Вспомнить вместе с ребенком:

месяцы года, в названии которых есть звук [М] (март, май);

время года, в названии которого есть звук [М] (зима).

Задание 11 . Закончить предложения (согласование местоимений с существительными):

Это моя... (шапка). Это мой... (дом). Это мое... (пальто). Это мои... (книги).

Задание 12. Знакомство со звуком [М"].

Взрослый задает ребенку вопрос: «Как называется детеныш коровы?» — «Теленок».

Взрослый обращает внимание ребенка на то, что теленок маленький, он мычит: мьмь...

Затем знакомит ребенка с символом звука [М"]: теленок мычит: мьмь... , х арактеристикой звука: согласный, мягкий, звонкий, и обозначением: зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 13 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М"]»:

мь, а, у, мь, и, мь; мя, ка, па, ми, ки, ме;

мяч, суп, миска, Миша, мир, ворона.

Задание 14 . Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить серию слогов:

мя-ме, ми-мю...; амь-омь, умь-имь...

Задание 15 . Взрослый просит ребенка перечислить картинки, названия которых начинаются на звук [М"]:

мяч, миска, мишка, мел, метро, месяц.

Игры с картинками: «Чего не стало?» (ребенок закрывает глаза, взрослый убирает картинку. Ребенок должен вспомнить название картинки, которую убрали.)

«Что изменилось?» (ребенок закрывает глаза, взрослый меняет картинки местами. Ребенок должен вспомнить и вое становить первоначальный ряд картинок.)

Задание 16. Дифференциация звуков [M] — [М"]. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М]»:

м, мь, мь, м...; ма, мя, ми, му...;ам, омь...; мяч, муха, мак, Миша...,

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (игра с мячом: взрослый произносит слог с твердым согласным звуком [M], при этом кидает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, произносит слог с мягким согласным звуком , возвращая мяч взрослому, и т.д.):

ма-мя, мо-..., му-..., мы-...; мя-ма, ми-..., мю-..., ме-...

Задание 17. Ребенку предлагается среди имен выбрать те, которые начинаются на звук [M] ():

Миша, Марк, Марина, Мирон...

Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки [М] и . (В конце занятия по теме взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие картинки он вклеил в свою тетрадь.)

Задание 18 . Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови первый звук в слове».

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто это?., (мышка)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной... (медведь)

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке:

Зимой — спит,

Летом — ульи ворошит. (Медведь )

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз)

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь )

Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет. (Муха)

Выучить чистоговорки:

Ма-ма-ма — дома я сама.

Му-му-му — молоко кому?

Мо-мо-мо — едим эскимо.

Мы-мы-мы — прочитали книгу мы.

Ми-ми-ми — поем ноту ми.

Ме-ме-ме — дай-ка травки мне.

Задание 19 . Взрослый произносит пару слов и просит ребенка определить, какой первый звук в этих словах, а затем составить с каждым словом предложение:

мышка — мишка; мыла — Мила; мал — мял.

Задание 20 . Упражнение для пальчиков и развития координации речи с движениями:

Мы писали, мы писали, -

А теперь все дружно встали

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Выполнять соответствующие движения.

Мы писали, мы писали, - Ритмично сжимать пальцы в кулачки.

Наши пальчики устали.

Мы немножко отдохнем —

И опять писать начнем.

Задание 20. Знакомство с буквой М.

Буква М с двумя горбами,

Как верблюд — смотрите сами!

О. Гофман

На что похожа буква М? Буква М из пальчиков: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные — сжать в кулачок.

Игры с буквой.

Задание 21 . Анализ слогов: AM, MA. Составление схем из кружков. (Согласный звук — синий кружок с колокольчиком, гласный звук — красный кружок.)

Составление из букв разрезной азбуки слогов AM, MA. Чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.

, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: закрепить знания детей о согласных звуках и буквах; учиться различать звуки по артикуляции, отличать звуки и букву, которая их обозначает. Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику.

Оборудование: презентация, мультимедийное устройство, тетради, ручки красного, синего и зелёного цвета.

Ход занятия

1. Организационный момент

.

Сядет тот, в чьём имени есть звук [И].

Психогимнастика. Логопед : Какое бывает выражение лица у мамы и папы, когда они сердятся? Что вы делаете, когда вас ругают (Слайд 1)(плачем, грустим, прячемся, защищаемся, молчим, извиняемся – дети мимикой выражают разное эмоциональное состояние). Разыгрываются 2-3 сценки.

2. Сообщение темы занятия.

(Показ слайда 2)

Логопед: Что это? – Дом. Какой последний звук в слове дом? (Звук [М]). В этом доме живут бабушка, дедушка, папа, мама, дети – сын и дочка по фамилии Михайловы. Скажите одним словом – “семья” (Слайд 3).Какой третий звук в этом слове? (Звук [М’]) – Сегодня мы будем учиться различать звуки [М]– [М’] и букву, которая обозначает эти звуки на письме. Буква М.(Слайд 4)

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Логопед: Посмотрите на мои губы, они чуть-чуть улыбаются, когда произносят звук [М’], и чуть-чуть сердятся, когда произносят звук [М].

