Гуревич психология. Гуревич П.С. Практическая психология для всех. Клинический психоанализ. Гуревич Павел Семенович

Павел Семёнович Гуревич (13 августа 1933, Улан-Удэ) - российский философ, кандидат исторических наук, доктор филологических наук, доктор философских наук, профессор.

Гуревич Павел Семенович - окончил историко-филологический факультет Уральского государственного университета (1955г.) и аспирантуру МГУ им. Ломоносова (1965г.). Доктор филологических наук, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой «Психология» МГТА, заведующий сектором Института философии РАН. Специалист по клинической психологии, психоанализу, трансперсональной психологии и философской антропологии. Руководил факультетами психологии в ряде московских ВУЗов. Избран вице-президентом Академии гуманитарных исследований. Академик Российской академии естественных наук (РАЕН), Академии педагогических и социальных наук.

Является президентом Московской межрегиональной психоаналитической ассоциации, одним из учредителей и членов бюро Российской психоаналитической ассоциации. Член президиума Всесоюзной ассоциации трансперсоналистов. Практикующий сертифицированный психоаналитик.

Под редакцией П.С. Гуревича вышло более 30 томов серии «Классики мировой психологии», в том числе труды З. Фрейда, А. Адлера, Э. Фромма, К. Юнга, Э. Эриксона, В. Райха. Ответственный редактор и автор большинства статей популярной энциклопедии «Психоанализ». Автор книг «Психология», «Популярный психологический словарь», «Клиническая психология».

Об авторе в энциклопедии Отзывы об авторе "Гуревич П.С."

Словарь по культурологии

Словарь терминов и понятий по культурологии под редакцией А. П. Гуревича содержит полный перечень основных понятий, используемых в культурологии, таких как Абстракционизм, Аксиология, Аккультурация, Анимизм, Артефакт, Архетип, Астрология, Бескультурье, Варварство, и т. д.

скачать Разное

См. также: Педагог (Древняя Греция) … Википедия

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА - отрасль психологии, предмет к рой это психологич. особености различн. видов трудовой зависимости от обществ. историч. и конкретных производственных условий, от орудий труда, методов трудового обучения и психологич. Личностей трудящихся. Поэтому… … Российская социологическая энциклопедия

Psychologie de l Éducation … Википедия

Призвана установить наиболее общие закономерности всех видов художественной деятельности, раскрыть механизмы становления личности человека творца, проанализировать различные формы воздействия искусств на человека. Содержание 1 Искусство как… … Википедия

Наука, объектом изучения которой является образование как особая область социокультурной действительности. Относительно этого объекта П. создает один или несколько научных предметов. П. научная дисциплина, обеспечивающая средствами и знаниями те… … Новейший философский словарь

психология гуманистическая - одно из ведущих направлений современной западной, преимущественно американской психологии. Зародилась в 50 е годы. Названа гуманистической, ибо признает главным предметом личность как уникальную целостную систему, коя представляет собой не нечто… …

психология обучения - раздел психологии педагогической, изучающий формирование деятельности познавательной. В ее основе лежит идея, что учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся должен проводиться с ориентировкой на тот уровень, который ими достижим в… … Большая психологическая энциклопедия

I Педагогика (греч. paidagogike) наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения. Основными категориями … Большая советская энциклопедия

ПЕДАГОГИКА - искусство обучения и формирования индивидов. Принцип всякой педагогики – не только передавать знания, но формировать полноценных людей. Педагогика носит не только интеллектуальный, но и психологический характер. Ее первая задача – сделать… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

ПЕДАГОГИКА - искусство обучения и формирования индивидов. Принцип всякой педагогики не только передавать знания, но формировать полноценных людей. Педагогика носит не только интеллектуальный, но и психологический характер. Ее первая задача сделать… … Философский словарь

