Когда был открыт царскосельский. Учреждение царскосельского лицея. Лицейские годовщины у Пушкина

История строительства здания

Царскосельский лицей

Четырехэтажное здание Царскосельского лицея было построено как флигель Екатерининского дворца между Церковным корпусом и Знаменской церковью . Строительство велось в - годах по проекту архитектора И.В. Неелова.

Создание Царскосельского лицея

Лицей был открыт 19 октября 1811 года. Идея создания Лицея принадлежала видному российскому государственному деятелю М.М. Сперанскому , который был инициатором реформ, проводимых Александром I , считал, что России необходима конституция, которая должна уничтожить различия в правах между сословиями. Реформаторы той эпохи не были чужды романтизму, и это часто делало их реформы непоследовательными и плохо понятными населению страны. Работая над проектом Лицея, Сперанский вдохновлялся не только либеральными идеями, но и примером школы Аристотеля, которая называлась Лицеем или Ликеем. Античность была модной во времена царствования Александра I, и романтичная аналогия с античным предтечей оказала влияние как на программу, так и на распорядок дня лицеистов.

Целью Лицея была подготовка выпускников к государственной службе, и об этом прямо говорилось в его Уставе. В Лицей принимались мальчики 10-12 лет - как правило, выходцы из небогатых дворянских семей. Число лицеистов при открытии Лицея составляло 30 человек, а срок обучения – 6 лет. Лицей был закрытым учебным заведением, жизнь его воспитанников была строго регламентирована, мальчикам нельзя было покидать его территорию на протяжении всего года, в том числе – в каникулы.

День начинался подъемом в 6 утра, затем следовали утренний туалет, молитва и краткое повторение вчерашних уроков, затем 2 часа занятий, завтрак и еще 2 часа уроков. Потом – прогулка, обед и еще 3 часа занятий, вечерняя прогулка и занятия гимнастикой, плаванием, конной ездой, фехтованием – интересно, что набор видов спорта во многом совпадает с современным пятиборьем. Всего лицеисты занимались по 7 часов в день, но кроме этого, много времени отдавали чтению и беседам друг с другом.

В учебную программу входили предметы, которые разделялись на следующие категории:

  • нравственные (закон божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);
  • словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика);
  • исторические (российская и всеобщая история, физическая география) физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика);
  • изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование , верховая езда , плавание).

Лицеистам прививали вкус к литературному творчеству, они учились писать стихи и прозу, издавали собственные литературные журналы. Они много читали, благо в Лицее была прекрасная библиотека, пополнению которой профессора уделяли много внимания.

Выпускники Лицея были эрудированными людьми, воспитанными в духе любви к Отчизне и вольнодумия. Не случайно многие из них стали декабристами.

Лицеистов отличало то особое братство, которое воспел в своих стихах один из них – великий Пушкин . Когорта выпускников Лицея оказала серьезное влияние на изменения в культуре и политической жизни России, воплотив на деле девиз Лицея «Для Общей Пользы» и доказав тем самым возможность даже одного учебного заведения влиять на судьбы страны.

Судьба здания после революции 1917 года

Екатерининский дворец

О трагической судьбе библиотеки Царскосельского Лицея в СССР см. С. Шумихин «Странная судьба библиотеки Царскосельского лицея»

Современная история здания

Ссылки

Печатные источники

  • Селезнев И. Я. Исторический очерк бывшего Царскосельского, ныне Александровского лицея за первое его пятидесятилетие с 1811 по 1861 год. СПб. : тип. В. Безобразова, 1861.
  • Кобеко Д. Императорский царскосельский лицей. Наставники и питомцы 1811-1843. - Типография В. Ф. Киршбаума, 1911. - 554 стр.
  • Грот К. Я. Пушкинский лицей (1811-1817) : бумаги I-го курса, собранные академиком Я. К. Гротом. СПБ, 1911.
  • Гастфрейнд Н. Товарищи Пушкина по Императорскому Царскосельскому лицею. Материалы для словаря лицеистов 1-го курса 1811-1817 гг., тт. I-III. СПб., 1912-1913.
  • Руденские М. П.и С. Д. Они учились с Пушкиным. Л., Лениздат,1976.
  • Руденские М. П.и С. Д. Наставникам… за благо воздадим. Лениздат, 1986.
  • Руденская М. П., Руденская С. Д. В садах Лицея. - 1989. - 190 стр. -