М – нам губы звук смыкает!
Звуку голос помогает. (Профиль звука [М]– (Слайд 5),

Обозначение звуков цветовыми символами и “звоночками” (Слайд 6)

4. Развитие фонематического слуха. Игра “Твёрдый – мягкий”

Логопед: Семья Михайловых – дружная. Они вместе трудятся и вместе отдыхают, любят играть в различные игры. Папа Матвей предлагает вам поиграть в игру “Твёрдый – мягкий”. Если услышите звук [М], то поднимайте синий квадратик, а если услышитезвук [М’], то поднимайте зелёный квадратик. (Слова: самолет, малина, мёд, мост, милый, мала, мясо, мука, медведь, муха) Логопед: А на что же похожа буква М?

Буква М с двумя горбами, Как верблюд - смотрите сами (Слайд 6)

Взялись за руки друзья.
И сказали: “Ты да я – это мы!
А между тем
получилась буква М.
А.Шибаев (Слайд 7)

Логопед: Внукам Мите и Майе очень нравится играть и с бабушкой Машей.

5. Развитие внимания, памяти, логического мышления. Игра “Четвёртый лишний”.

Логопед: Посмотрите на картинки, назовите их, найдите “лишнее слово”, объясните, почему вы так считаете.

Образец ответа: Я считаю, что слово “дом” “лишнее”, потому что звук [М] в конце слова, а во всех словах слышится в начале слова.

(Масло, машина, малыш, дом – Слайд 9),
(Мяч, мёд, мелки, море -Слайд 10)
(Мороженое, мясо , мыло, муха -Слайд 11), (2 варианта ответа)
(Мама , монеты, мост, мотоцикл-Слайд 12).

Чем похожи слова? (молоко, молоток – Слайд 13) (Начинаются на твёрдый согласный звук [М], в каждом слове 3 слога, пишутся с гласной буквой О). В чём различие?(молоко–это продукт, а молоток-инструмент. В слове “молоко” – 6 букв и 6 звуков, в слове “молоток” -7 букв и 7 звуков)

Логопед: С дедушкой Мишей дети любят что-то мастерить, постучать молоточком и посмотреть интересные фильмы (слайд15)..

6. Физминутка – “Молоточки” (слайд14).

О.С. – ноги – на ширине плеч, руки опущены. Пальцы сжаты в кулачок.

– Кулачок об кулачок постучали – чок да чок. Молоточки тук-тук-тук. По гвоздочкам стук-стук-стук. Молоточки тук-тук, по гвоздочкам стук-стук. Молоточки тук-тук-тук. По гвоздочкам стук-стук-стук. (Повтор – 2 раза под музыку, дети выполняют соответствующие движения)

7. Чтение слогов и чистоговорок.

Ма-ма-ма - дома я сама.
Му-му-му - молоко кому?
Мо-мо-мо - едим эскимо.
Мы-мы-мы - прочитали книгу мы.
Ми-ми-ми - поем ноту ми. (Слайд 17).

8. Письмо слогов с буквой М (

разноцветными ручками) в тетради.

Логопед: Мама учит Митю и Майю писать буквы, слоги и слова.

Слоги – МА, МУ, МО, МЫ, МИ,
Слова – Мама, ам, ум.

9. Итог занятия.

С какими звуками познакомились? Чем они похожи? В чём их различие?

Открытый урок по предмету: Обучение грамоте

Тема : Звуки [М] , [М"] и буквы М , м.

Цели : уточнение знаний о звуках [М] , [М"]; упражнять детей в выделении звуков [М] , [М"] в словах и определении позиций звуков в словах ; знакомство с буквами М , м; учить читать обратные и прямые слоги; продолжать закреплять графические навыки; развивать зрительное восприятие, фонематический слух; развивать мелкую моторику рук.

Оборудование : игрушки Филя и Каркуша, цветные квадратики для составлений схем слов, игрушки – машина, мяч; неваляшки (синяя и зеленая, рисунки машины и мяча, рисунки к играм , карточка с буквой , домики для букв , слоговые таблицы, наборное полотно, касса букв ; на столе у каждого комплект : зеркало, сигнальные карточки, схема слова и цветные квадратики для звукового анализа , счетные палочки, цветные карандаши, простой карандаш, тетрадь.

Ход занятия:

I Организационный момент :

В : Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости . Кто это?

Филя и Каркуша.

В : Откуда они к нам пришли?

Из передачи «Спокойной ночи малыши»

В : Каркуша и Филя очень хотят сегодня позаниматься вместе с вами. Можно?

Да.

В : Тогда, проходите, занимайте свои места. И вы гости присаживайтесь. И мы начинаем наше занятие .

II. Повторение изученного материала :

В : Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв , познакомимся с новыми звуками и буквой . А скажите, чем отличается буква от звука ?

+ Звуки мы слышим , произносим, но не видим, а буквы мы видим , пишем, читаем.

В : С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.

А, О, У, Э, И.

В : Они какие?

Гласные.

В : Как они произносятся?

В : Посмотрите на схему этого слова. Из каких звуков оно состоит ?

Из гласных.

В : Сколько их?

Два.

В : Подберите короткие слова для этой схемы.

Ау! Уа! Иа!

III. Усвоение нового материала :

1) Введение в тему.

К.: Ребята, а можно я загадаю вам загадку?