В книге содержится материал, который позволяет познакомиться с основами клинической практики. На примерах психотерапевтической деятельности автор анализирует базовые положения психоанализа, объясняет, как идет работа с бессознательным содержанием психики, какие защитные механизмы используются в этой работе, что такое неврозы и психозы. Важное место в книге занимает тема различных характеров, которые присущи людям. Особое внимание уделяет детскому психоанализу.
Книга будет интересной для тех, кто хочет получить знания по психоанализу, а также привлечет внимание специалистов.
ВВЕДЕНИЕ............................................... 3
РАЗДЕЛ I. ПСИХОЛОГ-ПРАКТИК И КЛИНИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ
Глава 1. ЗАЧЕМ НУЖЕН ПСИХОЛОГ?..................... 19
§ 1. Разве они безумцы?.................................. 19
§ 2. Демон или святой?................................... 21
§ 3. Чем располагает психолог?............................ 23
§ 4. Невроз и культура................................... 26
§ 5. Глубинная психология................................ 28
§ 6. Психологическое консультирование.................... 30
§ 7. Феномен бессознательного............................ 32
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ............................. 34
УПРАЖНЕНИЯ............................................ 34
Глава 2. ЧТО ТАКОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ?............... 36
§ 1. Поток образов....................................... 36
§ 2. Механизм сопротивления............................. 38
§ 3. Пациент на консультации............................. 40
§ 4. Казус Оли.......................................... 42
§ 5. Метод свободных ассоциаций......................... 44
§ 6. Идеализация воспоминаний............................ 47
§ 7. Вытеснение......................................... 48
§ 8. Между Сциллой и Харибдой........................... 50
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ............................. 53
УПРАЖНЕНИЯ............................................ 53
Глава 3. КАК ПРОНИКНУТЬ В БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ?...... 55
§ 1. Из глубин подсознания............................... 55
§ 2. Королевский путь в бессознательное.................... 56
§ 3. Истолкование сновидений............................. 59
§ 4. Осуществление желания.............................. 61
§ 5. Процесс смещения................................... 63
§ 6. Механизм сгущения.................................. 66
§ 7. Сексуальная символика.............................. 67
§ 8. Аутотренинг........................................ 68
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ............................. 72
УПРАЖНЕНИЯ............................................ 72
Глава 4. КАКОВЫ ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПСИХИКИ? 75
§ 1. Грани личности...................................... 75
§ 2. Право на счастье..................................... 77
§ 3. Сублимация......................................... 79
§ 4. Драматургия сублимации............................. 81
§ 5. Перенос............................................ 84
§ 6. Драматургия проекции.................................. 87
§ 7. Идентичность.......................................... 89
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ............................. 93
УПРАЖНЕНИЯ............................................ 93
Глава 5. О ЧЕМ НЕ МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ РЕБЕНОК?...... 94
§ 1. Феномен детства в истории психологии................. 94
§ 2. Сексуальные переживания ребенка..................... 95
§ 3. Зарождение детского психоанализа..................... 96
§ 4. Маленький Ганс..................................... 99
§ 5. Игровая терапия..................................... 102
§ 6. Символика животных................................ 104
§ 7. История Лены....................................... 105
§ 8. Методика работы.................................... 107
§ 9. Предположение супервизора.......................... 108
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ............................. 110
УПРАЖНЕНИЯ............................................ ПО
РАЗДЕЛИ. ТИПЫ ХАРАКТЕРОВ. НЕВРОЗЫ. КОМПЛЕКСЫ. ПСИХОСЕКСУАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА
Глава 1. КАКОЙ У ВАС ХАРАКТЕР?....................... 112
§ 1. Трансляция невроза.................................. 112
§ 2. Характер и спонтанность.............................. 114
§ 3. Оральный характер.................................. 116
§ 4. Специфические черты характера....................... 119
§ 5. Любовь и фантазия................................... 121
§ 6. Терапия орального характера.......................... 124
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ............................. 128
УПРАЖНЕНИЯ............................................ 128
Глава 2. КАК СЛОЖИЛСЯ ВАШ ХАРАКТЕР?............... 130
§ 1. Анальный характер.................................. 130
§ 2. Черты анального характера............................ 132
§ 3. Мазохистский характер............................... 134
§ 4. Черты мазохистского характера........................ 136
§ 5. Мышечный панцирь.................................. 139
§ 6. Распускание мышечного панциря...................... 141
§ 7. Биоэнергетика....................................... 143
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ............................. 145
УПРАЖНЕНИЯ............................................ 146
Глава 3. ЧТО ПРОИСХОДИТ НА ГЕНИТАЛЬНОЙ СТАДИИ