Когда Александру Пушкину исполнилось одиннадцать лет, в его семье было принято решение отдать мальчика в учебное заведение. К тому времени он получил хорошее домашнее образование: Александр разбирался во французской литературе, знал поэтические работы М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, был в курсе литературных новинок, владел иностранными языками. Его лицейский товарищ, Иван Пущин впоследствии признавал, что Пушкин «нас опередил, знал то, о чём мы и не слыхали ».

В 1811 году открывалось новое учебное заведение, именно для дворян – Лицей в Царском Селе. Туда повёз Пушкина дядя его, довольно известный в то время писатель, Василий Львович Пушкин. В октябре того года дядя и отдал племянника на житьё-бытьё и в науку в Царскосельский Лицей.

На созданный по инициативе Александра Первого Лицей возлагались большие надежды. Стране нужны были новые деятели общенационального и общегосударственного образа мыслей. В Лицей было много вложено из того, что имела культурная Россия. В этом учебном заведении должны были учиться два младших брата царя, но впоследствии от этого шага отказались.

Во главе Царскосельского Лицея стояли умнейшие люди России, не просто преподаватели, а просветители: В.Ф.Малиновский и Е.А.Энгельгардт. Слушателям Лицея читались не учебные дисциплины, а преподавались науки, причём профессурой. Библиотека в этом учебном заведении была прекраснейшая, денег на неё не жалели. Каждому воспитаннику в Лицее полагалось отдельное помещение. Физические наказания были не допустимы.

Расписание дня было приблизительно таким: на освоение наук – семь часов; другое время, помимо сна, отводилось на прогулки, игровые занятия, гимнастику. Отметок, как таковых, не было, на каждого воспитанника составлялся отзыв. Спортивные занятия были в приоритете. Обязательны: музыка, иностранные языки, рисование.

В Лицее Александр был бодр: он развернулся среди товарищей и явился остроумным, подвижным мальчиком, горячим в дружбе, беззаветно преданным товарищем и проявил большую страсть к писательству. В Лицее образовался товарищеский кружок, дружеский, тесный, в который вошли Пушкин, Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер, писавшие стихи, а также князь Горчаков, будущий знаменитый русский канцлер, обладавший тонким, наблюдательным умом, умевший со всеми ладить, и большой остроумец Илличевский.

Эти даровитые, мечтательные юноши все время после занятий проводили вместе, гуляли в прекрасном, густолиственном Царскосельском парке, читали друг другу свои повести и стихи, завели даже свой журнал. Главой этого журнала и самым усердным его работником был Александр Пушкин, который в науках не шёл бойко, — особенно не давалась ему арифметика и алгебра, — но по словесным предметам выдавался и был впереди всех. В 1815 году, на публичном экзамене, где присутствовал знаменитый поэт Державин, тогда уже маститый старец, юный Пушкин сначала робко, потом с полным увлечением, прочитал своё стихотворение «Воспоминания в Царском Селе».

Всё стихотворение дышало искренностью, простотой, оно глубоко тронуло старца Державина. Он слушал стихи с восторгом; слёзы дрожали на его глазах. Когда замер звук последнего стиха, он хотел обнять юного Пушкина; но его уже не было. Смелость его разом пропала, — он сконфузился и убежал из зала, его искали и нигде не могли найти.

Но внимание великого Державина так его тронуло и захватило, что он потом, много позднее, не раз вспоминал об этом случае в беседах с друзьями и отметил даже в своих стихах, сказав: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил».