К.: Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней. /машина/

(показывается машина – игрушка)

К.: Прыг – скок, прыг – скок,

Разыгрался колобок,

Выше Ани скачет

Наш весёлый …

Мячик.

В : Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки.

Машина, мяч.

В : Назовите первые звуки этих слов . Мммашина.

+ [М]

В : Мммяч.

+ [М"]

В : Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.

2) Уточнение артикуляции звука .

В : Возьмите зеркала, улыбнитесь. Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально) .

В : А теперь звук [М"] (хором, индивидуально)

В : Что происходит с нашими губами?

Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.

В : Да, а воздух выходит свободно?

Нет.

В : Что ему мешает?

Губы.

3) Характеристика звуков .

В : А как называются звуки , при произнесении которых нам что-либо мешает?

Согласными.

В : Значит, звуки [М] и [М"] какие ?

Согласные.

В : А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие . Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [М"] . … Чувствуете как звенит голос?

В : Значит звуки [М] и [М"] какие ?

Звонкие.

В : Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем?

Синим.

В : А мягкие?

Зеленым.

В : Вот посмотрите на наших помощниц Неваляшек. У синей Неваляшки что лежит в кармашке?

Рисунок с машиной.

В : Какой первый звук в этом слове ?

+ [М]

В : А так как машина у синей Неваляшки значит звук [М] какой ?

Твердый и на схеме будет обозначаться, синим цветом.

В : А у зеленой Неваляшки, что нарисовано на кармашке?

Мяч.

В : Какой первый звук ?

+ [М"]

В : Он какой твердый или мягкий?

Мягкий и на схеме будет обозначаться зелёным цветом.

В : Итак, давайте подведём итог. Звуки , [М] и [М"] какие?

Согласные, звонкие, [М] – твердый обозначается синим цветом, [М"] – мягкий, обозначается зелёным цветом.

4) Игры на развитие фонематического слуха

Ф : А для того, чтобы это все получше запомнить, я предлагаю поиграть в игру «Твердый, мягкий»

Ф : У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зелёная, а другая синя. Я буду называть слова на новые звуки , если вы слышите твердый звук поднимаем синюю карточку, если мягкий – зелёную.

Ф : Мак, мороз, метла, мёд, молоко. (показываю рисунки)

К : А я хочу с вами поиграть в слова. Назовите овощи со звуками М или М .

Морковь, помидор.

К : Назовите фрукты и ягоды с этими звуками .

Смородина, мандарин, малина, лимон.

К : А теперь назовите весенние месяца со звуком М .

Март, май.

В : А я знаю ещё одну игру, она называется «Где звук живет

В : Вы должны определить место звука в слове , в середине, в конце или в начале, а также определить твердый он или мягкий и обозначить на схеме своим цветом.

(дети берут карточки и цветные квадратики)

В : Маска, гном, сом, мухомор, лимон, медуза. (показываю рисунки) .

5) Физкультурная минутка.

В : А теперь давайте немного отдохнём. (выходят на коврики)

Девочки и мальчики То по кругу побегут,

Прыгают как мячики. То присядут, отдохнут.

Ручками хлопают, И давай опять скакать.

Ножками топают. Ну никак их не унять!

6) Знакомство с буквами М м (заглавной и прописной) .

В : Ребята, вот мы с вами говорили о звуках М и М . Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно?

+ Буква .

В : В : Да, нам нужна буква , которая обозначает эти звуки . Вот она.

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем :

Получилась буква М .

В : Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа?

В : Сколько в ней элементов?

В : Сложите её из палочек.

В : А теперь давайте напишем эту букву в воздухе .

В : А ещё нам нужно поселить эту букву в её квартиру . Скажите, в каком домике она будет жить?

С синей крышей.

В : Правильно, потому что это согласная буква – она обозначает два согласных звука . И так как они звонкие то квартира будет с левой стороны, во втором подъезде на третьем этаже. (селим букву )

В : А теперь откройте тетради и сделайте то же самое у себя. Сначала закрашиваем крышу дома, а затем вписываем букву в её квартиру .

+ (следить за осанкой, и правильностью выполнения задания, поощрения)

В : Обратите внимание на то, что в этой квартире будут жить два звука , которые обозначаются одной буквой .

7) Чтение слогов по слоговой таблице.

Ф : Ребята, а давайте почитаем слоги с новой буквой .

А А

О О

М У У М

Э Э

И И

(индивидуально, хором)

IV. Работа в тетради.

В : А сейчас я предлагаю размять наши пальчики.

(пальчиковая гимнастика)

В : Молодцы. Посмотрите еще раз как пишется буква М . (показываю на доске) А теперь пишем по одной строчке заглавной и прописной буквы М .

V. Звуко – буквенный анализ .

В : ребята, скажите, а как вы думаете, какое самое любимое слово для всех детей в мире?

+ МАМА

В : Давайте разберём это слово и составим его схему, а потом прочитаем.

(составление схемы слова, её подписывание буквами из кассы букв (у доски)

В : А теперь придумайте красивые предложения с этим словом.

+

VI. Итог. Обобщение.

Ф : Молодцы ребята, большое вам всем спасибо. Нам у вас очень понравилось. Но нам пора прощаться с вами и спешить на съемку новой передачи «Спокойной ночи малыши» . И мы обязательно к вам ещё не раз придём. До свидания!