РАЗВИТИЯ?.............................................. 148
§ 1. Что такое генитальность?............................. 148
§ 2. Истерический характер............................... 149
§ 3. Терапия истерического характера...................... 151
§ 4. Фаллически-нарциссический характер.................. 153
§ 5. Психопатический характер............................ 156
§ 6. Генезис психопатического характера.................... 158
§ 7. Пассивно-женственный характер................... 159
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ..........................".] 162
УПРАЖНЕНИЯ............................................ 163
Глава 4. ПАТОЛОГИЧНЫ ЛИ КОМПЛЕКСЫ
И ОТКЛОНЕНИЯ?........................................ 164
§ 1. Садомазохизм....................................... 164
§ 2. Стадии сексуального развития......................... 166
§ 3. Зависть к пенису..................................... 169
§ 4. Комплекс кастрации.................................. 172
§ 5. Эдипов комплекс.................................... 173
§ 6. Эдипальные отношения............................... 175
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ...................... 178
УПРАЖНЕНИЯ............................................ 178
Глава 5. НЕУЖЕЛИ В ДРУГИЕ ЭПОХИ ЛЮБИЛИ ИНАЧЕ? 179
§ 1 . Эрос............................................... 179
§ 2. Эрос древних цивилизаций............................ 180
§ 3. Грех и раскаяние в язычестве.......................... 182
§ 4. Язычники и христиане................................ 184
§ 5. Агапе (греч.) - братская любовь........................ 187
§ 6. Куртуазная любовь................................... 190
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ............................ 194
УПРАЖНЕНИЯ............................................ 195
Глава 6. ЧЕМ ОБУСЛОВЛЕНО ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ?.............................................. 196
§ 1. Стереотипы поведения................................ 196
§ 2. Персонификация чувства любви....................... 198
§ 3. Пуританская любовь................................. 200
§ 4. Вампиры и совратители............................... 202
§ 5. Галантный век и Просвещение......................... 203
§ 6. «Желать обнять у вас колена...»........................ 207
§ 7. Сексуальная революция............................... 208
§ 8. Психосексуальные расстройства....................... 212
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ............................. 214
УПРАЖНЕНИЯ............................................ 214
Глава 7. ОТЧЕГО УМЕРЛО ВАШЕ ТЕЛО?.................. 215
§ 1. Загубленная чувственность............................ 215
§ 2. Как мы теряем свое тело.............................. 217
§ 3. Компенсация ума.................................... 219
§ 4. Голос плоти......................................... 223
§ 5. «Я» и тело.......................................... 225
§ 6. Насилие, мастурбация и половая холодность............. 227
§ 7. Человек - не животное................................ 229
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ............................. 231
ЛИТЕРАТУРА............................................. 231
РАЗДЕЛ III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ. АГРЕССИВНОСТЬ. ШИЗОИДНЫЕ ТИПЫ
Глава 1. КТО ВЫ - ЭКСТРАВЕРТ ИЛИ ИНТРОВЕРТ?....... 232
§ 1. Многообразие психологических типов.................. 232
§ 2. Почему трудно определить установку................... 234
§ 3. Понятие функций.................................... 236
§ 4. Иерархия функций................................... 238
§ 5. Рациональные и иррациональные функции............... 240
§ 6. Ведущая функция.................................... 243
§ 7. Подчинённая функция................................ 245
§ 8. Хочу стать экстравертом!............................. 246
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ............................. 248
УПРАЖНЕНИЯ............................................ 248
Глава 2. ЧТО МЕШАЕТ ВАШИМ МЫСЛЯМ И ЧУВСТВАМ? 249
§ 1. Мыслительный экстраверт. Ведущая функция............ 249
§ 2. Невроз мысли....................................... 251
§ 3. Подавленное интровертное чувство..................... 252
§ 4. Как чувство может проявиться в сознании............... 254
§ 5. Экстравертный чувствующий тип. Ведущая функция...... 256
§ 6. Невроз чувства...................................... 259
§ 7. Подчинённая функция................................ 261
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ............................. 264
УПРАЖНЕНИЯ............................................ 264
Глава 3. ЧТО ОГРАНИЧИВАЕТ ВАШИ ОЩУЩЕНИЯ
И ИНТУИЦИЮ?.......................................... 267
§ 1. Экстравертный ощущающий тип...................... 267
§ 2. Невроз функции..................................... 269
§ 3. Подчинённая функция................................ 271
§ 4. Интуиция против ощущения........................... 272
§ 5. Экстравертный интуитивный тип. Ведущая функция...... 274
§ 6. Невроз функции..................................... 276
§ 7. Подчинённая функция................................ 278
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ............................. 281
УПРАЖНЕНИЯ............................................ 281
Глава 4. КАК ВЫ СКРЫВАЕТЕ СВОИ МЫСЛИ И ЧУВСТВА? 282
§ 1. Интровертный мыслительный тип. Ведущая функция..... 282
§ 2. Невроз функции..................................... 285
§ 3. Подчинённая функция................................ 286
§ 4. Интровертный чувствующий тип. Ведущая функция...... 289