В 1817 году Александр закончил образование в Лицее. Из стен Лицея Александр Сергеевич вышел другим человеком: он имел огромный запас сведений, навыков, знаний по русской литературе и латыни, по истории и мифологии, французской риторике и российской поэзии, математике, эстетике, немецкой риторике и других.

Когда лицейская жизнь ушла в светлые воспоминания прошлого, Пушкин, почти ежегодно 19 октября, в день открытия Лицея и вступления его в это учебное заведение, вспоминал о нём с грустным чувством умиления; и не раз обращался ко всему, что связано с Лицеем в прекрасных, звучных стихах.

Самым легендарным учебным заведением России Царскосельский Императорский лицей стал сразу после своего учреждения. Инициатором его появления был император Александр I, блестящий преподавательский состав и талантливый директор своими педагогическими, личными талантами вывели в свет несколько поколений русских мыслителей, поэтов, художников, военных. Выпускники лицея составляли российскую элиту не столько по происхождению, сколько по претворению в жизнь принципов беззаветного служения Отечеству на любом поприще.

Основание

Царскосельский Императорский лицей был открыт в годы правления Александра I, а конкретнее, указ о его основании был подписан высочайшим соизволением в августе 1810 года. Основание высшего учебного учреждения пришлось на «либеральные годы» правления государя. Лицей должен был стать первым образцом учебного заведения с европейским подходом к образованию, взращенному на русской почве.

Царскосельский Императорский лицей, от прочих высших школ, отличался отсутствием физических наказаний, дружеским отношением между преподавателями и учениками, насыщенной учебной программой, рассчитанной на формирование личных взглядов и многим другим. Планировалось, что обучаться в лицее будут великие князья, младшие братья правящего царя, Николай и Михаил, но впоследствии им решили дать традиционное домашнее образование.

Условия жизни

Для лицея было предоставлено четырехэтажное новое здание - флигель Царскосельского дворца. Помещения первого этажа предназначались для медчасти и правления. На втором этаже располагались учебные классы для младшего курса, третий был отдан старшим учащимся, а самый верхний, четвертый этаж, занимали спальни. В личных опочивальнях была скромная, почти спартанская обстановка, меблировка состояла из кованой кровати обтянутой парусиной, канцелярского стола для занятий, комода и стола для умывания.

Для библиотеки отвели двухсветную галерею, которая была расположена над аркой. Парадный зал для торжеств находился на третьем этаже. Службы, церковь и квартира директора располагались в отдельном строении рядом с дворцом.

Идея обучения

Концепцию и учебную программу разрабатывал влиятельный царедворец, советник Александра I в первой половине его царствования Основной задачей было воспитание государственных служащих и военных новой формации из детей дворянского сословия. Идеей Сперанского было европеизировать Россию, а для этого нужны были чиновники с другим мышлением, имеющие внутреннюю свободу и соответствующий уровень гуманитарного образования.

Отбор лицеистов был весьма строгим, принимались мальчики из дворянских семей возрастом от 10 до 12 лет, которые должны были успешно сдать вступительные экзамены, подтвердив достаточный уровень знаний по трем языкам (русский, немецкий, французский), истории, географии, математике и физике. Полный курс составлял шестилетнее обучение, разбитое на две ступени, на каждую уделялось по три года.

Гуманитарии и военные

Основное направление образования - гуманитарное, позволявшее воспитать в ученике способность к дальнейшему самостоятельному обучению, логику и всесторонне развить заложенные в ребенке таланты. В течение шести лет велось преподавание по таким основным предметам:

  • Изучение родного и иностранных языков (русский, латынь, французский, немецкий).
  • Нравственные науки закон Божий, философия).
  • Точные науки (арифметика, алгебра, тригонометрия, геометрия, физика).
  • Гуманитарные науки (история российская и иностранная, хронология, география).
  • Основы изящных письмен (риторика и ее правила, произведения великих писателей).
  • Искусство (изобразительное, танцы).
  • Физическое воспитание (гимнастика, плавание, фехтование, верховая езда).