+

В : Вот наше занятие подошло к концу , скажите с какими звуками мы познакомились ?

+

Они какие?

+

В : Какой буквой эти звуки обозначаются ?

+

В : Молодцы!

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: «Звук и буква Н. В гостях у носорога»

Задачи:

1. Учить детей слышать звук Н в словах.

2. Учить детей давать характеристику звука Н по опорной схеме.

3. Закреплять навык фонематического анализа обратного слога.

4. Развивать фонематические представления.

5. Закреплять зрительный образ буквы Н.

6. Упражнять в согласовании притяжательных местоимений мой, моя, мои с существительными.

7. Развивать произвольное внимание, зрительное, слуховое, тактильное восприятиею

8. Развивать мышление, конструктивный праксис, ориентировку на листе бумаги, мелкую моторику.

Оборудование:

Картинка-носорог, предметные картинки для фланелеграфа, в названии которых есть звук Н и те, в названии которых этого звука нет, фланелеграф, схема для характеристики звуков, схема для дифференциации понятий звук-буква, бланки для игры «Крестики-нолики», простые карандаши, счётные палочки, полоски для выкладывания звуковых схем, фишки для выкладывания схем, пластмассовые буквы, «Чудесный мешочек», стрелочки разных цветов, звуковые линейки, кораблики.

Ход занятия:

1. Организационный момент .

- К нам на занятие пришёл гость. Кто это? (носорог) Он узнал, что ребята в детском саду могут рассказать про его любимый звук.

2. Выделение звука из начала слова, характеристика звука по схеме.

- Какой первый звук слышится в слове носорог? Давайте расскажем носорогу, всё, что мы знаем про звук Н (характеристика звука по схеме).

3. Развитие фонематического восприятия, умения слышать звук Н в словах, развитие ориентировки на листе бумаги.

- Носорог приготовил для вас игру, она называется «крестики-нолики». Я буду называть слова, если в слове есть звук Н, ставим крестик, если нет – нолик (работают простым карандашом).

- Сколько слов со звуком Н я назвала? Как это можно определить (посчитать крестики). Давайте вспомним, какие слова со звуком Н я называла.

4. Физминутка.

5. Звуковой анализ слова ОН с опорой на звуковую схему.

- Ребята, носорог слышал, что вы умеете выкладывать некоторые слова фишками, давайте и его научим. Выложим схему слова ОН квадратиками.

Вопросы к детям (индивидуальные)

- Сколько звуков в слове ОН? Назови.

- Сколько гласных звуков в слове ОН? Назови.

- Сколько согласных звуков в слове ОН? Назови.

- Какой звук в начале слова ОН?

- Какой звук в конце слова ОН?

6. Развитие фонематических представлений.

- Давайте подарим нашему гостю подарки (картинки для фланелеграфа), но дарить мы будем только те, в названии которых слышится звук Н.

7. Согласование притяжательных местоимений с существительными.

- Понравились подарки нашему носорогу и он говорит: «Это мой носки» и т. д. Научим носорога говорить правильно. Как надо сказать? (мои носки и т.д.).

8. Развитие слухового внимания, выделение первого и последнего звука в звукосочетаниях.

- Носорогу пора отправляться дальше в страну звуков и букв. Вы хотите пойти с ним? Он возьмёт с собой только самых внимательных. Надо показать на звуковой линеечке, сколько звуков я произнесу (АНУ, НАО и т.д.). Какой первый звук? Какой последний звук?

9. Дифференциация понятий звук-буква. Носорог решил сначала отправиться к буквам, чтобы найти свою любимую букву Н. Чем отличаются звуки и буквы? (по опорной схеме).

10. Закрепление зрительного образа буквы Н.

- Крутись-вертись в звукобуквенной стране очутись!

- путешествовать мы будем по стрелочкам-указателям. Сначала пойдём по фиолетовой стрелочке. В какую сторону она указывает (вправо). А вот и наша буква Н, её обозначают звук Н. На что похожа буква Н? Давайте встанем парами и изобразим букву Н. Сколько палочек понадобится, чтобы выложить букву Н (выкладывают из палочек).

11. Развитие тактильного восприятия, мелкой моторики.

Давайте отправимся дальше. Теперь пойдём по оранжевой стрелочке. Куда она указывает? (влево)

- Ой, что это за мешочек. В нём буквы. Оказывается, в нём надо найти на ощупь буквы Н.

- А теперь давайте обведём эти буквы карандашом (обводят). Превратим их в морячков, наденем на них тельняшки (штрихуют).

12. Чтение прямых и обратных слогов. Отправимся вместе с буквами-морячками через море на корабликах. Корабли плывут мимо островов (на островах буквы А, О, У). Дети читают слоги (НА, АН, НО, ОН, НУ, УН в зависимости от того, где причалил кораблик).

13. Подведение итогов.

- Носорогу очень понравилось путешествовать вместе с вами. А теперь пора возвращаться в детский сад.

- Чему вы научились? Что понравилось? Какие были трудности?

Уважаемые читатели, если вас заинтересовало это занятие, напишите в комментариях, и я выложу фото наглядного материала.



Тема занятия: «Знакомство с числом ноль и соответствующей ему цифрой»

Цели: 1. Создать условия для формирования представлений учащихся о числе ноль как отсутствии объектов пересчета, познакомить с соответствующей цифрой и формировать умения писать цифру ноль. Закрепить умения учащихся устанавливать отношения между числами и записывать неравенства, писать изученные цифры.