§ 5. Невроз функции..................................... 291
§ 6. Подчинённая функция................................ 293
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ............................. 296
УПРАЖНЕНИЯ........................................... 296
Глава 5. ЗАЧЕМ ВАМ ОЩУЩЕНИЕ И ИНТУИЦИЯ? 297
§ 1. Интровертный ощущающий тип. Ведущая функция....... 297
§ 2. Невроз функции..................................... 300
§ 3. Подчинённая функция................................ 301
§ 4. Интровертный интуитивный тип. Ведущая функция....... 304
§ 5. Невроз функции..................................... 306
§ 6. Подчинённая функция................................ 308
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ............................. 311
УПРАЖНЕНИЯ............................................ 311
Глава 6. ЗАЧЕМ НУЖНО ГУБИТЬ ЖИЗНЬ?............... 312
§ 1. Синдром разрушительности........................... 31?
§ 2. Персонификации зла................................. 314
§ 3. Феноменология жестокости........................... 317
§ 4. Аномальное существо................................ 319
§ 5. Заменяемость личности............................... 322
§ 6. Некрофил........................................... 323
§ 7. Акцентуации....................................... 326
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ.............................. 328
УПРАЖНЕНИЯ............................................ 328
Глава 7. ОТКУДА БЕРУТСЯ ШИЗОИДЫ?.................. 329
§ 1. Начало психоза...................................... 329
§ 2. Шизоидное отклонение............................... 331
§ 3. Распад тождественности.............................. 333
§ 4. Шизофрения........................................ 336
§ 5. Субличность........................................ 338
§ 6. Миф душевной болезни............................... 340
§ 7. Критика цивилизации................................ 341
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ............................. 344
УПРАЖНЕНИЯ............................................ 344
Глава 8. КАК СПРАВИТЬСЯ С ДУШЕВНЫМ НЕДУГОМ? ... 345
§ 1. Групповая терапия................................... 345
§ 2. Психология тела.................................... 348
§ 3. Биоэнергетика....................................... 350
§ 4. Структурная интеграция (рольфинг).................... 352
§ 5. Техника Ф. Александера.............................. 354
§ 6. Метод М. Фельденкрайза............................. 355
§ 7. Чувственное осознавание............................. 357
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ............................. 359
УПРАЖНЕНИЯ............................................ 359
РАЗДЕЛ IV. АРХЕТИПЫ КОЛЛЕКТИВНОГО СОЗНАНИЯ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ФЕНОМЕН
Глава 1. ВСЕ ЛИ ЛЮДИ ИСПЫТЫВАЮТ СТРАХ?.......... 361
§ 1. Страх как феномен................................... 361
§ 2. Глубинное влечение.................................. 363
§ 3. Беспричинный и «безосновный» страх.................. 366
§ 4. Страх иррациональный............................... 369
§ 5. Корни тревоги...................................... 372
§ 6. Степень осознания.................................. 373
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ............................. 377
УПРАЖНЕНИЯ............................................ 377
Глава 2. ПОЧЕМУ ЛЮДИ БОЯТСЯ СМЕРТИ?.............. 378
§ 1. Кошмар смерти...................................... 378
§ 2. «Дар случайный».................................... 380
§ 3. Жизнь и бессмертие.................................. 382
§ 4. Символика жизни и смерти............................ 384
§ 5. Модусы бессмертия.................................. 386
§ 6. Образы смерти...................................... 388
§ 7. Тайна иного бытия................................... 392
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ............................. 393
УПРАЖНЕНИЯ............................................ 393
Глава 3. ЧТО ТАКОЕ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ? .... 395
§ 1. Трансперсональный опыт............................. 395
§ 2. Разве это безумие?................................... 398
§ 3. Шаманизм как феномен............................... 400
§ 4. Немедицинские стратегии лечения..................... 402
§ 5. Холотропная терапия................................. 405
§ 6. Человек - машина?................................... 408
§ 7. Экзистенция........................................ 410
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ............................. 412
УПРАЖНЕНИЯ............................................ 413
Глава 4. КАК ФОРМИРУЕТСЯ СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР? 414
§ 1. Социализация....................................... 414
§ 2. Индивидуальный характер............................ 416
§ 3. Социальный характер................................ 417
§ 4. Рецептивная ориентация.............................. 421
§ 5. Эксплуататорская ориентация......................... 423
§ 6. Накопительская ориентация........................... 424
§ 7. Рыночная ориентация................................ 426
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ............................. 430
УПРАЖНЕНИЯ............................................ 431
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................... 432
ЛИТЕРАТУРА............................................ 434
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ.................................... 440