На первом курсе ученики осваивали азы, а на втором от основ переходили к углубленному освоению всех предметов. Кроме этого, на протяжении всего обучения уделялось много внимания гражданской архитектуре, спорту. Тем, кто выбирал военное дело, дополнительно читались часы по истории войн, фортификации и прочим профильным дисциплинам.

Весь учебный и воспитательный процесс проходил под неусыпным надзором директора. В преподавательский состав входили семь профессоров, священник обучавший закону Божьему, шесть учителей изящных искусств и гимнастики, два адъюнкта, за дисциплиной следили по три надзирателя и гувернера.

Первый набор учеников осуществлялся под надзором самого императора, из 38 человек подавших документы и прошедших конкурс, в лицей в Царском Селе были приняты только 30 студентов, список был утвержден царственной рукой. Александр I осуществлял патронаж учебного заведения, а граф Разумовский А. К. был назначен главой лицея в звании главнокомандующего. По должности графу полагалось присутствовать на всех экзаменах, что он с удовольствием делал, зная в лицо и поименно всех учащихся.

Принципы

Задачи директора лицея были всеобъемлющи, эту должность доверили В. Ф. Малиновскому, получившему образование в Московском университете. Согласно уставу учреждения, директор был обязан круглосуточно проживать на территории лицея и уделять внимание ученикам и всему процессу неустанно, он нес личную ответственность за учащихся, за уровень преподавания и общее состояние лицейского быта.

Царскосельский императорский лицей был укомплектован лучшими педагогами своего времени, все имели высшее образование, научные степени, любили свое дело и подрастающее поколение. Педагоги были свободны в выборе методов преподнесения знаний, неукоснительно должен был соблюдаться один принцип - никакого праздного времяпрепровождения у лицеистов не должно быть.

Ежедневное расписание

Обычный учебный день был построен по строгому расписанию:

  • Утро начиналось в шесть часов, выделялось время для гигиенических процедур, сборов, молитвы.
  • Первые уроки в классах стартовали с семи до девяти утра.
  • Следующий час (9:00-10:00) ученики могли посвятить прогулке и перекусу (чай с булочкой, завтрак не предполагался).
  • Второй урок начинался в 10:00 и длился до 12:00, после чего в течение часа в расписании была прогулка на свежем воздухе.
  • Обед подавался в 13:00.
  • Во второй половине дня, с 14:00 до 15:00, студенты занимались изящными искусствами.
  • С 15:00 до 17:00 следовали занятия в классах на уроках.
  • В 17:00 детям предлагали чай, после чего до 18:00 следовала прогулка.
  • С шести часов и до половины девятого вечера ученики занимались повторением пройденного материала, занимались во вспомогательных классах.
  • В 20:30 подавался ужин, после которого следовало свободное время для отдыха.
  • В 22:00 наступало время молитвы и сна. Каждую субботу учащиеся посещали баню.

Лицей в Царском Селе отличался от остальных учебных заведений еще и тем, что для преподавателя было обязательным добиться знания и понимания своего предмета от каждого ученика. Пока материал не будет усвоен всеми студентами в классе, педагог не мог приступать к новой теме. В целях достижения эффективности, для отстающих учеников вводились дополнительные занятия, изыскивались новые подходы преподавания. В лицее была своя система контроля за уровнем полученных и усвоенных знаний, каждый лицеист писал отчеты, отвечал на устные контрольные вопросы.

Часто учитель считал за благо оставить ученика в покое по своему предмету, Пушкина не заставляли досконально знать математические науки, профессор Карцов говорил: «У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи».

Лицейская жизнь

Лицей в Царском Селе был наделен еще одной особенностью - полной закрытостью, лицеисты не покидали стены учебного заведения в течение всего учебного года. Также была форма одежды, единая для всех. Она состояла из темно-синего кафтана, стоячий воротник и обшлага рукавов, которого были красного цвета, застегивался он позолоченными пуговицами. Для отличия старших и младших курсов были введены петлицы, для старшего курса они были шиты золотом, для младшего серебром.