2. Создать условия для развития наблюдательности, внимания, математической речи, мыслительных операций у учащихся.

3. Способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету.

Оборудование: рисунок звездного неба, звезды, плакаты с девизом и учебной задачей, образец написания цифры 0, карточки с неравенствами, карточки с цифрами, раздаточный материал – карточки с изображением животных, разрезные цифры, наборное полотно, рисунки солнца и солнца с облаком, карточки с именами детей, веера с числами от 0 до 10.

Ход занятия.

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Эмоциональный настрой.

- Сегодня на занятии,Весёлого счёта’’ мы совершим сказочное космическое путешествие.

Далекие звезды в небе горят,

Зовут они в гости умных ребят.

Собраться в дорогу недолго для нас –

И вот мы к полету готовы сейчас.

- Мы все станем космонавтами. Повторим за мной хором слова, которые станут девизом нашего занятия-путешествия.

Космонавтом хочешь стать –

Должен много-много знать!

- Во время полета вы будете осваивать новые знания, а на небе каждый раз будет загораться новая звезда.

ΙΙΙ. Актуализация опорных знаний и постановка проблемы.

(На партах у детей листы с изображением животных (птичка, шмель, стрекоза, мышка), карточки с цифрами 2, 2, 3, 4, 4, 5, пустая карточка.)

- Эти животные просят оказать им помощь. Что вы заметили? (Высказывания детей.)

- Предлагаю поработать в парах. Определите, сколько крыльев у каждого животного и положите рядом нужную карточку. Кто затрудняется в выборе числа, положите пустую карточку. (Работа в парах.)

(Проверка с помощью вееров.)

- Молодцы, вы помогли животным. Зажигаем звезду.

- Что вы заметили, выполняя это задание?

- Что можете сказать о количестве крыльев у мышки?

- Да, у мышки нет крыльев. Можете ли вы это записать с помощью числа?

- Знаете ли вы это число?

- Какую учебную задачу поставите для урока-путешествия? (Познакомиться с новым числом.)

- Молодцы, мы открываем еще одну звезду.

(Прикрепляю звезду на звездное небо.)

ΙV. Изучение нового материала.

- Ваши мысли,

- Какая цифра нам поможет обозначить число крыльев у мышки?

- Кто думает по-другому?

- Число ноль записывают цифрой 0.

(Показываю образец написания цифры 0.)

- Ребята, на что похожа цифра 0? (Высказывания детей.)

Цифра вроде буквы О –

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!

(- Могу прокомментировать. С правой стороны клетки, немного ниже верхнего угла, начинаем писать овал, который опускается на середину нижней стороны клетки. Потом опять округло двигаемся вверх к началу овала.)

Дети прописывают цифры в тетради на печатной основе.

- Предлагаю подчеркнуть самую красивую цифру, показать ее учителю и соседу по парте.

- Замечательно! На нашем пути загорается еще одна яркая звезда.

(Прикрепляю звезду на звездное небо.)

V. Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Вправо ниже наклоняйся (4 наклона),

Влево тоже наклоняйся (4 наклона).

Покружились, повертелись

И на место все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем. Поморгаем

И считать мы начинаем.

VΙ. Закрепление изученного материала .

-Послушайте загадку:

Я, друзья, совсем не злая.

В дом чужой идет – залаю.

Задавака? Забияка?

Нет! Обычная... (Собака)

- Кого же мы возьмем с собой в полет? (Собачку.)

- Собака – друг человека. Собаки летали в космос до первого полета человека. Как звали этих собак? (Белка и Стрелка.)

1.А сейчас посмотрим, как вы умеете быстро считать .

Прохлопайте столько раз, сколько у собачки:

ушей; (2)

лап; (4)

хвостов; (1)

рогов. (нисколько)

- С помощью какой цифры обозначим число рогов у собачки? (Ноль)

2. Сравнение чисел.

5*0 0*0 0*3

0*2 4*0 6*0

- На небе загорается еще одна яркая звезда. Космонавтам можно немного отдохнуть.

(Прикрепляю звезду на звездное небо.)

3.Задание на распределение внимания., Найди цифру’’.

- В космосе могут случаться разные неожиданности. Представьте себе, что наша ракета столкнулась с каким-то космическим телом. Ее так качнуло, что у веселых

клоунов все цифры разлетелись, потерялись. Помогите клоунам найти спрятавшиеся цифры.

- Какие цифры спрятались?

(Дети называют, выставляю на наборном полотне цифры: 1, 3, 0, 6, 4, 9, 5.)

- Предлагаю выставить их в порядке возрастания.

(Ученик выставляет на наборном полотне.)

- Справились? Молодцы! На небе загорелась очередная звезда! Все цифры на своих местах. Неисправность устранили.

Поздравляю всех! Путешествие к Солнцу закончилось. Посмотрите, какое красивое небо у нас получилось, сколько звезд зажглось на нашем пути. А это значит, что столько новых знаний вы получили.

VΙ Итог занятия.

- С каким числом и какой цифрой познакомились на занятии?

- Количество скольких предметов обозначает число 0?

VΙ Поощрение детей.