Учебник вооружает педагогов основными знаниями в области психологии. Педагогическая психология всегда удерживала в поле своего внимания обучение и воспитание. В учебнике даны основные сведения по двум разделам психологического знания – индивидуальной и социальной психологии. В свою очередь социальная психология представлена тремя основными блоками: психология общения, психология группового сознания и психология групп. Особо подчеркивается связь психологии с педагогикой и социальной философией. Соответствует ФГОС ВО 3+. Для студентов бакалавриата педагогических направлений.

Произведение относится к жанру Учебная литература. Оно было опубликовано в 2017 году издательством Кнорус. На нашем сайте можно скачать книгу "Психология" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

Специальный раздел посвящен проблемам личности в образовательных моделях, где представлены современные концепции и стратегии образования, развивающиеся педагогические технологии и основы проектирования учебновоспитательных ситуаций . <...> Он способен с предельным погружением войти в сферу собственных мыслей и критически воспринять ее. <...> Человек может рассуждать, познавать, оценивать, выстраивать логически стройную последовательность умозаключений . <...> Что толку, если заветы прошлого живы, но мы не хотим затратить собственного труда, чтобы изучить то, что знали наши предшественники. <...> Рассуждая о воспитании, русский философ , публицист В.С. Соловьев (1853-1900) пишет одновременно о том, что выражает суть человека как существа: Высшая, безусловная нравственность также обязывает настоящее поколение передать новому двоякое наследие; во-первых, все положительное, что добыто прошедшим человечества, все результаты исторического сбережения, а во-вторых, способность и готовность воспользоваться этим основным капиталом для общего блага, для нового приближения к высшей цели2. <...> Античность дала фактическое обоснование тому, чем мы можем быть в качестве людей Запада, - пишет Ясперс . <...> Огромную роль воспитанию придавал немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804). <...> Именно «в воспитании кроется великая 1 Ясперс К. <...> В этом значении философская антропология противостоит традиционным сферам философского знания - онтологии (учении о бытии), логике, теории познания, истории философии, этике, эстетике, натурфилософии, социальной философии, философии истории. <...> Шелер (1874-1928) связывал образование со становлением человека и преображением общества. <...> Шелер задумывается об образовании как о глобальной проблеме. <...> Манхейм (1893-1947) также рассматривает образование в контексте огромных общественных перемен. <...> Манхейм вошел в историю социологии как один из наиболее продуктивных мыслителей, изучавших социальную природу знания. <...> В работе «Диагноз <...>