В лицее, где учился Пушкин, большое внимание уделялось воспитанию. Ученики уважительно относились не только к людям своего сословия, но и к прислуге, крепостным. Человеческое достоинство не зависит от происхождения, это внушалось каждому студенту. По этой же причине дети практически не общались со своими родными - все были наследниками крепостных и дома могли часто видеть совсем иное отношение к зависимым людям, в дворянской среде пренебрежение к крепостным было обычным делом.

Братство и честь

Несмотря на то что лицеисты имели плотных график учебы и занятий, в своих воспоминаниях все признавались в достаточном количестве свободы. Студенты жили по определенному своду законов, устав заведения был вывешен в коридоре четвертого этажа. Один из пунктов утверждал, что сообщество учеников является единой семьей, а потому в их среде нет места чванству, бахвальству и презрению. Дети приезжали в лицей с малых лет, и он становился для них домом, а товарищи и педагоги настоящей семьей. Обстановка в императорском Царскосельском лицее была дружеской, сплоченной.

Для лицеистов была разработана система поощрений и наказаний, исключавшая физическое насилие. Провинившихся озорников сажали в карцер на три дня, куда лично приходил директор для проведения беседы, но это была крайняя мера. По прочим поводам выбирались более щадящие методы - лишение обеда на два дня, в это время ученик получал только хлеб и воду.

Лицейское братство иногда самостоятельно выносило вердикт поведению своим участникам, тем кто отступал от чести и попирал достоинство. Ученики могли объявить бойкот товарищу, оставив его в полной изоляции без возможности общаться. Неписаные законы соблюдались не менее свято, чем устав лицея.

Первый выпуск

Первые воспитанники Царскосельского Императорского лицея вышли из стен учебного заведения в 1817 году. Практически все получили места в государственном аппарате, по результатам экзаменов многие вышли на службу в высоких чинах, много лицеистов выбирало военную службу, приравненную по статусу к Пажескому корпусу. Среди них были люди, ставшие гордостью российской истории и культуры. Великую славу лицею принес поэт Пушкин А. С., никто до него с таким теплом и трепетом не относился к своей школе и преподавателям. Он посвятил Царскосельскому периоду множество произведений.

Практически все учившиеся в первом наборе стали гордостью страны и прославили Царскосельский Императорский лицей. Знаменитые выпускники, такие как: Кюхельбехер В. К. (поэт, общественный деятель, декабрист), Горчаков А. М. (выдающийся дипломат, глава внешнеполитического ведомства при царе Александре II), Дельвиг А. А (поэт, издатель), Матюшкин Ф. Ф. (полярный исследователь, адмирал флота) и другие, внесли свой вклад в историю, культуру, развитие искусств.

Лицеист Пушкин

Переоценить влияние Пушкина на русскую словесность невозможно, его гений был раскрыт и воспитан в стенах лицея. По воспоминаниям однокашников, у поэта было три прозвища - Француз (дань великолепному знанию языка), Сверчок (поэт был подвижным и говорливым ребенком) и Смесь Обезьяны и Тигра (за пылкость нрава и склонность к ссорам). В лицее, где учился Пушкин, экзамены проводились каждые полгода, именно благодаря им талант был замечен и признан еще в школьные годы. Свое первое произведение поэт опубликовал в журнале «Вестник Европы», будучи лицеистом, в 1814 году.

Обстановка в Императорском Царскосельском лицее была такова, что не почувствовать своего призвания ученик не мог. На выявление и развитие талантов был нацелен весь учебный процесс, способствовали этому преподаватели. В своих воспоминаниях, в 1830 году, А.С. Пушкин отмечает: «…начал я писать с 13-летнего возраста и печатать почти с того же времени».

В углах Лицейских переходов,

Являться Муза стала мне.

Моя студенческая келья,

Доселе чуждая веселья,

Вдруг озарилась — Муза в ней

Открыла пир своих затей;

Простите, хладные науки!