- Спасибо всем участникам нашего полета! За отличную работу на занятии каждый из вас получает звезду.

Занятие

«Дикие животные наших лесов»

Цель:

    учить детей отвечать на вопросы, отгадывать загадки, развивать диалогическую речь;

    учить детей употреблять в речи прилагательные, соотносить слова, обозначающие названия животных, с названиями их детёнышей;

    укреплять артикуляционный аппарат, отрабатывать навык правильного произношения звука «с» и работать над интонационной выразительностью речи, учить детей чётко произносить слова и отдельные фразы.

Ход занятия:

Речевая гимнастика:

Су-су-су, су-су-су,

Белку увидели в лесу.

Чистоговорку произносим с разной силой голоса (тихо  громче  громко):

Са-са-са, са-са-са,

Вот бежит лиса.

Чистоговорку дети произносят сначала все вместе, потом индивидуально с разными интонациями (удивленно, испуганно, радостно).

Во время работы с чистоговорками обращаю внимание на чёткое произношение звуков.

- О ком мы сейчас говорили? (О белке и о лисе.) Эти животные дикие или домашние? (Дикие.) Почему мы их называем дикими? (Потому что они живут в лесу.) Какие ещё животные живут в лесу? (Ответы детей.)

Дидактическая игра «Кто живёт в лесу?»

Воспитатель загадывает загадки. В игре используются картинки с изображением диких животных и фланелеграф.

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк.)

На фланелеграфе появляется «волк».

- Волк, какой? (Серый, лохматый, большой… дикий.)

- Как называется его дом? (Логово.)

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка.)

- Белка какая? (Рыжая, пушистая, маленькая… .) Рядом с волком выставляю на фланелеграф белку.

- Как называется домик в котором живет белка? (Дупло.)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

А в деревне кур крадёт. (Лиса.)

Появляется на фланелеграфе лиса.

    Лиса, какая? (Рыжая, пушистая, хитрая.)

    Как называется домик лисы? (Нора.)

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц.)

Появляется на фланелеграфе заяц.

- Расскажите какой заяц? (Маленький, трусливый, летом серый, а зимой белый…)

- Как называется домик зайца? Есть ли у него дом? (Зайчиха выводит своих зайчат в гнезде, в высокой траве. Когда зайчонок подрастает, его домом становится весь лес.)

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз.

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь.)

На фланелеграфе рядом с другими животными появился медведь.

- Расскажите про медведя. Какой медведь? (Большой, лохматый, косолапый… .)

- Как называется дом медведя? (Зимой - берлога, летом - весь лес.)

Словесная игра «Доскажи словечко»

- Зимой в лесу холодно, а летом жарко. Летом все звери ищут, где бы напиться воды. К водопою спешат звери со своими детёнышами (воспитатель читает стихотворение, дети, договаривая фразы, называют детёнышей диких животных). Используются картинки с изображением диких животных и их детёнышей.

Жарким днём лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой волчицей топал… Кто? (Волчонок.)

За мамой лисицей крался… Кто? (Лисёнок.)

За мамой ежихой катился… Кто? (Ежонок.)

За мамой медведицей шёл… Кто? (Медвежонок.)

За мамой бельчихой скакал… Кто? (Бельчонок.)

За мамой зайчихой прыгал… Кто? (Зайчонок.)

На фланелеграф дети выставляют диких животных и их детёнышей.

Все ребята молодцы!

Мы вам всем похлопаем,

Ножками потопаем,

Ручками помашем,

Вместе с вами спляшем.

Под музыкальное сопровождение дети произвольно пляшут.

Коспект занятия, по художественной литературе

Образовательные области : Коммуникация.

Разделы : Художественная литература.

Тема : Заучивание наизусть стихотворение Музафара Алимбаева

«Падают листья» .

Цель : Обогащать представления детей о поэтах Казахстана, учить выражать грустное настроение при чтении стихотворения, улавливать музыкальность, звучность, ритм поэтической речи. Познакомить и научить детей запоминать содержание стихотворения по схеме, развивать память, мышление, воображение.

Материал к занятию. Шкатулочка с хрустальным ключиком, портрет М. Алимбаева, цветная иллюстрация об осени, схема по содержанию стихотворения, дидактическая игра «Когда это бывает?»

Словарная работа. Охра.

Билингвальный компонент :кз, ырйек, азан, араша, жапратар, ааш.

Ход занятия:

Вступительная часть

1. Обыгрывание волшебной шкатулочки.

Воспитатель вносит в группу волшебную шкатулку.

Рассказывает детям, что царица Литературы подарила ребятам волшебную шкатулку. Что сегодня она хочет познакомить детей с новым художественным произведением.

Но чтобы шкатулка открылась нужно отгадать загадки.

Воспитатель загадывает загадки о явлениях природы.

(дети отгадывают загадки)

Жёлтой краской крашу я

Поле, лес, долины.

И люблю я шум дождя,

Назови-ка ты меня!

(осень)

Он пришел, наполнил кадки.

Поливал усердно грядки.

С шумом окна промывал.

На крыльце потанцевал.

Побродил на крыше вволю

И ушел по лужам в поле

(дождь)

Громко стучит,

Звонко кричит,

А что говорит -

Никому не понять,

И мудрецу не узнать.