Психология_и_педагогика._Учебник._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._(Серия_Учебники_профессора_П.С._Гуревича).pdf

УДК (075.8) ББК 74.20ÿ73-1+88.8ÿ73-1 Ã95 Главный редактор издательства кандидат юридических наук, доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили Гуревич, Павел Семенович. Ã95 Ï.Ñ. Ãóðåâè÷. - Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, - 320 ñ. - (Ñåðèÿ «Учебники профессора П.С. Гуревича».) Психология и педагогика: учебник для студентов вузов / 2015. ISBN 5-238-00904-6 Агентство CIP РГБ Рассматриваемые основные положения психологии и педагогики дают новое представление об этих дисциплинах, без которых невозможно воспитание и образование человека. Подробно освещаются специфика чувственного и рационального познания, общее и индивидуальное в психике учащегося. Специальный раздел посвящен проблемам личности в образовательных моделях, где представлены современные концепции и стратегии образования, развивающиеся педагогические технологии и основы проектирования учебновоспитательных ситуаций. Особое внимание уделяется организации образовательной деятельности и управлению образовательными системами. Для студентов вузов, а также всех интересующихся проблемами психологии и педагогики. ББК 74.20ÿ73-1+88.8ÿ73-1 ISBN 5-238-00904-6 © Ï.Ñ. Ãóðåâè÷, 2005 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2005 Воспроизведение всей книги или какой-либо ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в Интенетсети, запрещается без письменного разрешения издательства В оформлении учебника использованы рисунки из книги Г. Бидерманна «Энциклопедия ñèìâîëîâ» (Ì.: Республика, 1996)

Стр.3

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОЗНАНИЕ Тема 1. Необходимость изучения психологии и педагогики: в поисках смысла Тема 2. Объект и предмет психологии и педагогики Тема 3. Способы приобретения психологических знаний Тема 4. Постулаты и принципы построения психологической реальности 3 13 14 33 53 63 РАЗДЕЛ II. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ 77 Тема 5. Мотивационно-потребностная сфера человека Тема 6. Чувственное познание Тема 7. Рациональное познание РАЗДЕЛ III. ОБЩЕЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В ПСИХИКЕ 102 113 126 Тема 8. Целостное и парциальное описание психологии человека 127 Тема 9. Конституциональный уровень психики РАЗДЕЛ IV. ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЯХ Тема 11. Ценности и цели образования Тема 12. Современные стратегии и модели образования Тема 13. Развивающиеся педагогические технологии Тема 14. Педагогика межличностных отношений 161 162 174 186 202 Тема 15. Основы проектирования учебно-воспитательных ситуаций 226 РАЗДЕЛ V. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 247 Тема 16. Сущность процесса обучения Тема 17. Педагогический контроль и оценка качества образования 274 Тема 18. Управление образовательными системами Заключение 248 303 315 141 Тема 10. Ролевой уровень поведения и его отражение в психике 149 78 320