Простите, игры первых лет!

Я изменился, я поэт...

Первое известное публичное выступление Пушкина произошло на экзамене при переходе с начального курса на старший, заключительный курс обучения. На публичных экзаменах присутствовали именитые люди, в том числе поэт Державин. Прочитанное пятнадцатилетним учеником стихотворение «Воспоминание о Царском Селе» произвело на присутствовавших гостей огромное впечатление. Пушкину сразу стали прочить великое будущее. Его произведения высоко ценили светочи русской поэзии, его современники - Жуковский, Батюшков, Карамзин и другие.

Александровский лицей

После восшествия на престол Николая I лицей был переведен в Петербург. Царское село было пристанищем лицеистов с 1811 по 1843 год. Учебное заведение переехало на Каменоостровский проспект, где для студентов было выделено помещение бывшего Александринского сиротского дома. Кроме того, учреждение было переименовано в Императорский в честь своего создателя.

Традиции и дух братства поселились и в новом помещении, как ни пытался бороться с этим явлением Николай I. История Царскосельского Императорского лицея продолжилась на новом месте и продлилась до 1918 года. Постоянство отмечалось соблюдением неписаных правил, действующего устава, а также гербом и девизом - «Для общей пользы». Отдавая дань своим известным выпускникам, в 1879 году 19 октября, в стенах Александровского лицея был открыт первый музей А.С. Пушкина.

Но с обоснованием на новом месте некоторые изменения были введены. Согласно новому учебному плану, учеников стали принимать и выпускать ежегодно, военные дисциплины были полностью упразднены, расширился список гуманитарных наук. Ответом времени и изменившейся среде стали новые кафедры - сельского хозяйства, архитектуры гражданского назначения.

После 17-го года

В 1917 году состоялся последний выпуск студентов. До 1918 года занятия продолжались с большими перерывами, закрыли Александровский лицей в мае того же года. Знаменитая библиотека была частично отправлена в Свердловск, большая часть распределена между библиотеками, утеряна или нашла пристанище в частных руках. Удалось сохранить около двух тысяч томов из общего собрания книг, и локализовать их в собрании Государственного литературного музея в 1938 году. Собрание, попавшее в Свердловскую библиотеку, в 1970 годах, было передано в фонд музея Пушкина.

Здание Александровского лицея использовалось для разных целей. В 1917 году в нем располагался штаб Красной армии и другие организации. До начала Великой Отечественной войны и после нее в помещениях была школа, потом здание отдали в распоряжение СГПТУ. Сейчас в здании находится колледж управления и экономики.

Страшная судьба постигла многих лицеистов и педагогов Александровского лицея. В 1925 году было сфабриковано дело, по которому в числе прочих. обвинялись в создании контрреволюционной организации последний директор лицея Шильдер В. А и премьер-министр Голицын Н. Д. Всех обвиняемых в заговоре с целью восстановления монархии, а их насчитывалось 26 человек, и расстреляли. Так печально завершил историю Императорский царскосельский лицей. Пушкин был его певцом и гением, остальные лицеисты историей и гордостью.

Современная педагогика все чаще склоняется к мысли, что идеи, заложенные Сперанским, лучший вариант образования для молодого поколения, который нелишне будет применить сегодня.

Мемориальный Музей-Лицей был открыт в 1949 году в здании бывшего Императорского Царскосельского Лицея - одного из привилегированных учебных заведений России 1-й четверти XIX века (основан императором Александром I в 1811 году для детей дворян).

Внимание!

С 1 октября по 7 ноября изменен режим работы Музея-Лицея
Режим работы: с 9.30 до 18.00, касса до 17.00
С 9.30 до 10.30 осуществляется прием только предварительно заказанных групп
Музей-Лицей открыт в санитарную пятницу 25 октября и во вторник 29 октября.