(Гром)

На минутку в землю врос

Разноцветный чудо-мост.

Чудо-мастер смастерил

Мост высокий без перил.

(Радуга)

Гуляет в поле, да не конь.

Летает на воле, да не птица.

(Ветер)

Воспитатель хвалит детей за хорошие ответы и обращает внимание что в шкатулке

что – то щёлкнуло – это открылась шкатулка.

«А в шкатулке ребята находится волшебный хрустальный ключ.

Который сегодня нам откроет новое произведение, но для этого мы сейчас все вместе скажем волшебные слова»:

(дети произносят волшебные слова)

«Ключик хрустальный,

Мы любим стихи,

Поэт сочинил их-

А ты отыщи!»

Воспитатель открывает волшебную книгу с помощью ключика и волшебных слов.

«Ребята волшебная книга сегодня хочет нас познакомить поэтам

Музофарам Алимбаевым.

2. Посмотрите, царица Литературы прислала вам портрет поэта, она хочет, что ба вы запомнили поэта и узнавали его.

Поэт Музофар Алимбаев очень талантливый и уважаемый поэт. Он является одним из авторов нашей главной песни - гимна Республики Казахстан.

Он написал очень много красивых стихов о Родине, о природе, для детей.

На слова его стихотворений композиторы пишут музыку.

Сегодня наша волшебная книга «Капелька» приготовила нам стихотворение об осени.

А что ребята вы можете рассказать об осени?

- Какие осенние месяцы вы знаете?

А кто мне скажет как на казахском языке осень? (кз)

Назовите месяца осени на казахском языке? (ырйек, азан, араша)

Какое настроение у осени в нашем городе сегодня?

Какие стихотворения об осени вы помните?

Какой наряд у деревьев осенью?

Скажите как на казахском слово дерево, листья? (ааш, жапратар)

Ребята, мы устали. Выходите и встанте в круг, физминутка «Ааштар»

Тербеледі, ааштар

Алдымнан жел еседі

Кіп-кішкентай, ааштар

лкен болып седі

Воспитатель обращает внимание детей на иллюстраццию с изображением осени.

«Ребята поссматрите на иллюстрацию, и опишите ее :

Что изображенно на картине?

Какое солнце осенью? (не яркое, не греет сильно) .

Что стало с солнцем? (солнце меньше находится на небе)

Почему оно стало хуже греть?

А какой дождь бывает осенью?

Почему листья желтеют?

Почему листья облетают?

С чем можно сравнить осенние листья (с золотыми монетами) .

Как называется явление, когда падают листья? (листопад)

Ребята сегодня мы познакомимся со стихотворением Музафара Алимбаева

«Падают листья» , в стихотворение он рассказывает обо всех явлениях природы, которые происходят осенью».

3. Работа со стихотворением.

Воспитатель читает стихотворение.

(дети внимательно слушают воспитателя)

Дождику только бы злиться

Падают листья. Блестят.

Видно, что жёлтые листья

На ветки обратно хотят

Осень. Тоскливо и мокро

Так и текут день за днём

Яркая, жёлтая охра

Светит холодным огнём.

Затем воспитатель проводит краткую беседу по содержанию стихотворения.

Какое было настроение у поэта, когда он писал это стихотворение?

Какое по тону получилось стихотворение?

Каким голосом и в каком темпе нужно читать это произведение?

Воспитатель знакомит детей с новой техникой заучивания стихотворения по схеме

(можно составить вместе с детьми свою схему) .

Работа со схемой. Чтение хором по изображенной символике - 2-3 раза.

Затем индивидуальное чтение по частям и в конце чтение целого текста.

Дидактическая игра «когда это бывает?»

Заключительная часть.

Подведение итога занятия. Поощрение активных детей. Закрытие книги хрустальным ключиком.

Дата:

Класс:

Тема: «Звук и буква М».

закрепить четкое произношение звуков ибукв [м], [м‘], буквами “М”, “м”;

Коррекционно-развивающая

Коррекционно-воспитательная :

Оборудование:

Ход урока

1. Организационный момент.

Живет она в норке
В подполье, в каморке.
Серая малышка
Кто это? (мышка)

Произнесите несколько раз это слово. Какой звук слышится в начале слова?

- (Звук [м])

Какой он гласный или согласный?

-(Согласный, при произношении образуется преграда из губ)

Звонкий или глухой?

Назовите слова, в которых есть звук [м]

-(Машина, молоко, малыш, магнитофон, март, май)

Получилась буква М? – Да!

3. Основная часть.

Знакомство со звуком [М].

Голодная - мычит,

Сытая - жует,

Всем детям молоко дает. (Корова )

Воздух выходит через нос;

Горлышко «работает».

Фонетическое упражнение.

Корова мычит: ММММММММММ... (вслед за взрослым произносить звук [М] длительно).

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».

м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы; мак, Оля, муха, дом, суп, мука;

Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить слоги, при этом ребенок должен почувствовать смыкание губ при произнесении звука [М]:

ма, мо, му, мы; ам, ом, ум, им.

Повторить слоговой ряд:

ма-мо, ма-мы, му-ма, му-мы; ам-ом, ум-им, ум-ам, ом-им.

Скороговорка: Мама мыла Милу мылом. - Произносите скороговорку с разными интонациями (удивления; радости; печали).