С 1811 по 1817 год здесь воспитывался Пушкин, здесь он нашел преданных друзей, до конца дней сохранивших верность нерушимому лицейскому братству, здесь, «близ вод, сиявших в тишине», юному поэту стала «являться муза». Первый лицейский выпуск, впоследствии названный пушкинским, оказался самым блистательным. Имена многих соучеников Пушкина вошли в историю. Среди них — дипломат А. М. Горчаков, поэты А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, адмирал, историограф русского флота Ф. Ф. Матюшкин, декабрист И. И. Пущин.

Музей воссоздает обстановку, в которой жили и учились лицеисты I выпуска. На основе архивных материалов восстановлены Большой зал, Газетная комната, Библиотека (в ней хранятся подлинные книги лицейской библиотеки), учебные классы, спальни воспитанников, а также квартира гувернера и учителя рисования С. Г. Чирикова. На 2-м этаже лицейского здания открыта постоянная экспозиция «Живем мы памятью Лицея» , представляющая 200-летнюю историю этого замечательного учебного заведения и рассказывающая о судьбах выдающихся выпускников Лицея разных лет.

19 октября 1811 года в Царском Селе открылся Лицей - новое учебное заведение для мальчиков из привилегированных семей. Через много лет один из лицеистов, И. И. Пущин, писал в своих "Записках о Пушкине", что учебное заведение "самим своим названием поражало публику в России", ведь мало кто знал историю происхождения этого слова. А между тем, одна из окраин древнегреческих Афин называлась когда-то Ликей, здесь находился храм Аполлона с прекрасным садом, и именно в этом саду Аристотель занимался с учениками в знаменитой "гимнасии". В 18 веке учебные заведения с названием "лицей" появились во Франции.

Новое учебное заведение создавался под пристальным вниманием императора Александра I, который хотел, чтобы из Лицея выпускались высокообразованные люди, которые в будущем могли бы занимать самые важные государственные должности. Предполагалось, что именно здесь будут учиться младшие братья императора, великие князья Николай и Михаил. Поэтому Лицей разместили в четырехэтажном флигеле Екатерининского дворца в Царском Селе, специально перестроенном архитектором В. Стасовым. Из дворца туда можно было даже перейти по специальному крытому переходу.

Проект нового учебного заведения и его устав разрабатывал сам М. Сперанский, имевший в первые годы царствования Александра I большое влияние на императора. Речь шла о подготовке "новых людей", которые смогут осуществлять передовые преобразования в России. Именно поэтому Лицей становился закрытым учебным заведением, и его ученики должны были не только учиться, но и жить здесь. В уставе подчеркивалось, что "Лицей в правах и преимуществах своих совершенно равняется с Российскими университетами". Программа обучения здесь делилась на два курса, каждый по три года, предусматривалось, что ученики будут получать общее образование, но с преобладанием гуманитарных наук. Так, в начальном курсе речь шла об обучении грамматике, математике, истории, "изящным письменам" - словесности, изящным искусствам. В программе старшего курса особенное внимание уделялось "наукам нравственным", под которыми понимались "те познания, кои относятся к нравственному положению человека в обществе", а также истории, математике, иностранным языкам. Составители программ считали очень важным изучение словесности, при этом предполагалось, что каждый ученик должен научиться писать на заданную тему, излагая свои мысли правильно и изящно.

Первый директор Царскосельского лицея
Василий Федорович Малиновский

Указ о Лицее император подписал в августе 1810 года, после этого был объявлен набор будущих лицеистов, и уже через некоторое время будущему директору В. Малиновскому поступили прошения от тридцати восьми семей. Это было больше, чем предполагали организаторы учебного заведения, поэтому в доме министра просвещения графа А. Разумовского устроили своеобразные приемные экзамены и медицинский осмотр. К сентябрю отобрали тридцать мальчиков, список учеников был "высочайше" утвержден. Почти всем детям потребовались рекомендации влиятельных лиц, так, Александр Пушкин был принят при поддержке друга семьи известного литератора А. Тургенева, просил за племянника и дядя В. Л. Пушкин, тоже известный в светских кругах и не чуждый литературе человек. В начале октября 1811 года принятые в Лицей мальчики начали съезжаться в Царское Село. Их встречали преподаватели и директор.

Василий Федорович Малиновский, директор Лицея в первые годы его существования, был одним из самых образованных людей своего времени, он искренне верил в исключительное назначение нового учебного заведения, и сделал все, чтобы его питомцы прониклись самыми высокими идеями преобразований на благо России. Директор получил право лично подобрать педагогический коллектив, поэтому среди первых преподавателей Лицея были самые передовые и талантливые люди. Малиновский стремился создать особый "лицейский дух" - атмосферу, в которой естественным был свободный обмен мнениями, даже обсуждение самых острых тем общественного устройства. Педагоги и наставники должны были относиться к лицеистам как ко взрослым, обращаться к ним на "вы", некоторые воспитанники и между собой оставались на "вы".

Открытие Лицея в Царском Селе. А. Иткина

Торжественное открытие Лицея состоялось 19 октября 1811 года в присутствии Александра I, его семьи, самых знатных и влиятельных людей Российского государства. В центре большого зала стоял стол, покрытый красным сукном, на нем лежала роскошно оформленная грамота об учреждении Лицея. По одну сторону стола стояли лицеисты вместе с директором, по другую - профессора. За столом в креслах сидели почетные гости во главе с императором. Торжественную речь произнес директор Лицея В. Малиновский, затем к будущим воспитанникам обратился адъюнкт-профессор Куницин. Его взволнованное выступление лицеисты с благодарностью вспоминали потом всю жизнь. После торжественной церемонии мальчиков повели на обед, а гости осмотрели помещения Лицея. Вечером устроили прекрасный фейерверк.

Комната, в которой жил лицеист Александр Пушкин

Для тридцати мальчиков началась новая жизнь. Они жили в небольших комнатах со скромной мебелью - только самой необходимой. Пущин вспоминал потом, что в их "кельях" находились "железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке - чернильница и подсвечник со щипцами". Распорядок дня был суровым: подъем по звонку в шесть утра, с 7 до 9 - классы, в 9 - чай, до 10 - прогулка, с 10 до 12 - классы, затем прогулка, обед, снова занятия чистописанием и рисованием, с 3 до 5 - снова классы, снова прогулка, повторение уроков, в 9 - ужин, в 10 - вечерняя молитва и чай. В течение шести лет обучения никто из лицеистов не должен был покидать Лицей, родным разрешали посещать мальчиков только по праздникам.

Памятник Пушкину - лицеисту в Царском селе

Почти все выпускники первого лицейского набора с благодарностью и грустью вспоминали потом годы жизни и учебы в Лицее, а день 19 октября стал для них священным. Бывшие лицеисты стремились 19 октября собраться вместе, но годы шли, у каждого из них была своя непростая жизнь, и возможность встретиться появлялась далеко не всегда. Всем памятны стихи А. С. Пушкина, в названиях которых стоит эта знаменательная дата - 19 октября. Сам Пушкин и его сокурсники не без основания считали истинно лицейским только свой первый выпуск. И хотя Лицей продолжал существовать, программа обучения в нем изменилась, пришли другие преподаватели - и не стало неповторимого лицейского духа. В 1822 году Лицей передали в ведомство главного директора кадетских и пажеских корпусов, а в 1843 году перевели из Царского Села в Петербург, переименовав из Царскосельского в Александровский. Лицей просуществовал почти сто лет, многие его воспитанники стали достойными гражданами своей страны - военными, инженерами, учеными. Но само слово "Лицей" так и остается для нас связанным с его первым, пушкинским выпуском.

Здание Царскосельского лицея сегодня


Текст подготовила Галина Дрегуляс

Для тех, кто хочет узнать больше:

1. Павлова С. В. Императорский Александровский (бывший Царскосельский) Лицей. М., 2002
2. Руденская С.Д. Царскосельский - Александровский Лицей. СПб., 1999
3. Басина М. Жизнь Пушкина. В 4-х тт. М., 1999