Игра “Догоняй-ка” (Работа продолжается до тех пор, пока произношение детьми не достигнет темпа скороговорки)

4. Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,
Никто больше не шумит.
- Взять ладонь ребенка в руку и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца.

Игра “Дополни слоги до слов”

    ма- (машина, малина, матрешка, мальки)

    мо- (море, морж, мойка, мост, мох)

    му – (мусор, муха, муравей)

    мы – (мышка, мышь, мысли)

    ми – (мишка, миска, минута, мир)

    ме – (месяц, метр, мебель, мех, мел)

Чтение слогов и чистоговорок.

Ма-ма-ма - дома я сама.
Му-му-му - молоко кому?
Мо-мо-мо - едим эскимо.

Ми-ми-ми - поем ноту ми. (Слайд 17).

Письмо буквы М в тетради.

5.Итог занятия.

говорили на занятии ?

Какой это звук?

Каким цветом обозначаем?

Дата:

Класс:

Тема: «Звук и буква М».

Коррекционно-образовательная: Познакомить детей с новыми звуками [м], [м‘], буквами “М”, “м”; учить сравнивать звуки, различать буквы; .

Коррекционно-развивающая формировать навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения; делить слова на слоги; развивать умение анализировать слова, познавательные интересы и способности; развивать речь, внимание, память; обогащать словарный запас;

Коррекционно-воспитательная : развивать внимание, самоконтроль; развивать коммуникативные и речевые навыки.

Оборудование: индивидуальные зеркала, карандаши, мячик,

Ход урока

1. Организационный момент.

Игра «Запомни – повтори»
Гном – альбом – дом – ком 3 – 4 варианта цепочки
- Что общего в словах?
Муха – мыло – малина – моток 3 – 4 варианта цепочки
- Что общего в словах?
Мила – пирамида – пулемёт
- Что общего в словах?

На что похожа буква М? Что она напоминает вам? Выйти и взяться за руки.

Получилась буква М? – Да!

Давайте вместе громко произнесём этот звук, тихо, шепотом, без звука.

Сегодня на уроке мы не только повторим, то что изучили ранее, но познакомимся с новой буквой.

2. Артикуляционная гимнастика:

3. Основная часть.

Знакомство со звуком [М].

Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку и ответить на вопрос:

Голодная - мычит,

Сытая - жует,

Всем детям молоко дает. (Корова )

«Как мычит корова?» - «МММ...»

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [М]: когда мы произносим звук [М]:

Губки сомкнуты без напряжения;

Воздух выходит через нос;

Горлышко «работает».

Звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук - согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком с колокольчиком. Таким образом ребенок усваивает характеристику звука [М].

Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови первый звук в слове».

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто это?., (мышка )

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной... (медведь )

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке:

Зимой - спит,

Летом - ульи ворошит. (Медведь )

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз )

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь )

Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет. (Муха )

4. Пальчиковая гимнастика “Молоточки” .

О.С. – ноги – на ширине плеч, руки опущены. Пальцы сжаты в кулачок.

– Кулачок об кулачок постучали – чок да чок. Молоточки тук-тук-тук. По гвоздочкам стук-стук-стук. Молоточки тук-тук, по гвоздочкам стук-стук. Молоточки тук-тук-тук. По гвоздочкам стук-стук-стук. (Повтор – 2 раза под музыку, дети выполняют соответствующие движения

Звуки М – Мь в предложениях
Нам приготовили следующее задание.
У Октября рассыпались предложение и нам надо помочь ему их собрать добавть слова в которых пишеться буква М
Оля пьёт ….
По дороге едит….
Спит в берлоге…..
В саду растет ягода …..

Письмо буквы М в тетради.

5.Итог занятия.

Ребята, вспомните, о каком звуке мы сегодня говорили на занятии ?

Какой это звук?

Каким цветом обозначаем?

Что понравилось больше всего?

Выучить чистоговорки:

Ма-ма-ма - дома я сама.

Му-му-му - молоко кому?

Мо-мо-мо - едим эскимо.

Мы-мы-мы - прочитали книгу мы.

Ми-ми-ми - поем ноту ми.

Ме-ме-ме - дай-ка травки мне.

Взрослый произносит пару слов и просит ребенка определить, какой первый звук в этих словах, а затем составить с каждым словом предложение:

мышка - мишка; мыла - Мила; мал - мял.

Задание 19. Упражнение для пальчиков и развития координации речи с движениями:

Мы писали, мы писали, Ритмично сжимать пальцы

А теперь все дружно встали. в кулачки.

Ножками потопали, Выполнять соответствующие

Ручками похлопали. движения.

Мы писали, мы писали, Ритмично сжимать пальцы

Наши пальчики устали. в кулачки.

Мы немножко отдохнем -

Опять писать начнем.

Задание 20. Знакомство с буквой М.

Буква М с двумя горбами,

Как верблюд - смотрите сами!

О. Гофман

На что похожа буква М? Буква М из пальчиков: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные - сжать в кулачок.

Игры с буквой.

Задание 21. Анализ слогов: АМ, МА. Составление схем из кружков. (Согласный звук - синий кружок с колокольчиком, гласный звук - красный кружок.)

Составление из букв разрезной азбуки слогов АМ, МА. Чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.